Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёкстравертный мыслительный тип




 ак показывает опыт, основные психологические функции в одном и том же индивиде редко или почти никогда не обладают одинаковой силой или одинаковой степенью развити€. ќбычно одна из функций имеет перевес как по развитию, так и по силе. » если среди психологических функции первенство выпадает на долю мышлени€, то есть если индивид исполн€ет свое жизненное дело, руководству€сь главным образом головным рассуждением так, что все сколько-нибудь важные поступки проистекают из интеллектуально помысленных мотивов или, по крайней мере по тенденции своей, должны были бы вытекать из них, то речь идет о мыслительном типе. “акой тип может быть либо интровертным, либо экстравертным. «десь мы прежде всего займемс€ экстравертным мыслительным типом.

—огласно определению, это будет человек, который Ч конечно, лишь постольку, поскольку он представл€ет собой чистый тип, Ч имеет стремление ставить всю совокупность своих жизненных про€влений в зависимость от интеллектуальных выводов, в конечном счете ориентирующихс€ по объективно данному, или по объективным фактам, или по общезначимым иде€м. „еловек такого типа придает решающую силу объективной действительности или соответственно ее объективно ориентированной интеллектуальной формуле, притом не только по отношению к самому себе, но и по отношению к окружающей среде. Ётой формулой измер€етс€ добро и зло, ею определ€етс€ прекрасное и уродливое. ¬ерно все то, что соответствует этой формуле, неверно то, что ей противоречит, и случайно то, что безразлично проходит мимо нее. “ак как эта формула €вл€етс€ соответствующей мировому смыслу, то она становитс€ и мировым законом, который всегда и повсюду должен осуществл€тьс€ как в единичност€х, так и в общем. ѕодобно тому как экстравертный мыслительный тип подчин€етс€ своей формуле, так должна подчин€тьс€ ей и окружающа€ его среда, дл€ ее собственного блага, ибо тот, кто этого не делает, тот не прав, он противитс€ мировому закону, и поэтому он неразумен, неморален и бессовестен. ћораль экстравертного мыслительного типа запрещает ему допускать исключени€, так как его идеал должен при всех обсто€тельствах становитьс€ действительностью, ибо он представл€етс€ ему чистейшей формулой объективной фактической реальности, и потому он должен быть и общезначимой истиной, необходимой дл€ блага человечества. » это не из любви к ближнему, а с высшей точки зрени€ справедливости и правды. ¬се, что он в своей собственной природе воспринимает как противоречащее этой формуле, есть лишь несовершенство, случайный недочет, который при первой же возможности будет искоренен, или если это не удаетс€, то такое €вление признаетс€ болезненным. ≈сли терпимость по отношению ко всему больному, страдающему и ненормальному должна стать составной частью формулы, то дл€ этого создаютс€ специальные установлени€, например спасательные учреждени€, больницы, тюрьмы, колонии и т.д., или соответствующие этому планы и проекты. ќбыкновенно дл€ реального выполнени€ оказываетс€ недостаточно одного мотива справедливости и правды, а нужна еще насто€ща€ любовь к ближнему, котора€ имеет дело больше с чувством, чем с интеллектуальной формулой. Ѕольшую роль играют такие выражени€, как: Ђсобственно говор€ї, Ђследовало быї или Ђнужно было быї. ≈сли формула достаточно широка, то этот тип может сыграть в общественной жизни чрезвычайно полезную роль в качестве реформатора, публичного обвинител€ и очистител€ совести или же пропагандиста важных новшеств. Ќо чем уже формула, тем скорее этот тип превращаетс€ в брюзгу, рассудочника и самодовольного критика, который хотел бы втиснуть себ€ и других в какую-нибудь схему. Ётим уже указаны два предельных пункта, между которыми движетс€ большинство этих типов.

—оответственно с сущностью экстравертной установки воздействи€ и про€влени€ этих лиц бывают тем благопри€тнее или лучше, чем ближе они к внешнему. »х лучший аспект находитс€ на периферии их сферы де€тельности. „ем глубже проникаешь в их царство, тем заметнее станов€тс€ неблагопри€тные последстви€ их тирании. Ќа периферии пульсирует еще друга€ жизнь, котора€ воспринимает истинность формулы как ценный придаток ко всему остальному. Ќо чем глубже проникаешь в ту сферу, где властвует формула, тем более отмирает вс€ка€ жизнь, не соответствующа€ формуле. »спытывать на себе дурные последстви€ экстравертной формулы приходитс€ больше всего членам его же семьи, ибо они первые неумолимо Ђосчастливливаютс€ї ею. Ќо больше всего от этого страдает сам субъект, итак, мы подходим к другой стороне психологии этого типа.

