Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Нация: признаки, теории, типология, идеология




Другой важной категорией этнополитики является нация. К характерным чертам нации относятся подчинение всех ее членов единому правительству; проживание на одной территории; общие язык, литература, обычаи; общее происхождение и история; особый национальный характер; единая религия; общие интересы; уважительное отношение между людьми; чувство гордости к достижениям и печали к неудачам национальной политики; равнодушие или враждебность к другим национальностям.

Существует понятие «идеальной нации». Она имеет характерные черты, отличающие ее от других; свободна от внешнего контроля и достаточно сильна, чтобы обеспечить эту свободу; действует как единое целое, имеющее свои интересы и проводящее политику, направленную на обеспечение этих интересов.

Главное для нации – сохранение ее идентичности и культурной самобытности, свободы самовыражения, создание и сохранение собственного государства и установление хороших отношений с другими нациями и государствами.

Политические интересы обусловливают политизацию национального самосознания, включают нацию в исторический процесс в качестве коллективного политического субъекта. Этому способствуют следующие факторы:

1.Идея национального самосознания, проявляющаяся как противовес всем теориям, оправдывающим умаление национальных особенностей. Исторический опыт убедительно показывает, что пренебрежение национальным самосознанием не может быть долгим.

2.Этническая пестрота, сосуществование в ограниченном географическом пространстве этносов с разными ментальностями, языковыми и культурными отличиями.

3.Отягощенность исторической памяти взаимными обидами, воспоминаниями о войнах и экономической дискриминации.

4.Появление среди этнической общности политических лидеров, способных аккумулировать энергию масс, сформулировать цели и задачи движения.

Существует несколько теорий нации.

Политическая теория нации. Родоначальником ее считается голландский философ Гуго Гроций (XVIII в.). Согласно этой теории, нация – политическая общность, которая имеет собственное государство или стремится реализовать свое право на самоопределение и борется за его создание или возрождение. Она объединяет всех граждан государства, независимо от их этнического или социального происхождения. Это «социальная нация», «нация-государство», «политическая нация». Ее объединяют общий язык, общие символы, лояльность к государству и его законам, единая воля, интересы, общие надежды на будущее.

Психологическая теория нации. Ее автор – французский ученый Эрнест Ренан (XIX в.). По его мнению, «нация – это душа, духовный принцип. Ее складывают две вещи. Одна – в прошлом, другая – в будущем. Первая – это владение обширным наследством воспоминаний, вторая – общее согласие, желание жить вместе, продолжать сообща пользоваться доставшимся единым наследством». Нация – большая группа людей, объединенных духовным принципом, большой солидарностью и моральным сознанием; общей национальной психологией, национальным характером, национальной солидарностью, национальной волей, национальным сознанием и другими чертами чисто психологического характера. Решающий фактор в существовании нации – не внешние объективные черты, а субъективные убеждения.

Культурологическая теория нации. Австрийский ученый Карл Реннер (XIX в.) считал, что нация – это культурное сообщество. Для ее возникновения необходимы «общий литературный язык», «развитая национальная литература», «национально-духовная культура»; таким образом, «нация – это союз одинаково думающих и одинаково говорящих людей». Согласно своей теории, Реннер утверждал, что введение государственного языка в многонациональной стране будет проявлением господства, а не равенства, может вызвать в обществе враждебность и сепаратистские настроения.

Историко-экономическая теория нации. Ее творцами стали теоретики марксизма-ленинизма, среди них Карл Каутский и И.В. Сталин. Согласно марксистскому учению, нация – категория историческая, возникшая вследствие развития капитализма. Главное условие ее формирования – общие экономические связи и общие классовые интересы. Ненаучным является деление наций на «исторические» и «неисторические», то есть находящиеся на магистральном пути общественного прогресса и на его обочине; на «революционные» и «реакционные», на «буржуазные» и «социалистические». На основе приоритета классовых интересов над национальными марксисты делали вывод, например, о существовании двух культур – угнетенных масс и господствующих классов – в каждой национальной культуре.

Этническая теория нации. Начало ее разработки принадлежит немецкому ученому Иоганну Гердеру (XVIII в.). Понятие этнической нации употребляется в случае, если нация складывается из одной этнической группы. Карл Дойч отмечал, что нация - это "группа людей, объединенных общей ошибкой по вопросу своего происхождения и общей нелюбовью к своим соседям".

Нация - крупное, историческое, динамичное, цивилизованное сообщество граждан, часто полиэтничное, но объединенное вокруг какого-либо одного этноса, с национальным языком внутреннего государственного общения (возможно, одним или несколькими локальными официальными языками), как правило, с собственной территорией, общими интересами, единой волей быть единым целым; единой национальной культурой (как синтезом нескольких этнических культур), сознанием общности прошлого, современного и особенно будущего и одновременно собственной самобытности и общим названием.

В типологизации наций возможны различные подходы. В прошлом существовали догматический (формационно-классовый) и критический (цивилизационно-гуманистический). Согласно первому, то есть марксистско-ленинскому, нации делятся на "капиталистические" и "социалистические", а также на "титульные" (коренные) и не титульные (пришлые). Согласно второму, разрабатывавшемуся европейскими учеными либерального направления, нации делятся на политические и этнические, древние и новые, построенные и недостроенные, территориальные и безтерриториальные, к которым до создания Израиля относились евреи, и по сей день относятся цыгане; что касается территориальных наций, то они, в свою очередь, могут быть едиными и расколотыми, а также диаспорными (когда значительная часть нации находится за пределами страны). К диаспорным нациям относятся армяне, греки, евреи, китайцы и другие. К расколотым нациям в разное время относились украинцы, немцы, вьетнамцы, и по сей день ими остаются китайцы и корейцы.

Согласно современной трактовке, нации делятся на три группы:

1.Полномасштабные (политические и этнические).

2.Государственные (политические) нации - в государствах, не имеющих единого языка.

3.Этнические - имеющие язык, но не имеющие государства.

Национальная политика любого государства должна базироваться на определенной идеологии, определенных политических принципах; к ним относятся национализм, интернационализм, шовинизм и сегрегация.

Национализм до недавнего времени трактовался у нас однозначно как реакционная идеология и реакционный политический принцип. Как идеология национализм действительно реакционен (приоритет одной национальной культуры перед другими, приоритет национальных ценностей перед личностными и т.д.). Как политический принцип национализм следует признать, и борьба с ним бесперспективна (в нем заложены такие положения, как учет национальных особенностей, создание жизнеспособных федераций и конфедераций).

Интернационализм считался в СССР единственно верной идеологией в сфере национальных отношений, интернациональное ставилось выше национального. В связи с переосмыслением понятия "национализм" переосмысливается и понятие "интернационализм". Не отвергая этот принцип, как ведущий к установлению контактов между людьми различных национальностей, важно на первый план поставить национальные интересы, которые ближе и понятнее людям.

Шовинизм - это проповедь национальной исключительности. Термин происходит от имени французского солдата Н. Шовена, выставленного в период наполеоновских войн в качестве поклонника величия французской нации. В России до революции (иногда и в современных условиях) проявлялся великорусский шовинизм. В Германии Гитлер насаждал шовинистическую идею превосходства арийской нации. Шовинизм чреват войной и насилием.

Сегрегация - от латинского segregatio, что означает отделение. Это крайняя форма этнической дискриминации, ограничение прав и свобод этнической общности путем создания специальных учреждений, выделения специальных территорий (негритянские гетто в США, еврейские гетто на оккупированных фашистами территориях в годы второй мировой войны, гетто для чернокожих в Южной Африке в середине ХХ века).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 512 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2335 - | 2134 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.