Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—офистика




 

ѕон€тие "софист" (от греч. σοφισται Ч учитель мудрости) первоначально означало "способный стать мастером" или просто "мастер" 1. ѕиндар относит его к поэтам, т.е. мастерам по≠эзии 2, √еродот Ч к —олону и ѕифагору как к мастерам, опытным в делах человеческих и божеских 3.   середине V в. до н.э. софистом стали называть учител€, дающего платные уроки. —офистика Ч ду≠ховно-воспитательное и философское учение в √реции V и IV вв. до н.э. Ч базировалась на субъективизме и отрицании объективной истины. –азочаровавшись в истинности естественнонаучных теорий, поскольку экспериментальна€ база естественных наук была еще не≠достаточной, софисты обратились к изучению более доступного объекта Ч человека и его мыслительного процесса. Ќе случайно именно в рамках софистики возникает знаменитое изречение ѕротагора: "„еловек Ч мера всех вещей: существующих Ч что они существуют, несуществующих Ч что они не существуют". —кептицизм софистов носил просветительский характер и был на≠правлен на разрушение мифологического сознани€ как, например, сочинение ѕротагора из јбдеры "ќ богах". »з анализа обществен≠ных отношений софисты заключили, что права, обычаи, законы подвержены изменени€м. Ёти творени€ человека отражают интере≠сы различных общественных групп, в то врем€ как природа следует неизменным законам. ƒанный постулат лежит в основе естествен≠ного права и руссоизма.

«аинтересовавшись "человеческим", софисты впервые системати≠зировали пон€ти€ лингвистики, логики, риторики, этики и, наконец, теории государственного устройства. ќбратившись к теории речи, ѕротагор заговорил о грамотном и нормативном выражении мысли, откуда €вились правила грамматики и орфоэпии 4. ќн открыл части речи, упор€дочил родовые окончани€ греческих имен и ввел деле≠ние глаголов на четыре наклонени€. ѕродик составил длинный спи≠сок синонимов, а √оргий Ћеонтийский предложил способы украше≠ни€ речи, заимствованные из поэзии. √иппий из Ёлиды, ѕродик  еосский зан€лись теорией убеждени€, то есть психологией и воспри≠€тием. ‘ормализу€ таким путем €зык, софисты впервые устанавли≠вали дл€ словесного искусства формальные критерии: ορφοτησ Ч правильность на грамматическом уровне и καιποσ Ч своевремен≠ность на стилистическом. ѕри пытливом характере греков вообще и софистов в особенности не мог не возникнуть вопрос о самом про≠исхождении €зыка, точнее о том, произошел ли он природным пу≠тем (physa) или путем особого рода договора (thesei). ¬прочем, ближе к непосредственной цели софистики был вопрос о св€зной речи, поэтому риторика равным образом ведет свое происхождение от них и непосредственно от √орги€.

—офистическое обучение было первым опытом "высшего образо≠вани€", то есть формированием личности с помощью рационалисти≠ческого знани€: взамен родовой элитарности софистика предполага≠ла и создала другую Ч элитарность образованности и знани€.

 ак убедительно показал ћ.Ћ. √аспаров, "софистика в целом была духовным детищем демократии. ƒемократическим было, пре≠жде всего, само предложение научить любого желающего всем дос≠тупным знани€м и этим сделать его совершенным человеком Ч предложение, которым больше всего привлекали к себе внимание софисты. ƒемократический образ мыслей лежал и в основе тех представлений о знании, с которыми выступали софисты: в основе учени€ об относительности истины.  ак в свободном государстве вс€кий человек имеет право судить о государственных делах и тре≠бовать, чтобы с ним считались, так и о любом предмете вс€кий человек вправе иметь свое мнение, и оно имеет столько же прав на существование, как и любое другое. ќбъективной истины нет Ч есть только субъективное суждение о ней: человек есть мера всех вещей. ѕоэтому нельз€ говорить, что одно мнение истиннее друго≠го: можно лишь говорить, что одно мнение убедительнее другого. Ќаучить убедительности, научить "делать слабое мнение сильным" Ч так представл€ли свою главную задачу софисты-преподаватели. ƒл€ этого в их распор€жении были два средства: диалектика, искусство рассуждать, и риторика, искусство говорить; перва€ обращалась к разуму слушателей, втора€ Ч к чувству. “от, кто умело владеет обоими искусствами, может переубедить любого противника и до≠битьс€ торжества своего мнени€, а в этом и заключаетс€ цель иде≠ального "общественного человека", участвующего в государствен≠ных делах. ќтсюда пон€тно то внимание, с каким софисты занима≠лись теорией красноречи€" 5.


1 ћиллер “. ј.   истории литературной критики классической √реции VЧIV в. до н.э. // ƒревнегреческа€ литературна€ критика. ћ., 1975. —. 27.
2 ѕиндар. »стмийские оды. V, 36.
3 √еродот. »стори€. 1, 29; IV, 95.
4 јристотель, к примеру, сообщает, что "роды имен... разделил ѕротагор: мужской, женский, средний" (Arist., Rhetor., 1407a).
5 √аспаров ћ.Ћ. ÷ицерон и антична€ риторика // ÷ицерон ћарк “уллий. “ри трактата об ораторском искусстве. ћ., 1994. —. 9Ч10.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 586 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1407 - | 1366 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.