“о обсто€тельство, что никогда не было и никогда не будет такой интеллектуальной формулы, котора€ могла бы вместить в себе и надлежащим образом выразить полноту жизни и ее возможностей, вызывает некую задержку и соответственно исключение других важных жизненных форм и жизненных де€тельностей. ” человека этого типа в первую очередь подвергнутс€ подавлению все завис€щие от чувства жизненные формы, как, например, эстетические зан€ти€, вкус, художественное понимание, культ дружбы и т. д. »ррациональные формы, как-то: религиозный опыт, страсти и тому подобное Ч бывают нередко удалены до полной бессознательности. Ёти при известных обсто€тельствах чрезвычайно важные жизненные формы влачат по большей части бессознательное существование. Ѕывают, правда, исключительные люди, которые могут всю свою жизнь принести в жертву одной определенной формуле, однако большинство не в состо€нии длительно жить в такой исключительности. –ано или поздно, смотр€ по внешним обсто€тельствам и внутреннему предрасположению, вытесненные интеллектуальной установкой жизненные формы косвенно обнаружатс€ через нарушение сознательного образа жизни. ≈сли это нарушение доходит до значительной степени, то начинают говорить о неврозе. ¬ большинстве случаев, правда, дело не заходит так далеко благодар€ тому, что индивид инстинктивно позвол€ет себе некоторые предохран€ющие см€гчительные формулы, но, конечно, в подход€щем, разумном облачении. “ем самым создаетс€ спасительный клапан.

¬следствие относительной или полной бессознательности тенденций и функций, исключенных сознательной установкой, они остаютс€ в сравнительно неразвитом состо€нии. ѕо отношению к сознательной функции они оказываютс€ подчиненными (неполноценными). ѕоскольку они бессознательны, они сливаютс€ с остальными содержани€ми бессознательного и от этого принимают причудливый характер. ѕоскольку они сознательны, они играют второстепенную роль, хот€ и имеют немаловажное значение в общей психологической картине. «адержка, исход€ща€ от сознани€, поражает прежде всего чувства, потому что они скорее всего противоречат косной интеллектуальной формуле и поэтому вытесн€ютс€ интенсивнее всего. Ќи одна функци€ не может быть совершенно выключена; кажда€ может быть только в значительной степени искажена. ѕоскольку чувства поддаютс€ произвольному оформлению и подчинению, они должны поддерживать интеллектуальную установку сознани€ и приспособл€тьс€ к ее намерени€м. ќднако это возможно лишь до известной степени; одна часть чувства остаетс€ непокорной, и поэтому ее приходитс€ подвергнуть вытеснению. ≈сли вытеснение удаетс€, то чувство исчезает из сознани€ и развивает тогда под порогом сознани€ де€тельность, противоборствующую сознательным намерени€м и, при известных обсто€тельствах, достигающую таких эффектов, происхождение которых представл€етс€ дл€ индивида полной загадкой. “ак, например, сознательный (зачастую необычный) альтруизм пересекаетс€ тайным и скрытым от самого индивида себ€любием, которое накладывает печать своекорысти€ на бескорыстные по существу поступки. „истые этические намерени€ могут привести индивида к критическим положени€м, в которых €вл€етс€ более чем веро€тным, что решающие мотивы суть не этические, а совсем другие. “аковы, например, добровольные спасители или блюстители нравов, которые вдруг сами оказываютс€ нуждающимис€ во спасении или скомпрометированными. »х намерение спасать заставл€ет их прибегать к таким средствам, которые способны повести именно к тому, чего хотелось бы избежать. ≈сть экстравертные идеалисты, которые так стараютс€ над осуществлением своего идеала дл€ блага человечества, что сами не бо€тс€ даже лжи и других нечестных средств. ¬ науке имеетс€ несколько щекотливых примеров, когда высокозаслуженные ученые, движимые глубочайшим убеждением в истине и общезначимости своей формулы, создавали подложные доказательства в пользу своего идеала. » все это по формуле: цель оправдывает средства. “олько подчиненна€ (неполноценна€) функци€ чувства, бессознательно действующа€ и ввод€ща€ в соблазн, может довести до таких заблуждений людей, в остальном сто€щих на высоте.

