Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальная работа общества как важный фактор обеспечения социального благополучия человека и общества. Характеристика социального благополучия




 

Социальная работа как наука (социальная работа как наука (социальная наука о проблемах)) - сложный комплекс научных знаний о человеке и обществе. Своим появлением С. р. как н. детерминирована ростом социальных проблем в современном обществе, прежде всего проблем, связанных с индустриальной, урбанистической эпохой развития западных обществ на путях их капитализации, формирования буржуазного общества, сопряженного с разрушением социально-экономических и культурных основ существования народов и прежних социальных групп (сословий). К этим проблемам можно отнести появление и рост безработицы, экономической и духовной бедности и нищеты, преступности, одиночества, суицида, наркомании и других форм девиантного поведения, ставших важным фактором напряженности в обществе. Исследование этих проблем как инструмент научного познания и понимания ситуации, ее причин, форм, тенденций, подходов и путей «врачевания» - таковы объективные причины возникновения социальной науки в нестабильном обществе, решающим образом повлиявшие на формирование ее как:

1) одной из первых междисциплинарных наук, основанных на интеграции, взаимодополнительности, обмене многосторонним научны?» знанием, способным дать всестороннюю и глубинную картину социальных проблем, с при влечением инструментария социологии, психологии, педагогики, медицины вначале, а затем - экономики, права, этики, эстетики, антропологии, конфликтологии и других наук, связанными с изучением человека;

2) одной из первых проблемно ориентированных наук, главным предметом исследований которой стали именно требующие решение проблемы современного общества, их причины, сущность, формы, тенденции распространения, подходы, пути и модели социальное врачевания;

3) одной из первых помогающих наук в современном социально-гуманитарном знании, главная цель которой - привлечение всего потенциала научного знания именно к врачеванию социальных проблем современного общества;

4) науки исключительно человекомерного характера, главный объект которой - человек во всех его проявлениях. Она связана с исследованием глубинных сторон и форм проявления человеческой сущности, особенно в экстремальных условиях существования, исследование связанных с этим подходов к оказанию помощи социально-уязвимым категориям населения не способным без внешнего профессионального участия решить свои проблемы в обществе средствами социально-организационного психолого-педагогического, социально-медицинского, социологического, социально-философского, социально-экономического, социально-правового и иного социально-гуманитарного знания.

Основной целью социальной работы является социальное благополучие.

БЛАГОПОЛУЧИЕ - категория, обозначающая отсутствие ярко выраженных конфликтов на социальной, классовой, религиозной и др. основе в обществе. Зависит от уровня и качества жизни, степени удовлетворенности граждан.

Социальное благополучие - антипод бедности, которая стала в нашей стране одной из наиболее злободневных проблем. Среди факторов, повлиявших на быстрый рост уровня бедности в России в целом, можно назвать сокращение занятости, резкое снижение трудовых доходов, массовую безработицу, вызванную социально-экономическими реформами, неэффективную систему социальной защиты населения, низкие доходы и др. В документах ООН бедность рассматривается с точки зрения низкого качества человеческого развития. В Конституции РФ записано, что все ветви власти имеют главную цель - повышение благосостояния населения, но нет федерального закона, определяющего суть благосостояния.

БЛАГОСОСТОЯНИЕ - обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и социальными, в т.ч. культурными (духовными) благами, т.е. предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности. В советской экономической науке Б. рассматривалось, хотя и с существенными оговорками, как категория, объединяющая термины «уровень жизни», «качество жизни» и «образ жизни». В то же время Б. выражалось системой показателей, характеризующих уровень жизни.

Государство всеобщего благосостояния - общество, где существует государственная ответственность за благосостояние граждан. Государство предоставляет льготы и решает проблемы социального обеспечения посредством пособий по безработице, пособий малообеспеченным семьям, денежных доплат низкооплачиваемым работникам и т.п. Финансирование этих расходов осуществляется государственными страховыми программами и через систему налогообложения, которая уменьшает социальное неравенство посредством перераспределения ресурсов.

