Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћекци€ 1. ѕроисхождение и сущность права




¬озникновение права. —оотношение государства и

ѕрава

 

ѕо мере развити€ обществом выработано множество правил поведени€. ќтдельные правила основаны на обыча€х, традици€х и морали. ќни соблюдаютс€ благодар€ общественному мнению и доброй воле людей. “ак, нарушение норм морали влечЄт за собой общественное порицание и осуждение, причЄм только той части общества, котора€ эту мораль принимает и поддерживает.

–езультатом перехода общества от первобытного состо€ни€ к цивилизованному €вилось государство. √осударство Ц едина€ политическа€ организаци€ общества, котора€ распростран€ет свою власть на всЄ население в пределах территории страны, издаЄт юридически об€зательные велени€, имеет специальный аппарат управлени€ и принуждени€, обладает суверенитетом. [3]

јналогией процесса становлени€ права может служить пример постепенного процесса формировани€ €зыка, когда отбирались лучшие и наиболее приемлемые образцы речи.

“ак же, как и по проблемам государства, имеютс€ различ≠ные теории происхождени€ права: теологическа€ (божественна€), договорна€ или естественно-правова€, историческа€ школа права, марксистска€, психологическа€, позитивистска€ и др., у которых единый подход к пониманию сути права как регул€тора общественных от≠ношений.  ажда€ из теорий преувеличивает одну сторону права в ущерб другим. Ќапример, историческа€ школа права (√. √уно,  .—авиньи, ‘.ѕухта и др.) рассматривает право как результат народного правового убеждени€, складывающегос€ постепенно в ходе исторического процесса. ѕраво всегда национально. ѕринима€ законы, законодатель должен учитывать исторические услови€, сложившиес€ общественные отношени€ и усто€вшиес€ правовые обычаи; по мнению приверженцев психологической теории права (Ћ.». ѕетражицкого, «. ‘рейда, ј. ‘резера, √. “арда и др.), право возникло благодар€ особым свойствам психики человека: большинство желает быть защищЄнным и подчин€тьс€ более сильным; отдельные индивиды не подчин€ютс€ обществу, нарушают общественный пор€док, поэтому их необходимо обуздать; классова€ теори€ права ( . ћаркс, ‘. Ёнгельс, ¬.». Ћенин) рассматривает его как выражение и закрепление воли экономически и политически господству≠ющего класса.  ак и государ≠ство, оно продукт классового общества, его содержание носит классово-волевой характер. ѕраво ничто без государ≠ства, способного принуждать к исполнению пр а ва (¬.». Ћенин). ¬с€кое право есть применение одинакового масштаба к различным люд€м, которые на деле не равны друг другу. –авное право, следовательно, оборачиваетс€ фактическим неравенством.

¬ теории по проблемеприроды и характера взаимодействи€ государства и права выдел€ют три подхода:

1) этатистский подход. √осу≠дарство имеет приоритет над правом; право результат и следствие государственной де€тельности; право подчинено государству. —жата€ форма данного подхода: политика (государство) есть концентрированное выражение экономики, право - концентрированное выражение поли≠тики;

2) подход школы есте≠ственного права ограничивает государство правом. ѕриоритет права по сравнению с государством; право возникает до государства, старше его; государ≠ство не €вл€етс€ источником права;

3) государство и право друг без друга не могут существовать.

¬ юридической науке утверждаетс€, что государство €в≠л€етс€ непосредственным факторомсоздани€ права и глав≠ной силой его осуществлени€. ќно (государство) использует право дл€ достижени€ целей государственной политики. ќднако глубинные истоки права наход€тс€ в экономи≠ке, культуре, традици€х, обыча€х.

¬месте с тем неверно рассматривать право в полном отрыве от государства. “ворческа€ роль государства в отношении права состоит в:

- осуществлении правотворческой де€тельности, т.е. в определении потребности в правовом регулировании тех или иных отношений, определении их юридической формы, учреждении общих норм;

- санкционировании государством норм, которые не относ€тс€ к пр€мому государственному правотворчеству, например в исламских странах действуют законы шариата;

- признании юридически об€зательными фактически сложившиес€ отношени€ в качестве норм права;

- обеспечении развити€ всей системы источников права, во вли€нии на выбор методов правового регулирова≠ни€, в том, что оно управл€ет правовой средой общества, способствует ее обновлению.