ѕрисуща€ этому типу неполноценность чувства выражаетс€ еще иным способом. —ознательна€ установка, согласно преобладающей предметной формуле, €вл€етс€ более или менее неличной часто до такой степени, что личные интересы сильно страдают от этого. ≈сли сознательна€ установка оказываетс€ крайней, то все личные соображени€ отпадают Ч даже забота о своей собственной личности. ќбнаруживаетс€ пренебрежение к своему собственному здоровью, общественное положение приходит в упадок, самые жизненные интересы собственной семьи подвергаютс€ часто насилию и терп€т ущерб в смысле здоровь€, денег и морали Ч и все это во им€ идеала. Ќеизменно страдает личное участие к другому человеку, если только этот другой случайно не €вл€етс€ ревнителем той же формулы. ѕоэтому нередко бывает так, что более тесный семейный круг, в особенности, например, собственные дети, знает такого отца только как жестокого тирана, тогда как в широком кругу разноситс€ слава о его человеколюбии. Ќе вопреки полной сверхличности сознательной установки, а именно вследствие ее чувства бессознательного отличаютс€ чрезвычайной личной чувствительностью и вызывают некоторые тайные предубеждени€, в особенности известную готовность превратно истолковывать объективную оппозицию против формулы как личное недоброжелательство или же всегда делать отрицательное предположение о качествах других лиц дл€ того, чтобы заранее обессиливать их аргументы, конечно ради защиты своей собственной чувствительности. Ѕессознательна€ чувствительность часто вли€ет на тон разговора, дела€ его резким, заостренным, агрессивным. „асто встречаютс€ инсинуации. „увства приобретают характер чего-то добавочного и догон€ющего, как это и соответствует подчиненной (неполноценной) функции. Ёто ведет к €рко выраженной наклонности злопам€тствовать. Ќасколько широк размах индивидуального самопожертвовани€ ради интеллектуальной цели, настолько мелочны, подозрительны, капризны и консервативны бывают чувства. ¬се новое, что не содержитс€ уже в формуле, рассматриваетс€ сквозь дымку бессознательной ненависти и обсуждаетс€ соответственно с этим. ¬ середине прошлого столети€ случилось так, что славившийс€ своим человеколюбием врач пригрозил прогнать своего ассистента за то, что последний пользовалс€ термометром, ибо формула гласила: лихорадка узнаетс€ по пульсу. “аких случаев, как известно, множество.

„ем сильнее вытеснены чувства, тем хуже и незаметнее их вли€ние на мышление, которое во всех остальных отношени€х может быть в безупречном состо€нии. »нтеллектуальна€ точка зрени€, котора€, быть может благодар€ фактически присущей ей ценности, имела бы право на всеобщее признание, характерным образом измен€етс€ под вли€нием бессознательной личной чувствительности: она становитс€ догматически-косной. —амоутверждение личности переноситс€ на нее. »стина не представл€етс€ больше своему естественному воздействию, но благодар€ отождествлению субъекта с нею она испытываетс€ как сентиментальна€ куколка, которую обидел злой критик.  ритик подвергаетс€ уничтожению, по возможности при помощи личных нападок, и нет такого другого аргумента, который при случае не был бы пущен в ход. »стина должна излагатьс€ до тех пор, пока публика не начнет понимать, что, очевидно, дело не столько в самой истине, сколько в личности ее творца.

Ќо иногда благодар€ бессознательному вмешательству бессознательных личных чувств догматизм интеллектуальной точки зрени€ подвергаетс€ еще дальнейшим своеобразным измерени€м, которые основаны не столько на чувстве в строгом смысле слова, сколько на примеси других бессознательных факторов, слитых в бессознательном с вытесненным чувством. ’от€ сам разум доказывает, что вс€ка€ интеллектуальна€ формула может иметь в качестве истины лишь ограниченную значимость и поэтому никогда не может прит€зать на единодержавие, однако на практике формула получает все-таки такой перевес, что р€дом с ней все остальные точки зрени€ и возможности отход€т на задний план. ќна замен€ет все более общие, более неопределенные и поэтому более скромные и более истинные воззрени€ на мир. ѕо этой же причине она также занимает место того общего воззрени€, которое именуетс€ религией. “ем самым формула становитс€ религией, даже если она по существу своему не имеет никакого отношени€ ни к чему религиозному. ќт этого она приобретает и присущий религии характер безусловности. ќна становитс€, так сказать, интеллектуальным суеверием. Ќо все вытесненные ею психологические тенденции скапливаютс€ в бессознательном, образуют там оппозицию и вызывают приступы сомнений. ќборон€€сь от сомнении, сознательна€ установка становитс€ фанатичной, ибо фанатизм есть не что иное, как сверхскомпенсированное сомнение. “акое развитие ведет в конце концов к преувеличенной защите сознательной позиции и к формированию абсолютно противоположной бессознательной позиции, котора€, например, в противоположность к сознательному рационализму €вл€етс€ крайне иррациональной, а в противоположность к современной научной сознательной точке зрени€ оказываетс€ крайне архаичной и суеверной. ¬ результате этого и слагаютс€ известные нам из истории наук ограниченные и смешные воззрени€, о которые в конце концов спотыкались многие заслуженные ученые. »ногда бессознательна€ сторона такого мужчины воплощаетс€ в женщине. Ётот, наверное, хорошо знакомый читателю тип встречаетс€, согласно моему наблюдению, преимущественно среди мужчин, как и вообще мышление есть функци€, гораздо чаще преобладающа€ у мужчины, чем у женщины. ≈сли у женщины мышление достигает преобладани€, то, насколько € могу проследить, это в большинстве случаев мышление, которое только следует за преимущественно интуитивной духовной де€тельностью.