Мальтузианство - социологическая доктрина, названа по имени английского экономиста и священника Т.Р. Мальтуса, излагает систему взглядов на закономерности воспроизводства народонаселения.

Патерналистская система социального обеспечения - модель социальной политики, при которой государство берет на себя ответственность за социально-экономическое положение в обществе и одновременно претендует на использование любого инструмента из арсенала административных средств, который представляется ему целесообразным.

Социальная политика - общественный институт, деятельность которого направлена на обеспечение основных социальных потребностей общества и его слоев.

Термин «социальная политика» образован сравнительно недавно. Однако ее концептуальные основы закладывались социальными мыслителями на протяжении многих столетий. Ученые еще с древних времен задумывались о взаимоотношениях человека и общества, гражданина и государства, обращались к проблеме оптимального государственного устройства.

В разные времена авторы известных трактатов и теорий выражали понимание справедливого общественного устройства через отношение к труду, собственности, к человеку как личности. Одними из первых к рассмотрению социальной проблематики в организации государства обратились античные философы. Позже данная тематика развивалась в знаменитых социальных утопиях. Работы, посвященные теории общественного договора, рассматривали вопросы социальной политики как одного из важнейших направлений внутренней политики государства. Представители немецкой классической философии также оставили свой след в теории решения социальных проблем государством. Серьезное развитие социальная проблематика получила в работах К. Маркса и его последователей, перерастая в известные эталитаристские программы обеспечения социального благосостояния.

Социальная проблематика не всегда воспринималась как объект государственной политики. Многое делалось церковью, общественной благотворительностью. Были периоды, когда ученые и политики считали позитивным промедление или вообще отсрочку решения тех или иных социальных проблем. В этом отступлении проявлялась определенная социальная позиция: решать или не решать те или иные социальные проблемы, какая из сфер общественной жизни является приоритетной.

Некоторые авторы, говоря о новой исторической форме современного человека, отмечают, что благополучие определяется собственной сущностью самого человека. Нередко на передний план выдвигается концепция персонализма, предполагающая, что в условиях кризиса необходимо помочь человеку сохраниться и вместе с тем измениться, добиться всеобщего взаимопонимания между людьми и сообществами. В современных условиях реализовать эту концепцию непросто, а, может, и невозможно. Существует множество националистических теорий (новый национализм, консервативная революция, национальная идея), которые имеет определенную политическую, экономическую и социальную почву, нередко не позволяющую преодолеть кризисные проявления в социальной сфере общества. В тоже время не определены меры развития самого человека и меры цивилизованности различных стран, в том числе и пореформенной России.

В отечественной литературе встречаются различные варианты концепции социального развития: теория общественного развития, теория социально-бытового развития, теория эволюции социальной микросреды человеческой жизни, теория развития социальной структуры, теория гражданского общества, виталистская концепция.

Разумеется, это не все трактовки понятия «социальные изменения». Их великое множество. Однако, в большинстве концепций, как отмечают российские исследователи, речь идет, прежде всего, об изменениях в отдельных сферах жизнедеятельности людей и личной жизни граждан. Виталистская концепция социального развития важнейшее место в теории отводит закономерностям взаимосвязи, взаимодействия жизненных сил различных субъектов социальной жизни в связи с совершенствованием, использованием в своих интересах их жизненного пространства, разнообразных средств к жизни. В некоторых работах имеются утверждения, согласно которым общественные конфликты являются порождением индивидуального сознания, а не социально экономической реальности. Однако в любом варианте термин «социальные изменения» не может заменить глобальное понятие «общественный прогресс», «социальная модернизация» и «социальная революция».

Ни социальная значимость государства, ни научно-техническая, революция, ни образование, ни коммуникативная рациональность, ни нормативно-правовая регламентация реформ, если у власти стоит одна партия и авторитарный режим, выражающий интересы меньшинства населения, не могут привести к существенных изменениям в жизни широкого круга людей, характере общественных отношений и отмене современного социального рабства.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2252 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2218 - | 2181 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.