Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбщий обзор экстравертных рациональных типов




я обозначаю оба предыдущих типа как рациональные или как типы суждени€, потому что они оба характеризуютс€ приматом функций разумного суждени€. ќбщим признаком обоих типов €вл€етс€ тот факт, что их жизнь в высокой мере подчинена именно разумному суждению. ѕравда, мы должны принимать во внимание, говорим ли мы при этом с точки зрени€ субъективной психологии индивида или с точки зрени€ наблюдател€, который воспринимает и судит извне. »бо такой наблюдатель легко мог бы прийти к противоположному суждению, а именно в том случае, если он постигает интуитивно лишь происход€щее и по нему судит. ¬едь жизнь этого типа, в его целом, никогда не зависит от одного только разумного суждени€, но в почти столь же высокой мере и от бессознательной неразумности. » тот, кто наблюдает только происход€щее, не забот€сь о внутреннем распор€дке в сознании индивида, легко может в большей степени поразитьс€ неразумностью и случайностью известных бессознательных про€влений индивида, нежели разумностью его сознательных намерений и мотиваций. ѕоэтому € основываю свое суждение на том, что индивид ощущает как свою сознательную психологию. Ќо € допускаю, что такую психологию можно было бы с тем же успехом восприн€ть и изобразить в обратном смысле. я убежден и в том, что если бы € обладал другой индивидуальной психологией, то € описал бы рациональные типы в обратном пор€дке, исход€ от бессознательного и изобража€ их иррациональными. Ёто обсто€тельство в значительной степени затрудн€ет изображение и уразумение психологических данностей и неизмеримо увеличивает возможность недоразумений. —поры, возникающие из этих недоразумений, по общему правилу безнадежны, ибо спор€щие говор€т мимо друг друга. Ётот опыт дал мне еще одно лишнее основание дл€ того, чтобы опиратьс€ в моем изображении на субъективно сознательную психологию индивида; ибо, таким образом, мы получаем по крайней мере одну определенную объективную опору, котора€ совершенно отпала бы, если бы мы захотели обосновать психологическую закономерность на бессознательном. ¬едь в таком случае объект не имел бы голоса в обсуждении, ибо он обо всем знает более, нежели о своем собственном бессознательном. “огда суждение было бы предоставлено исключительно одному наблюдателю Ч верна€ гаранти€ того, что он основывалс€ бы на своей собственной, индивидуальной психологии и стал бы нав€зывать ее наблюдаемому. Ётот случай, по моему мнению, имеет место как в психологии ‘рейда, так и в психологии јдлера. “ам индивид всецело отдан на усмотрение рассуждающего наблюдател€. Ётого, однако, не может случитьс€, если за базу принимаетс€ сознательна€ психологи€ наблюдаемого. ¬ этом случае он оказываетс€ компетентным, ибо он один знает свои сознательные мотивы.

–азумность сознательного жнзневедени€ у этих двух типов свидетельствует о сознательном исключении случайного и неразумного. –азумное суждение представл€ет собой в этой психологии силу, котора€ втискивает в определенные формы все беспор€дочное и случайное в реальном процессе или по крайней мере стараетс€ втиснуть. Ётим создаетс€, с одной стороны, известный выбор среди жизненных возможностей, ибо сознательно принимаетс€ только то, что соответствует разуму, а с другой стороны, существенно ограничиваетс€ самосто€тельность и вли€ние тех психических функций, которые служат воспри€тию происход€щего вокруг. Ёто ограничение ощущени€ и интуиции, конечно, не абсолютно. Ёти функции существуют, как и везде, но только их продукты подлежат выбору со стороны разумного суждени€. “ак, например, дл€ мотивации образа действи€ решающим €вл€етс€ не абсолютна€ сила ощущени€, а суждение. —ледовательно, воспринимающие функции в известном смысле раздел€ют судьбу чувственного процесса, в случа€х первого типа, и судьбу мышлени€ Ч в случа€х второго типа. ќни оказываютс€ сравнительно вытесненными и поэтому наход€тс€ в менее дифференцированном состо€нии. Ёто обсто€тельство придает бессознательному обоих наших типов своеобразный отпечаток: то, что эти люди делают сознательно и преднамеренно, то соответствует разуму (согласно с их разумом!), а то, что с ними случаетс€, соответствует сущности инфантильно-примитивных ощущений, с одной стороны, а с другой стороны Ч сущности таких же интуиции. я постараюсь изложить в следующих отделах то, что следует разуметь под этими пон€ти€ми. ¬о вс€ком случае то, что случаетс€ с этими типами, Ч иррационально (конечно, с их точки зрени€!). “ак как есть очень много людей, которые живут гораздо больше тем, что с ними случаетс€, нежели тем, что они делают со своим разумным намерением, то легко может быть, что после тщательного анализа такой человек назовет оба наших типа иррациональными. Ќадо согласитьс€ с ним, что бессознательное человека нередко производит гораздо более сильное впечатление, нежели его сознание, и что его поступки часто имеют значительно больший вес, нежели его разумные мотивации.

–ациональность обоих типов ориентирована объективно и зависит от объективно данного. »х разумность соответствует тому, что коллективно считаетс€ разумным. —убъективно они не считают разумным ничего, кроме того, что вообще признаетс€ разумным. ќднако и разум, в немалой своей части, субъективен и индивидуален. ¬ нашем случае эта часть вытеснена, и притом тем более, чем больше значение объекта. ѕоэтому субъект и субъективный разум всегда наход€тс€ под угрозой вытеснени€, а когда они подпадают ему, то они оказываютс€ под властью бессознательного, которое в этом случае имеет очень непри€тные особенности. ќ его мышлении мы уже говорили.   этому присоедин€ютс€ примитивные ощущени€, обнаруживающиес€ в виде компульсивных ощущений, например в виде нав€зчивой жажды наслаждений, котора€ может принимать всевозможные формы; к этому присоедин€ютс€ и примитивные интуиции, которые могут стать насто€щим мучением дл€ самого субъекта и дл€ его среды. ¬се непри€тное и мучительное, все отвратительное, уродливое или дурное выслеживаетс€ чутьем и предполагаетс€ во всем, и притом в большинстве случаев дело сводитс€ к полуистинам, которые, как ничто другое, способны вызвать недоразумени€ самого €довитого свойства. ¬следствие сильного вли€ни€, идущего со стороны оппонирующих бессознательных содержаний, неизбежно возникает частое нарушение сознательных правил разума, а именно обнаруживаетс€ замечательна€ прив€занность к случайност€м, которые приобретают компульсивное вли€ние или благодар€ силе вызываемых ими ощущений, или благодар€ их бессознательному значению.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 315 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

1351 - | 1317 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.