1. Прогулка по клавишам (детская фортепианная музыка)
2. От пяти до пятидесяти (о фортепианном творчестве С. Слонимского)
3. Рождение фортепиано
4. Романса дивного дыханье
5. Волшебная флейта (о творчестве В.А. Моцарта)
6. Этих дней не смолкнет слава (музыка Великой Отечественной войны)
7. Лейтесь, лейтесь с неба звуки (вокальная музыка)
8. И дух есть музыка (русская духовная музыка)
9. Музыкальная семья
10. Солнышко-вёдрышко, выгляни в оконышко! (фольклорный праздник)
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Карачарова, Т.И. Основы просветительской деятельности педагога-музыканта: учебно-методический комплекс для обучающихся по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Музыка» / Т.И. Карачарова, О.Н. Хмельницкая. – Белгород: БГИИК, 2014. – 80 с.
2. Мельникова, Л.Л. Организация концертно-просветительской деятельности в музыкальных учебных заведениях [Электронный ресурс]. –
URL: http://muzprosvetitel.ru/org.pdf
б) дополнительная литература
3. Имханицкий, М.И. История исполнительства на народных инструментах [Текст] / М. И. Имханицкий; М-во образования и науки РФ; рец. В.М. Денисов; под общ. ред.: Л.В. Варавиной, В.И. Голубничего. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2005. - 32 с..
4. История музыкальных инструментов [Текст] / авт.-сост. Н.Э. Павлоцкая. - СПб.: КАРО, 2005. - 174 с.
5. Музыка в театральном вузе: к 60-летию педагогической деятельности Л.М. Субботовской / СПбГАТИ; ред. Л.Г. Барсова; сост. К.Б. Петрушкова. - СПб.: СПбГАТИ, 2007. - 119 с.
6. Мельникова Л.Л. Организация концертно-просветительской деятельности в колледже искусств./ Л. Л. Мельникова // Наука. Образование. Педагогика. Искусство. Вып.2. – М., 2005. - С. 89–93.
7. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М., 2000.
8. Рождественский Г.Н. Преамбулы. Сборник музыкальных публикаций, эссе, аннотаций, пояснений. – М.: Советский композитор, 1989.
Электронные ресурсы:
9. Куреляк, А.А. Русские композиторы 19 века / А.А. Куреляк. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 580 с. - ISBN 978-5-4460-3620-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93199
10. Ливанова, Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник: в 2-х т. / Т. Ливанова. - М.: Музыка, 1982. - Т. 1. по XVIII век. - 503 с. - ISBN 9785998918148; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=42499
11. Ливанова, Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник в 2-х тт / Т. Ливанова. - М.: Музыка, 1983. - Т. 2. XVIII век. - 444 с. - ISBN 9785998918155; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=42500
12. История русской музыки /. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. - 75 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227875
в) программное обеспечение: Microsoft Office, Windows Media, Adobe Reader
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
• база данных библиотеки БГИИК (свободный доступ к электронному каталогу имеется на официальном сайте БГИИК и в библиотеке вуза);
• электронно-библиотечная система (ЭБС) – электронно-периодическое издание, программный комплекс для организации онлайн-доступа к лицензионным материалам, размещённым на сайте www.biblioclub.ru «Университетская библиотека онлайн» с индивидуальным неограниченным доступом 1000 чел.;
• электронно-библиотечная система (ЭБС) – электронная база данных, включающая произведения, исключительные права на которые принадлежат Исполнителю, размещённая на Интернет-сайте Исполнителя по адресу www.e.lanbook.ru и поддерживаемая Исполнителем при помощи Сервера, с неограниченным доступом.- Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/window/library/
• Formusic - сайт музыкантов и исполнителей http://www.formusic.ru
• Детям о музыке: Музыкальное образование детям и родителям. Музыкальные уроки в игровой форме http://www.muz-urok.ru
• Электронный каталог Российской государственной библиотеки http://www.rsl.ru/
12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Для успешного освоения дисциплины используются:
- аудитория, оборудованная современной звуко- и видеовоспроизводящей аппаратурой;
- необходимая учебно-методическая, нотная, художественная литература;
- художественные иллюстрации;
- фонотека, видеотека;
- компьютер, принтер, сканер.
13. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Основные положения методики организации концертно-просветительской работы в музыкальных учебных заведениях требуют дополнений и пояснений, отражающих нюансы этого вида деятельности. В методических рекомендациях сформулированы практические советы, касающиеся вариантов опроса населения и выбора актуальной темы, индивидуального подхода к выбору и подготовке исполнителей, подготовительной методической работы, необходимости формирования постоянно действующих творческих коллективов, сочетания различных форм концертной работы, эмоциональной окрашенности музыкального просветительства в целом.
В числе самых важных из них – анализ запросов, интересов и культурных потребностей предполагаемой аудитории. Для решения этой задачи необходимо изучение правительственных постановлений и документов по культурной политике государства (города, района), беседы с руководителями учебных заведений, производственных предприятий и общественных организаций, анкетирование будущих слушателей. В анкете, как правило, определяется средний возраст, образование, профессия, круг интересов, качество желаемого досуга предполагаемой аудитории.
Анализ полученных данных даёт возможность выбора темы, формы и содержания музыкально-просветительской работы. Актуальность темы зависит от соответствия намеченных просветительских целей потребностям настоящего времени. Ориентиром в выборе тем предполагаемых мероприятий служит задача знакомства с лучшими образцами классической, народной, джазово-эстрадной музыки, события городского и местного (касающегося только данной аудитории) значения.
Выбор участников будущих музыкально-просветительских мероприятий, изучение их исполнительских возможностей – залог успеха всей концертной работы в целом. Замечено, что возрастное соответствие слушателей и исполнителей способствует созданию атмосферы живой заинтересованности, искренности общения, эмоциональному восприятию музыкальных произведений аудиторией. Подбор репертуара – важный этап в процессе подготовки к концерту. Непременным его условием является выбор музыкальных произведений посильных для исполнителей (это даёт им возможность самовыражения) и для восприятия публикой. Успешно решают эту задачу коллективные формы музицирования, которые, вместе с тем, вносят разнообразие в программу концерта.
Организатору концертно-просветительской деятельности необходимо выявить самые яркие способности каждого преподавателя и учащегося, реализовать их на практике. Часть участников могут проявить себя как исполнители, другим ближе роль сценариста или ведущего, третьи проявляют себя в качестве корреспондентов СМИ, четвёртые заняты подготовкой и распространением афиш, программок и пригласительных билетов и т. д. Чёткое распределение обязанностей каждого участника предполагаемого концерта – залог успешного его проведения.
Концертная деятельность институа искусств должна сочетать в себе различные формы. Это может быть небольшой концерт учащихся класса для родителей или концерт отделения, тематический или отчётный концерт всего учебного заведения, циклы для детского и взрослого населения города, просветительские программы для определённой аудитории. Разнообразие форм даёт возможность участия каждому ученику и преподавателю в концертной работе, стимулирует дальнейший рост их исполнительского мастерства.
Для успешной реализации намеченных программ необходимо наличие в музыкальном учебном заведении постоянно действующих коллективов (ансамблей, оркестра, хора) и солистов из числа учащихся и преподавателей. Репертуар предполагаемых исполнителей должен строиться с учётом планирования концертно-просветительской деятельности на учебный год.
Организация этой работы требует кропотливой подготовительной методической работы. Очень важно проводить её в комплексе разнообразных форм повышения исполнительского мастерства. Глубокое понимание стиля достигается в том случае, когда непосредственно исполнению репертуара предшествуют: лекция по смежным видам искусств (в соответствии с эпохой); методическая разработка или открытый урок по теме, где излагались бы основные исполнительские требования к избранным музыкальным произведениям; прослушивание музыкального материала с целью анализа исполнительских интерпретаций.
Только в комплексе всех составляющих подготовительной работы к концертной деятельности возможно добиться желаемого качества её проведения. Самое же главное, на наш взгляд – это понимание высокой цели просветительства, проявление искренней любви к музыке, к детям и юношеству. В процессе творческого общения преподавателей, учащихся, родителей, публики рождается возможность духовно-нравственного воздействия музыки, как вида искусства, на формирование морального облика современного человека.
