Невнимательное и даже пренебрежительное отношение к прошлому, считающемуся устарелым, не позволяет людям видеть даже тех постоянных стратегических уроков, которые лежат… на поверхности.
А. Т. Мэхэн
Политика грязное дело – этот афоризм знаком каждому. Куда меньше людей знает о том, что она еще и кровава и беспощадна. Ежедневно и ежечасно идет на мировой политической арене борьба не на жизнь, а на смерть. Гибнут государства, приходят в упадок империи, меняют свой облик народы и целые континенты. Все это результаты политики. В каждодневной суете за событиями политической борьбы следят не многие. Результаты действий политиков многим современникам не заметны. Лишь десятилетия, а то и столетия спустя, дают они свои всходы. Так и ошибки государственных мужей приводят их державы к краху постепенно и исподволь. И выбор союзников, отношения с ними, играют в жизни любого государства решающую роль.
Предательство, предательство, предательство. Словно грубая оберточная бумага опутывает оно всю историю Российского государства. В XX веке наша страна дважды заглянула в лицо смертельной опасности: чудом избежала уничтожения в огне Первой мировой и Гражданской войны, чтобы едва передохнув, вновь оказаться в смертельной опасности в 1941 году. Роль «союзников» и в этих событиях велика и значима. Много сил и средств потратили они, чтобы подтолкнуть Россию к краю пропасти. Двадцатый век стал для нашей страны тяжелым испытанием, но страшную участь разгрома и уничтожения, наши «союзники» готовили нам и ранее, в прошлые столетия. Огромная территория, неисчислимые ресурсы, мужественное и смелое население – с опаской взирали европейцы на нового опасного конкурента. Каждое расширение границ давало нам новых соседей и новых врагов. Они же в те или иные моменты истории становились русскими союзниками. У нас всегда хватало врагов – Россия воевала постоянно, всю свою историю. Ирония судьбы – почти все они нам известны гораздо лучше, чем те государства, что являлись нашими «друзьями». Между тем «союзники» принесли вреда России отнюдь не меньше, а иногда становились для нас куда опаснее врагов. Поэтому, чтобы бриллиант предательства наших «друзей» засверкал для нас всеми своими гранями надо охватить взглядом всю историческую картину и понять, что у нас перед глазами не досадные исключения, а масштабное правило, воспроизводящее себя из раза в раз.
История России – это история войн, коалиций и предательства. История династии Романовых – история поразительной слепоты и невероятной доверчивости. Чуть более трехсот лет стояли у руля Российского государства представители династии Романовых. Все свои победы, все достижения делила Россия со своими венценосными руководителями. Небывалый рывок совершила страна, став сверхдержавой в рекордный срок. Властители Петербурга диктовали свою волю другим европейским столицам, и русский флаг развевался в немыслимой дали от Родины. Это парадный подъезд русской политики. С другой стороны – триста лет ошибок в выборе «союзников», исправления их, совершение новых, и попытки изменить вредное направление своей собственной политики. Так и продолжалось до начала XX века, пока последний русский царь Николай II не совершил самую главную ошибку, что погубило его семью и его державу…
Дружить с врагами нельзя, с ними можно лишь не воевать. Вступив в военный союз Антанту со своими злейшими врагами, Россия подписала себе смертный приговор. Нет, мы и раньше совершали ошибки, но за триста лет, что стояли Романовы во главе нашей страны, мастерство и опыт наших противников сильно возросли. Достаточно вспомнить список тех стран, что стояли на пути России к величию и могуществу: Польша, Швеция, Турция. В современном нам мире эти страны не играют главенствующей роли. Франция, Германия, Англия по-прежнему сильны и определяют лицо мировой политики. Именно они в разное время были «союзниками» России. Именно они ее предавали. От удара наполеоновской Франции сгорела златоглавая Москва, спустя полвека от залпов британских и французских пушек взлетали на воздух редуты Севастополя. И примеров таких не счесть…
Давайте же вспомним нашу историю. А начнем мы, пожалуй, с очень известного ее эпизода. Когда наш главный «союзник» и был нашим главным врагом…
Александра Васильевича Суворова в нашей стране знает практически каждый. Любой взрослый человек хоть что-то слышал об этом замечательном полководце. Если спросить поподробнее – тут некоторые теряются, кто-то загадочно улыбается, и почти все выдают первое что приходит на ум: «Суворов переходил через Альпы». Почему? Да, просто знаменитую картину великого русского художника Василия Ивановича Сурикова «Переход Суворова через Альпы» печатали в учебниках. На ней сам Суворов на белом коне, рядом с ним несутся в пропасть огромные ледяные глыбы, на переднем и заднем плане солдаты, чудо-богатыри. Лица у них разные: кто с бесшабашной веселостью смотрит на любимого полководца, кто с ужасом смотрит в низ, но большинство просто напряжено. Страшно. Впереди пропасть и неизвестность…
Кроме знаменитой картины, мы узнавали Суворова из школьного курса истории, и из рекламного ролика банка «Империал» («До первой звезды нельзя!»). Но только мало кто задается сегодня вопросом: «А что же собственно делал Александр Васильевич Суворов в этих далеких и неприступных горах?».
