Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История философии




Цель изучения данного раздела – формирование представления об основных этапах развития мировой философии. Изучение истории философии необходимо для понимания системного характера философского знания. Кроме того, понимание проблем современной философии невозможно без знания предыстории этих проблем.

В разделе представлены три основные эпохи развития философии: философия Древнего мира (античная и древневосточная философия), Средних веков и эпохи Возрождения (западно-европейская и арабо-мусульманская философия) и Новое время. Философия новейшая (называемая также современной или неклассической), т. е., философия второй половины 19 – нач. 21 вв., на семинарских занятиях рассматривается в последующих разделах дисциплины, то есть в системном изучении философии: в семинарах по проблемам онтологии, гносеологии, философской антропологии и социальной философии. Отечественная философия выделена в отдельный семинар, носящий обзорный характер.

Каждая эпоха в истории философии богата учениями и выдающимися мыслителями, однако в рамках изучения дисциплины рассматриваются только некоторые – наиболее характерные для данной эпохи, оказавшие наибольшее влияние на последующее развитие философии. Так, например, из шести систем классической китайской философии на изучение выносятся только две – конфуцианство и даосизм.

Особое значение для изучения истории философии имеет знакомство студентов с первоисточниками – текстами оригинальных произведений выдающихся философов прошлого. Необходимое количество таких текстов представлено в хрестоматиях, изданных кафедрой в 2001 и 2005 гг. Текст составляет ядро гуманитарного знания. Его филологический и логический анализ, понимание и интерпретация, помещение в контексте традиции являются необходимым условием философского познания. Поэтому при подготовке к семинарскому занятию из списков основной литературы предпочтение следует отдавать именно первоисточникам, которые приведены к каждой теме, а не учебникам.

Изучение той или иной эпохи из истории философии следует начинать с осмысления социокультурных условий ее возникновения и развития, так как, будучи учением о всеобщем, философия при этом выступает также и самосознанием, самоосмыслением культуры определенной эпохи или страны.

При подготовке к семинару по философии Древнего Востока следует иметь ввиду тесную связь философии буддизма, даосизма и конфуцианства с соответствующими религиями и мифологиями. Знакомство в предыдущем разделе со спецификой философского знания должно помочь студенту выделить философское ядро этих учений, не спутав философские концепции с религиозными и мифологическим представлениями.

Изучение другой философии Древнего мира – философии древней Греции и Древнего Рима (семинар 5. Античная философия) – предполагается более глубоким и основательным, чем восточной. Студенту необходимо изучить основные этапы развития античной философии (на основе их семинар и структурируется), понять основы философских учений целого ряда мыслителей, наиболее детально ознакомившись с философией классического периода (Сократ, Платон, Аристотель). С античности начинается история европейской философии, в античной философии заложены основы фактически всех последующих учений. Поэтому студентам необходимо уделить этой эпохе развития философии особое внимание: не поняв античную философию, они не смогут в полной мере понять и последующие
темы.

Философия средних веков (семинар 6) развивается в тесном контакте с христианской и мусульманской религиями. Поэтому знакомство с философией средневековья необходимо предварить знакомством с основами религиозного миросозерцания, с основными представлениями религиозной картины мира, а также рассмотреть сложные и неоднозначные отношения между религией и философией. История средневековой философии занимает более тысячелетия, поэтому ее изучение, как и изучение античной философии, предполагает выделение основных периодов ее развития: патристику и схоластику, понимание их особенностей. В отдельный вопрос выделена философия эпохи Возрождения, завершающая и преодолевающая средневековые учения. При изучении философии Возрождения необходимо понять: что нового появляется в понимании человека, бога, природы, какие социокультурные сдвиги лежат в основе этих философских инноваций.

Изучение философии Нового времени (семинар 7) предполагает освоение целого ряда философских понятий, знание которых необходимо для овладения философским языком и будет востребовано при изучении следующих разделов (онтологии, гносеологии, социальной философии и философской антропологии). Развиваясь вместе с наукой, которая в 16–17 вв. переживает научную революцию и выходит на новый уровень развития, приобретая все больший вес в общественном сознании, философия в эту эпоху тоже считает себя наукой. Философия Нового времени наукообразна, рациональна, имеет развитую понятийную систему. Несмотря на то, что история философии Нового времени – это всего два с половиной столетия, она тоже неоднородна, и в ней можно выделить несколько периодов, на основе которых и структурируется семинарское занятие. Семинарское занятие по философии Нового времени носит обзорный характер: ряд проблем и концепций, разработанных философами этого периода, будет рассмотрен в последующих разделах (учение о методе Ф. Бэкона и Р. Декарта, теория познания И. Канта, теории «общественного договора», формационная модель общественного развития К. Маркса.)

