Журналистское расследование — жанр проблемной телепублицистики, основным и конкретным назначением которого является выявление существенных причинно-следственных связей отдельно взятого негативного социального явления.
Жанроформирующие факторы:
Предмет отображения — «кричащее» негативное явление.
Авторская задача — поиск причин определенного события, процесса, отыскание скрытых пружин, приведших в действие механизм, породивший конкретный результат.
Метод расследования — скрупулезное изучение всех причинно-следственных связей; журналист использует методы ученого-исследователя и следователя криминалиста.
Типология жанра (по роли журналиста и ведущего);
– расследование криминала, журналист выступает как следователь;
– экстремальная природная ситуация, техногенная катастрофа, журналист-исследователь вскрывает суть;
– поиск истины при восстановлении тайно прошедших событий, журналист участвует в научном исследовании.
Специфические жанровые признаки телевизионного журналистского расследования:
– отдельная ситуация в ее отдельном целом как предмет исследования;
– выявление закономерностей развития текущей действительности на основе конкретной жизненной ситуации;
– факт, как основа передачи, как повод для интерпретации;
– авторское участие в расследовании и рассуждение, вытекающее из анализа ситуации.
Используя в подготовке журналистского расследования методы следователя-криминалиста, который из нескольких версий происшедшего события выбирает одну, тележурналист ничего не утверждает окончательно. Его задача — привлечь внимание зрителей к событию, заставить их поразмышлять о случившемся.
«Журналист не должен отождествлять свою деятельность с функциями правоохранительных органов. Его задача — не ловить преступника, а предать гласности факты его противоправной деятельности, обозначить проблему и, может быть, предложить пути решения» [21, с. 14].
Поводом для журналистского расследования всегда является конфликт — предельный случай обострения противоречий. Именно на стадии обострения возникает конфликтная ситуация. Понимание механизма столкновений, драматизма и остроты конфликта — социального, трудового или морального, умение разобраться в нем определяют уровень компетентности журналиста. Чтобы подготовить телепередачу, безупречную в логическом и эмоциональном плане, он должен владеть методикой общения, сбора и использования необходимой информации.
«Журналистское расследование — это не просто элемент экстремальной журналистики с романтическим налетом, а сложный, глубокий комплекс знаний, навыков и умений, позволяющий профессионалу-журналисту выполнять его общественный долг» [21, с. 7].
Каждое журналистское расследование проходит три этапа: выявление фактов, прослеживание связей между ними, выдвижение версии.
Выявление фактов. Толчком к расследованию могут послужить факты и события, лежащие на поверхности, а также и конфиденциальные сведения, не известные общественности:
– из открытых источников (СМИ, в том числе реклама, официальные сообщения о событиях, Интернет, официальные пресс-релизы, пресс-конференции и брифинги);
– из полуоткрытых источников (поиск в базах данных, изучение справок, резюме, юридических экспертиз);
– из закрытых источников (по журналистскому запросу);
– из конфиденциальных источников (осведомители: идейные — соратники и ябеды, корыстные — политические интриганы или рассчитывающие на оплату сообщаемых сведений);
– личные наблюдения журналиста.
Правила работы с информацией:
– беседы на разных уровнях;
– если информация для расследования передана журналисту на условиях «для печати», он имеет право назвать имя и должность источника и цитировать любое его высказывание;
– информацию, полученную на условии «фона», журналист имеет право цитировать и ссылаться на нее, не раскрывая личности источника;
– информация «не для печати» не обнародуется ни при каких условиях, она используется только для ознакомления журналиста с ситуацией;
– необходимость оценить ту информацию, которая уже была опубликована на эту и подобную ей тему;
– если вы беретесь за тему, которую многие уже освещали, ответьте себе на вопрос: сможете ли сказать что-то новое;
– имейте в виду, что зрителей интересуют обстоятельства, которые могут коснуться их лично;
– обыватель любит истории из тайной жизни сильных мира сего;
– журналист несет моральную, гражданскую, а в некоторых случаях и уголовную ответственность за вышедшую в эфир передачу.
Прослеживание связей между фактами:
– разделение сведений своих и «источника»;
– оценка круга «источников»;
– определение ситуации (кому выгодно, на какие средства);
– оценка перспективности разрабатываемой темы, степени выполнимости творческой задачи;
– определение степени риска.
Выдвижение версии:
– двойной эффект телевизионного журналистского расследования: аналитический характер действия, происходящего на глазах у телезрителей, воплощается в репортажную форму показа; на экране — не результат расследования, в процесс;
– коллективный поиск истины усиливает ощущение достоверности и убедительности происходящею;
– эффект оперативного комментирования — экспертиза на ходу: сбор и анализ информации в присутствии публики предстает как детективный сюжет;
– сам эффект расследования — и новость, и интрига;
– центральная роль ведущего передачи в выдвижении версии.
Требования к журналисту:
– строжайшая проверка истинности всех имеющихся фактов;
– определение структуры передачи;
– отбор участников (активных и пассивных);
– разработка подробного сценария с включением изобразительного материала.
«Основной задачей журналистского расследования является не только обнародование объективных фактов по тому или иному вопросу через средства массовой информации, но и исполнение социальных функций... Для нас, журналистов, важна, в первую очередь, функция социального контроля. Мы не выносим приговора и не принимаем судьбоносных решений. Мы предоставляем это право обществу» [21, с. 19].
Методические рекомендации по подготовке журналистского расследования
Собираясь снимать, автор должен продумать и сформулировать не только то, какую историю надо рассказать, но и какое впечатление произвести на зрителя, с помощью каких приемов. Вот некоторые из них:
– репортажная съемка, придающая «картинке» оперативность, темп, подчеркнутую документальность;
– монтаж как способ полностью изменить смысл материала, его концепцию;
– использование экстенсивного интервьюирования участников передачи, имеющих отношение к расследованию ситуации: основной прием — «сужающиеся круги»;
– интервью широкого круга (подходы к теме),
- интервью среднего круга (уточнение группы повышенного интереса),
- «названное имя» (выход на виновника);
– умение отличить выступление по теме от «слива компромата»;
– способность конструировать материал по ходу передачи;
– особое внимание — этическому аспекту передачи.
Журналистское расследование является острым и вместе с тем самым ответственным направлением журналистики... Для того чтобы материал получился интересным, нужна богатая фактура, на чьих-то домыслах ничего не получится.