Понятие социальной инфраструктуры неоднозначно. На практическом уровне государственные служащие на региональном уровне воспринимают это понятие упрощённо как систему учреждений социальной сферы. Однако учреждения не исчерпывают всей совокупности условий социального развития.
В дефинициях социальной инфраструктуры выделяются два подхода:
1) Отраслевой. Определяет её как совокупность структурных и функциональных элементов хозяйственной системы: отраслей, производств, предприятий, учреждений, организаций, объектов, включённых в производственные отношения, направленных на создание общих условий социального развития.
2) Деятельностный. Более обобщённо рассматривает социальную инфраструктуру как совокупность материально-вещественных элементов, создающих общие условия для пространственной и временной организации жизнедеятельности населения в контексте его региональных социально-экономических, демографических и культурных особенностей.
Если сама социальная политика финансируется из разных источников, включая негосударственные, то развитие социальной инфраструктуры полностью относится к ответственности государства и местного самоуправления. В современной России только крупные предприятия, преимущественно в топливно-энергетической сфере и с большой долей государственной собственности (Газпром, Роснефть, РЖД), могут себе позволить инвестировать в развитие своей собственной корпоративной социальной инфраструктуры в добровольном порядке.
Социальная политика в Российской Федерации направлена на решение трёх основных и взаимосвязанных проблем социальной инфраструктуры:
1) недостаточность объектов социальной инфраструктуры для удовлетворения потребностей граждан;
2) неравный доступ социальных слоёв и групп к социальной инфраструктуре;
3) высокая степень износа и обветшалости основных фондов в социальной сфере, что диктует необходимость её модернизации и требует значительных капитальных инвестиций.
Неразвитость российской социальной инфраструктуры, в особенности, находящейся в ведении региональных органов государственной власти и местного самоуправления, служит главным препятствием на пути внедрения конкурсных походов к финансированию учреждений социальной сферы. У российских граждан попросту ограничен выбор учреждения или услуг, предоставляемых данными учреждениями.
Например, на фоне преизбытка государственных учреждений высшего профессионального образования (федеральных), в большинстве российских регионов отмечается нехватка училищ начального профессионального образования (региональных) и муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Обеспеченность детей соответствующего возраста местами в детских садах составляет в некоторых российских регионах 55 %. Общеобразовательные средние школы повсеместно сталкиваются с проблемами материально-технического обеспечения.
Проблема неразвитости инфраструктуры усугубляется неравным доступом к ней различных групп и слоёв российского общества. Значительная социальная дифференциация, в том числе и имущественная, в сочетании с хроническим недофинансированием объектов социальной сферы и отсутствием эффективных и прозрачных механизмов реализации социальных обязательств государства, привели к росту коррупции в социальной сфере и неправомерному введению платных услуг. Последнее рассматривается как меньшее из двух зол в сравнении с коррупцией. Зачастую трудно дать правовую оценку платным услугам в социальной сфере ввиду отсутствия законодательства, которое бы чётко регламентировало виды и качество услуг и, немаловажно отметить, порядок их предоставления.
Только в настоящее время в некоторых регионах России, в рамках административной реформы разрабатываются и нормативно утверждаются перечни государственных услуг по отдельным сферам социальной политики, ответственность за которые несут региональные органы власти: услуги здравоохранения, культуры, образовательные услуги и т.д.