Завершающий раздел – семинар по отечественной философии (семинар 8), предполагает ознакомление студентов с основными этапами и особенностями развития философии в России, изучение наиболее выдающихся концепций отечественной философии 19–20 вв: философии всеединства В. Соловьева и космизма, а также основных решений проблемы «русской идеи» (славянофильство, западничество, евразийство). Этими концепциями не исчерпываются достижения отечественной философии: вкладом в мировую философию можно считать философию Н.А. Бердяева и Л. Шестова (основоположников экзистенциализма), М.А. Бакунина (основоположника европейского анархизма), С.Л. Франка и Н.О. Лосского (разработали теорию интуитивизма). Однако, с учетом того, что их идеи будут рассмотрены в системном разделе курса как идеи современной философии, их учения не выделены в отдельные вопросы семинара, но могут быть подготовлены в виде докладов.

При изучении отечественной философии необходимо иметь в виду, что она, будучи самосознанием российской культуры, отражает в себе особенности культуры России. Так, например, особенности русской религиозной философии, ее оригинальность в сравнении с западной философией, своеобразие прежде всего ее этических концепций, могут быть поняты на основе мировоззренческих особенностей православия. Особое внимание следует уделить В.С. Соловьеву – создателю центральной для русской философии системы: системы «положительного всеединства».

Семинар 4
Философия Древнего Востока

Основные понятия: брахман, атман, сансара, карма, мокша, «восьмеричный путь», нирвана, шунья, дао, дэ, у вэй, жень, ян, инь.

1. Философия Индии: основные понятия философии «Упанишад», учение о «четырех благородных истинах» и нирване в философии буддизма.

2. Философия Китая: понимание бытия, познания, человека и общества в философии конфуцианства и даосизма.

Основная литература

К вопросу 1

1. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995. – С. 17–31.

2. Канке В.А. История философии: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2003. – С. 359–360, 362–364.

3. Философия: Учеб. пособие / Отв. ред. В.Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М.: ТОН-Острожье, 2001. – С. 10–29.

4. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 33–41, 81–92.

К вопросу 2

1. Дао дэ дзин // Древнекитайская философия. В 2-х т. – М.: Мысль, 1974. – Т. 1.

2. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995. – С. 48–54.

3. История китайской философии. Пер. с кит. / Общ. ред. и послесловие М.Л. Титаренко – М.: Прогресс, 1989. – С. 43–58, 59–86.

4. Канке В.А. История философии: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2003. – С. 370–380.

5. Лунь юй // Древнекитайская философия. В 2-х т. – М.: Мысль, 1974. – Т. 1.

6. Лао Цзы. Книга пути и благодати. – М., 2002. – С. 9–121, 124–238, 245–288.

7. Философия: Учеб. пособие / Отв. ред. В.Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М.: ТОН-Острожье, 2001. – С. 30–39.

8. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 110–118, 123–130.

Дополнительная литература

1. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур) – М.: Наука, 1992. – С. 3–39.

2. Канке В.А. История философии: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2003. – С. 382–384.

3. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. – М.: «Восточная литература» РАН, 2001.

4. Радхакришнан С. Философия Древней Индии. – М., 1956.

5. Семененко А. Афоризмы Конфуция. – М.: МГУ, 1987.

6. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. – СПб.: Лань, 1998.

7. Фирсов В. Китайская «Книга перемен». – М., 2002. – С. 7–16, 28, 33–40.

8. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М.: Высш. шк., 1999.

Контрольные вопросы

К вопросу 1

1. Каковы социокультурные условия возникновения философии в древней Индии?

2. На какие книги делятся Веды?

3. Какие особенности мифологического мышления содержит в себе философия «Упанишад»?

4. Что означают в «Упанишадах» понятия «брахман» и «атман»?

5. Как философия «Упанишад» решает проблему бессмертия души?

6. Раскройте суть «четырех благородных истин» Будды.

7. Что означает «восмеричный путь» в буддизме?

8. Что означает понятие «нирвана» в буддийской философии?

9. Сравните, как решается проблема страдания в философии «Упанишад» и в философии буддизма.

К вопросу 2

1. Каковы социокультурные условия возникновения и развития философии в древнем Китае?

2. Что означает понятие «дао» в китайской философии, каковы особенности его понимания в конфуцианстве и даосизме?

3. Как решается вопрос о путях познания мира в конфуцианстве и даосизме?

4. Сравните идеалы человека, выдвигаемые конфуцианством и даосизмом: что общего и в чем различие между «благородным мужем» и «совершенномудрым»?

5. Что означает высказывание Лао-цзы: «Дао – это деяние без борьбы»?

6. В чем заключается концепция «исправления имен» у Конфуция?

7. Сравните социополитические идеалы конфуцианства и даосизма.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 435 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2217 - | 2046 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.