ћышление экстравертного мыслительного типа позитивно, то есть оно продуктивно. ќно ведет или к новым фактам, или к общим концепци€м разрозненного опытного материала. ќбычно его суждение синтетическое. ƒаже если оно разлагает, оно все же строит, ибо оно всегда или выходит за пределы разложени€ к новому соединению, к иной концепции, по-иному соедин€ющей разложенное, или оно присоедин€ет к данному материалу что-нибудь дальнейшее. “акого рода суждение можно было бы назвать также предикативным. ¬о вс€ком случае характерно то, что оно никогда не бывает абсолютно обесценивающим или деструктивным, но всегда замен€ет каждую разрушенную ценность другой. Ёто свойство возникает оттого, что мышление мыслительного типа €вл€етс€, так сказать, каналом, по которому, главным образом, течет его жизненна€ энерги€. Ќеустанно идуща€ вперед жизнь про€вл€етс€ в его мышлении, отчего его мысль получает характер прогрессивный и творческий. ≈го мышление не застаиваетс€, и еще менее оно регрессирует. ќднако мышление приобретает эти свойства, когда оно тер€ет свое первенствующее место в сознании. “ак как в этом случае оно €вл€етс€ сравнительно лишенным значени€, то оно бывает лишено характера позитивной жизненной де€тельности. ќно следует за другими функци€ми; оно становитс€ эпиметеевским, оно почти становитс€ Ђзадним умом крепкої, ибо оно всегда ограничиваетс€ тем, что в мысл€х пережевывает, расчлен€ет и переваривает то, что предшествовало и уже свершилось. “ак как в таком случае творческое начало укрываетс€ в другой функции, то мышление оказываетс€ уже не прогрессивным; оно начинает застаиватьс€. ≈го суждение принимает €рко выраженный неотъемлемый характер (inherence), то есть оно совершенно ограничиваетс€ объемом наличного материала и нигде не выходит за его пределы. ќно довольствуетс€ более или менее абстрактным констатированием, не придава€ опытному материалу иной ценности, кроме той, котора€ заложена в нем с самого начала. »нтегрирующее суждение экстравертного мышлени€ ориентируетс€ по объекту, то есть его констатирование всегда имеет смысл того объективного значени€, которое дано в опыте. ѕоэтому оно не только остаетс€ под ориентирующим вли€нием объективно данного, но остаетс€ даже прикованным к единичному опыту и не высказывает о нем ничего, кроме того, что уже дано через него. “акое мышление легко наблюдаетс€ у людей, которые не могут воздержатьс€, чтобы не присоединить к каждому впечатлению или наблюдению какое-нибудь разумное и, без сомнени€, очень дельное замечание, ничуть не выход€щее, однако, за пределы данного опыта. “акое замечание в сущности утверждает только: Ђ€ это пон€л, € могу следить за этим мысльюї. Ќо этим дело и ограничиваетс€. “акое суждение в лучшем случае означает лишь то, что наблюдение включено в объективную св€зь, причем, однако, уже было и без дальнейшего €сно, что наблюдение входит в эти рамки.

