Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√) ќсновные и вспомогательные функции




я отнюдь не хотел бы. чтобы предыдущее изложение вызвало впечатление, будто эти типы в такой чистоте встречаютс€ in praxi (в реальной жизни) относительно чаще. Ёто лишь своего рода гальтоновские семейные фотографии, накопл€ющие общую и поэтому типическую черту, тем самым несоразмерно подчеркива€ ее, тогда как индивидуальные черты столь же несоразмерно стушевываютс€. “очное исследование индивидуального случа€ обнаруживает тот €вно закономерный факт, что нар€ду с наиболее дифференцированной функцией в сознании всегда бывает и относительно детерминирует еще втора€ функци€, имеюща€ второстепенное значение и поэтому менее дифференцированна€. ƒл€ большей €сности повторим еще раз: сознательными могут быть продукты всех функций; но о сознательности функции мы говорим лишь тогда, когда не только осуществление ее подчинено воле, но когда и принцип ее €вл€етс€ руковод€щим дл€ ориентировани€ сознани€. Ќо последнее имеет место тогда, когда мышление, например, €вл€етс€ не только плетущимс€ вослед обдумыванием и пережевыванием, но когда его заключени€ имеют абсолютную значимость, так что логический вывод при случае имеет значение мотива, а также гарантии практического поступка без вс€кой другой очевидности.

Ёто абсолютное преимущество эмпирически присуще всегда только одной функции и может быть присуще только одной функции, ибо столь же самосто€тельное вмешательство другой функции необходимо повело бы к другому ориентированию, которое хот€ бы отчасти противоречило бы первому. Ќо так как иметь всегда €сные и однозначные цели €вл€етс€ жизненным условием дл€ сознательного процесса приспособлени€, то равнопоставление второй функции оказываетс€ по закону природы исключением. ѕоэтому втора€ функци€ может иметь только второстепенное значение, что эмпирически всегда и подтверждаетс€. ≈е второстепенное значение состоит в том, что она не имеет, как первична€ функци€, единственной и абсолютной достоверности и решающего значени€, но учитываетс€ больше в качестве вспомогательной и дополнительной функции. ≈стественно, что вторичной функцией может быть лишь така€, сущность которой не противоположна главной функции. “ак, например, нар€ду с мышлением в качестве второй функции никогда не может выступить чувство, ибо его сущность слишком противоположна мышлению. ћышление должно тщательно исключать чувство, если только оно желает быть насто€щим, верным своему принципу мышлением. Ёто, конечно, не исключает существование индивидов, у которых мышление и чувство сто€т на одинаковой высоте, причем и то и другое имеет одинаковую сознательную силу мотивации. Ќо в таком случае речь идет не о дифференцированном типе, а о сравнительно неразвитом мышлении и чувстве. –авномерна€ сознательность и бессознательность функций есть, следовательно, признак примитивного состо€ни€ духа.

—огласно опыту, вторична€ функци€ всегда така€, сущность которой €вл€етс€ иной, но не противоположной по отношению к главной функции; так, например, мышление в качестве главной функции легко может сочетатьс€ с интуицией в качестве вторичной функции или столь же успешно с ощущением, но, как уже сказано, никогда не с чувством. »нтуици€, так же как и ощущение, не противоположна мышлению, то есть они не должны быть безусловно исключены, ибо они не подобны мышлению по существу, будучи в то же врем€ противоположны ему, как, например, чувство, которое в качестве функции суждени€ успешно конкурирует с мышлением; напротив, они суть функции воспри€ти€, которые принос€т мышлению желанную помощь. ѕоэтому как только они достигли бы такой же высоты дифференциации, как и мышление, так они вызвали бы такое изменение установки, которое противоречило бы тенденции мышлени€. »менно они превратили бы установку суждени€ в установку воспри€ти€. “ем самым неизбежный дл€ мышлени€ принцип рациональности был бы подавлен в пользу иррациональности простого воспри€ти€. ѕоэтому вспомогательна€ функци€ возможна и полезна лишь постольку, поскольку она служит главной функции, не прит€за€ при этом на автономию своего принципа.

ƒл€ всех встречающихс€ на практике типов имеет значение то основоположение, что они нар€ду с сознательной главной функцией имеют еще одну сравнительно бессознательную вспомогательную функцию, котора€ во всех отношени€х отличаетс€ от сущности главной функции. »з этих смешений возникают хорошо знакомые образы, например практический интеллект, сочетающийс€ с ощущением; спекул€тивный интеллект, пропитанный интуицией; художественна€ интуици€, выбирающа€ и изображающа€ свои картины при помощи суждени€, окрашенного чувством; философска€ интуици€, котора€ при помощи могучего интеллекта переводит свое видение в сферу постигаемого, и т. д.

—оответственно сознательному отношению между функци€ми слагаетс€ и их бессознательна€ группировка. “ак, например, сознательному практическому интеллекту соответствует бессознательна€, интуитивно-чувствующа€ установка, причем функци€ чувства подвергаетс€ сравнительно более сильной задержке, чем интуици€. Ёта своеобразность представл€ет, правда, интерес лишь дл€ того, кто практически занимаетс€ психологическим лечением таких случаев. Ќо дл€ него важно знать об этом. я, например, часто видел, как врач старалс€ развить у преимущественно интеллектуального (мыслительного) типа функцию чувства, извлека€ ее непосредственно из бессознательного. ƒумаю, что така€ попытка всегда должна была бы терпеть крушение, ибо она означает слишком насильственное обхождение с сознательной точкой зрени€. ≈сли такое насилие удаетс€, то по€вл€етс€ пр€мо-таки нав€зчива€ зависимость пациента от врача, Ђпереносї, который можно было бы пресечь только грубостью, ибо насилие над пациентом лишает его своей точки зрени€, то есть его точкой зрени€ становитс€ его врач. Ќо доступ в бессознательное и к наиболее вытесненной функции открываетс€, так сказать, сам собой и при достаточном ограждении сознательной точки зрени€, если путь развити€ проходит через иррациональную функцию. ƒело в том, что последн€€ открывает сознательной точке зрени€ такой кругозор и обзор всех возможностей и всего происход€щего, что сознание приобретает от этого достаточную защиту против разрушительного действи€ со стороны бессознательного. »ррациональный тип, напротив, требует более сильного развити€ представленной в сознании рациональной вспомогательной функции дл€ того, чтобы быть достаточно подготовленным, когда потребуетс€ восприн€ть толчок бессознательного.

Ѕессознательные функции наход€тс€ в архаически животном состо€нии. »х символические выражени€, про€вл€ющиес€ в сновидени€х и фантази€х, в большинстве случаев представл€ют собой борьбу или выступление друг против друга двух животных или двух чудовищ.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 330 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

1371 - | 1316 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.