Концертно-просветительская работа в музыкальном учебном заведении является неотъемлемой частью образования и воспитания. Основной целью музыкального просветительства является пробуждение интереса к музыке и обучение её восприятию, формирование потребности в музыкальном искусстве, системы знаний о нём, слияние эстетического воспитания с нравственным. Задачи и содержание музыкального просветительства определяются обозначенной эпохой, состоянием культуры и уровнем эстетического развития слушательской аудитории, исполнительскими задачами и возможностями контингента данного учебного заведения.
Вовлечение учащихся и преподавателей в процесс концертной работы приносит им огромную пользу. Публичные выступления формируют и совершенствуют коммуникативные навыки: эстрадную выдержку, контакт с аудиторией, умение донести до слушателей содержание, стиль и форму исполняемого музыкального произведения, владение речевыми навыками, вербальную память. Музыканты ощущают свою востребованность в современном обществе, что является стимулом к их дальнейшей творческой деятельности. Участие в концертах возможно большего количества учащихся и преподавателей в качестве солистов, участников музыкальных коллективов, ведущих и организаторов просветительских мероприятий, корреспондентов газетных и телевизионных публикаций создаёт возможность проявления и развития творческих способностей индивида.
В процессе подготовки и проведения концертов доказана необходимость использования межпредметных связей. Только «погружение» в эпоху даёт возможность полного понимания стиля композитора, содержания его музыкальных произведений. Использование в лекциях-концертах элементов театрализации с привлечением лучших образцов литературы, живописи и архитектуры дополняет концерт яркими образными впечатлениями, облегчает восприятие музыки, усиливает эмоциональное впечатление.
Синтез полученных знаний по всем музыкальным предметам в сценарии концерта, способствует более глубокому проникновению в содержание исполняемого произведения, стиль и эпоху определённого композитора. Участие в музыкальных представлениях учащихся класса ансамбля, аккомпанемента, хора, оркестра даёт возможность проявить свои творческие способности большому количеству учащихся и педагогов и, вместе с тем, вносит разнообразие в программу концерта. Практика работы показала, что такая форма проведения концертов способствует полноценному, глубокому и осознанному усвоению программного материала, общему и музыкальному развитию учащихся, активному формированию духовно-нравственного потенциала, что является важным аспектом музыкального воспитания и обучения.
Музыкально-просветительская деятельность сближает студентов и преподавателей, превращая их в единый коллектив. Общение в ходе подготовки к концертному мероприятию, единение в момент его проведения способствуют формированию чувств товарищества, взаимопонимания, сопереживания. Приобретённые качества влияют на духовный рост исполнителей и, вместе с тем, повышают престиж профессии музыканта.
Участие в концертной жизни учебного заведения даёт возможность студентам осознать триединство составляющих музыкальной деятельности: композитора, исполнителя, слушателя, а так же помогает им сделать процесс познания музыкальной культуры живым и увлекательным. Факт оптимизации процесса обучения оказывает положительное влияние на рост исполнительского уровня учащихся и общей успеваемости. Концертно-просветительская деятельность открывает широкие возможности для творческой самореализации музыканта-педагога, роста профессионального мастерства, вариативности преподавания в музыкальных учебных заведениях, поиска образовательных технологий.
Участие в концертной деятельности стимулирует действие познавательного компонента, для которого характерно стремление к пополнению и обновлению знаний о музыке, повышению исполнительского и педагогического мастерства, освоению методики организации музыкально-просветительской деятельности. Яркая эмоциональная окрашенность концертных выступлений, очевидный профессиональный рост педагогов, повышение успеваемости и заинтересованности учащихся в музыкальных занятиях формируют психологический компонент, связанный с положительной мотивацией музыкально-просветительской деятельности.
Систематическая и планомерная концертная деятельность даёт возможность сочетать просветительские функции с задачами совершенствования исполнительских навыков учащихся и преподавателей. Предложенное учебное пособие позволяет дополнить содержание курсов методики обучения музыке учащихся высших и средних музыкальных учебных заведений, оказать помощь в организации концертно-просветительской работы преподавателями детских музыкальных школ и школ искусств. Тематика концертов ориентирует преподавателей музыкальных учебных заведений на проведение внеклассной работы.