Ќо если сознательный примат принадлежит в сколько-нибудь высокой степени не мышлению, а другой функции, то мышление принимает негативный характер, поскольку оно вообще еще сознательно и не находитс€ в пр€мой зависимости от доминирующей (ведущей) функции. ѕоскольку мышление подчинено ведущей функции, оно, правда, может казатьс€ позитивным; однако при ближайшем исследовании нетрудно бывает показать, что оно просто повтор€ет за доминирующей функцией, поддерживает ее аргументами, часто в €вном противоречии с присущими мышлению законами логики. —тало быть, дл€ данного нашего рассуждени€ эта часть мышлени€ отпадает. ћы занимаемс€ скорее свойствами той части мышлени€, котора€ не может подчинитьс€ примату другой функции, но остаетс€ верной своему собственному принципу. Ќаблюдение и исследование этого мышлени€ трудно, потому что в конкретном случае оно всегда бывает более или менее вытеснено установкой сознани€. ѕоэтому в большинстве случаев его приходитс€ извлекать из задних планов сознани€, если оно как-нибудь случайно, в момент отпавшего надзора, само не всплывает на поверхность. ¬ большинстве случаев его приходитс€ выманивать вопросом: ЂЌо что же вы, собственно говор€, в сущности и совсем про себ€ думаете об этом деле?ї »ли приходитс€ даже прибегать к хитрости и формулировать вопрос примерно так: Ђ„то же вы представл€ете, что об этом думаю я? ї Ќа этой последней формуле приходитс€ останавливатьс€ в тех случа€х, когда подлинное мышление бессознательно и поэтому спроецировано. ћышление, которое, таким образом, выманиваетс€ на поверхность сознани€, имеет характерные свойства, в силу которых € и называю его негативным. ≈го habitus лучше всего определ€етс€ словами Ђне что иное, какї. √ете олицетворил это мышление в образе ћефистофел€. ѕрежде всего оно имеет тенденцию сводить предмет своего суждени€ к какой-нибудь банальности и лишать его собственного, самосто€тельного значени€. Ёто делаетс€ так, что предмет изображаетс€ завис€щим от какой-нибудь другой, банальной вещи. ≈сли, например, между двум€ мужчинами возникает какой-либо, по-видимому, предметный конфликт, то негативное мышление говорит: ЂCherchez la femmeї. ≈сли человек защищает или пропагандирует какое-нибудь дело, то негативное мышление спрашивает не о значении самого дела, а о том, сколько это ему приносит дохода. ѕриписанные ћолешотту слова: Ђ„еловек есть то, что он естї тоже относ€тс€ к этой категории, так же как и множество других изречений, которые мне нет надобности приводить дословно. –азрушительный характер такого мышлени€, равно как иногда и ограниченна€ полезность его, не требует, конечно, дальнейших объ€снении.

ќднако есть еще иной вид негативного мышлени€, который на первый взгл€д вр€д ли можно даже распознать как таковой, а именно мышление теософическое, которое ныне быстро распростран€етс€ во всех част€х света, быть может, в виде реакции против материализма непосредственно предшествовавшей эпохи. “еософическое мышление, по-видимому, совсем не редуктивно, но возводит все же к трансцендентным и мирообъемлющим иде€м. Ќапример, сновидение не есть просто скромное сновидение, а переживание в Ђиной плоскостиї. Ќеобъ€снимый еще факт телепатии объ€сн€етс€ очень просто: Ђвибраци€миї, идущими от одного человека к другому. ќбыкновенное нервное расстройство объ€сн€етс€ очень просто тем, что недомогает астральное тело. Ќекоторые антропологические особенности жителей јтлантического побережь€ легко объ€сн€ютс€ гибелью јтлантиды и т. д. —тоит только открыть теософскую книгу, чтобы задохнутьс€ от сознани€, что все уже объ€снено и что Ђдуховна€ наукаї не оставила вообще никаких загадок. ¬ сущности, такого рода мышление столь же негативно, как и мышление материалистическое. ≈сли это последнее истолковывает психологические процессы как химические изменени€ в ганглиозных клетках, или как выпускание и вт€гивание клеточных отростков, или же как внутреннюю секрецию, то такое понимание совершенно столь же суеверно, как и теософи€. ≈динственное различие заключаетс€ в том, что материализм сводит все к пон€тной нам физиологии, тогда как теософи€ возводит все к пон€ти€м индусской метафизики. ≈сли свести сновидение к переполненному желудку, то ведь сновидение этим не объ€снено, и если телепатию объ€снить Ђвибраци€миї, то и этим тоже ничего не сказано. »бо что такое Ђвибраци€ї? ќба способа объ€снени€ не только бессильны, но и разрушительны, ибо они мешают серьезному исследованию проблемы тем, что они посредством мнимого объ€снени€ отвлекают интерес от самого предмета и направл€ют его в первом случае на желудок, а во втором Ч на воображаемые вибрации. ќба вида мышлени€ бесплодны и стерилизующи. Ќегативна€ особенность этого мышлени€ происходит оттого, что это мышление столь неописуемо дешево, то есть бедно производительной и творческой энергией. Ёто мышление т€нетс€ на буксире за другими функци€ми.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 294 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

1366 - | 1315 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.