 ак пишет —.—. јлексеев, право существует и развиваетс€ в известном противоборстве с государством. √осударство нуждаетс€ в праве не в меньшей степени, чем право в государстве. Ќаправлени€ воздействи€ права на государство:

1. ѕраво оформл€ет структуру государства и регулирует внутренние отношени€ в государственном механизме; закрепл€ет форму, устройство государства, компетенцию органов государственной власти, преп€тствует узурпации власти какой-либо одной ветвью власти;

2. ѕраво составл€ет необходимую сторону государствен≠ной де€тельности. ќно обеспечивает цивилизованное управ≠ление обществом (не через метод насили€ и произвола);

3. ѕраво воздействует на государство при его взаимоот≠ношени€х с населением, гражданами. √осударственные орга≠ны могут совершать только такие действи€, которые предус≠мотрены законом.

4. ѕраво легализует государственную де€тельность, обес≠печива€ дозволенность охранительных и принудительных мер государства;

5. ѕраво указывает границы де€тельности госу≠дарства, пределы вмешательства в частную жизнь граждан;

6. ѕраво регулирует взаимоотношени€ государства с наци≠€ми и народност€ми;

7. ѕраво позвол€ет осуществл€ть контроль за де€тельно≠стью государственного аппарата;

8. ѕраво обеспечивает €зык общени€ с другими государ≠ствами, мировым сообществом в целом. [4]

»так, право - средство ограничени€ государ≠ства, главный институт цивилизации, способный обуздать государство, его произ≠вол (—.јлексеев).

 

ѕон€тие, сущность, содержание, принципы и функции права.

ќбща€ теори€ права различает право в объективном смысле и субъективное право.

ѕраво в объективном смысле - это совокупность юридических норм, регулирующих наиболее важные общественные отношени€.

—убъективное право - правомочие конкретного субъекта права (физического или юридического лица), реализованна€ возможность, за≠крепленна€ правовой нормой (объективным правом). —убъективное право - обеспеченна€ законом мера возможного поведени€ субъекта, направленного на реа≠лизацию своего интереса.

ќсновные признаки права: общеоб€зательность, нормативность, формальна€ определЄнность, государственна€ обеспеченность, системность; социальна€ ценность.

—ущность права многообразна, но она имеет двойственный характер: с одной стороны, право выражает и охран€ет интересы государства (власти) Ц классова€ сущность, а с другой стороны, €вл€етс€ средством защиты интересов всех субъектов права Ц общесоциальна€ сущность. »так, право - это система об≠щеоб€зательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, в которых отражены суще≠ствующие в обществе общественные отношени€ и интересы субъектов и которые регулируют поведение людей.

ѕраво строитс€ и функционирует на основе определен≠ных принципов, которые выражают его сущность, соци≠альное назначение, отражают главные свойства и особенности права.

ѕринципы права - это основные, первоначальные положени€, идеи, юридически закрепл€ющие закономерности об≠щественной жизни, лежащие в основе его реализации. √лавные принципы права: равенство всех перед законом и судом; сочетание прав и об€занностей; справедливость; гуманизм; сочетание убеждени€ и принуждени€ и др.

¬ зависимости от того, на какую область права они рас≠простран€ютс€, принципы дел€тс€ на общие, межотраслевые и отраслевые.

ќбщие принципы права: принцип социаль≠ной свободы, признающий права и свободы человека в качестве высших социальных ценностей; принципы социальной справедливости, принцип демократизма, принцип гуманизма, принцип равноправи€ перед законом, принцип един≠ства юридических прав и об€занностей, принцип ответственности за вину, принцип законности.

ћежотраслевые принципы выражают особенности нескольких родствен≠ных отраслей пр а ва, например, принцип сост€зательности (гражданском и уголовном процессах); принцип материальной ответственности (в гражданском, финансовом, трудовом, административном и иных отрасл€х права).

ќтраслевые принципы относ€тс€ к конкретной отрасли права, например, нет преступлени€, без указани€ на то в законе (в уголовном праве); оплата по количеству и качеству труда (трудовом праве).

јктивна€ роль права выражаетс€ в его функци€х. ‘ункции права - это основные направлени€ его воздей≠стви€ на общественные отношени€, на поведение его субъектов. ¬ыдел€ют регул€тивную, охранительную, экономическую, социальную, законодательную, исполнительную, судебную функции.

ѕон€тие ценности права раскрывает егоположи≠тельную роль дл€ общества в целом и отдельной личности. ÷енность права - это способность права служить целью и средством дл€ удовлетворени€ социально-справедливых, необходимых потребностей и интересов граждан, общества в целом.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2427 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

1290 - | 1098 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.