Горный массив, связанный в русском сознании с именем великого полководца находится в центре Европы. Там, в Швейцарии и сейчас помнят суворовских чудо-богатырей, погибших во время героического перехода армии через Альпы в 1799 году. В 2005 году в этой богатой нейтральной стране широко отмечали 206-летие знаменитого похода русской армии. Патриарх Московский и всея Руси Алексий вручил в нашем посольстве в Берне памятные грамоты швейцарцам, хранящим память о тех славных днях. У памятника, 12-ти метрового монумента-креста, высеченному в скале у «Чертова моста», появились свежие цветы и венки…
Конечно, приятно, что помнят наших ребят, полегших среди чужих холодных скал, но никак не отделаться мне от простого вопроса:
Зачем русские солдаты оказались в далеких швейцарских Альпах? Почему образец мудрости и здравого смысла Суворов завел свою армию в такие дебри, откуда выходить пришлось, совершая самые неимоверные подвиги?
И действительно, почему? Вы, наверное, уже догадались, что и в этой героической истории не обошлось без наших доблестных «союзников». Именно благодаря их предательству и коварству, пришлось Александру Васильевичу Суворову на старости лет вместе со всем войском переквалифицироваться в альпинисты…
На другом конце Европы и по сию пору находится относительно небольшое государство, у которого нашим правителям стоило поучиться умению выбирать себе «союзников» и направлять их деятельность в нужное для себя русло. «У Британии нет постоянных друзей, у нее есть постоянные интересы» – говорил один из великих руководителей этой враждебной России державы. Почти в те же годы, когда первый из династии Романовых взял в свои руки рассыпающуюся державу, маленькое островное государство совершило смелый рывок к своему блестящему будущему.
История не менее логичная стройная наука, чем физика или химия. События прошлого определяют события будущего, и сквозь них проходит железный стержень причин и интересов, связывающий столетия в единое целое. Многое в нашей истории становится более понятным, если попытаться заглянуть за кулисы мировой политики. Стремления государств и народов всегда одинаковы – не меняется ничего в геополитических причинах конфликтов и войн. Надо только поймать правильную логику событий и тогда можно легко предсказывать и прошлое, и будущее.
Сквозь столетия Великобритания вышла победителем из всех схваток со всеми врагами, превратившись из маленького острова в крупнейшую империю. В огне постоянных сражений за мировое господство выковывались железные правила, которые определят английскую политику на столетия вперед. В ее основу будут положены два принципа:
– создание флота, являющегося сильнейшим в мире;
– постоянная борьба с сильнейшей державой на континенте, имеющей или создающей сильный флот.
Раньше всех поняв важность завоевания морского пространства, Британия методично и целенаправленно уничтожала всех своих конкурентов. Сначала Великобритания разрушила могущество Испании. Первыми открывшие заморские колонии, испанцы быстро создали мощную империю имеющие большой флот. Прошло время, и жители Пиреней незаметно лишились большинства из них. В ход хитроумными англичанами было пущена не только сила оружия, но и сила золота, помноженная на политическое коварство. Одним из средств ослабления конкурента была поддержка британцами смуты внутри испанских владений. В результате финансируемой врагами Испании «освободительной» войны, независимость от испанской короны получила Голландия. Но напрасно сыны Нидерландов радостно праздновали победу. Ведь вскоре сама Голландия начала составлять основную конкуренцию жителям британских островов. В этом легко убедиться, вспомнив маршрут зарубежного турне Петра Великого. Сначала он посетил Нидерланды, перенимая опыт строительства кораблей у голландцев, а затем с этой же целью отправился в Англию. Ведущие мореходы того времени сосредоточились именно в этих двух странах.
Зная это, несложно предугадать действия сынов туманного Альбиона. В 1651 году английский парламент издал Навигационный акт. Согласно ему, товары из Азии, Африки и Америки следует ввозить в Британию и её владения только на английских судах, а европейские товары – на английских судах или судах страны-экспортёра. Навигационный акт полностью подрывал основу богатства и могущества Голландской республики – посредническую морскую торговлю. Нидерланды лишались своего главного источника доходов, и стерпеть такой ситуации не могли. Последовали три англо-голландские войны (1-я 1652–54 гг., 2-я – 1665–67 гг., 3-я – 1672–74 гг.) по результатам которых Голландия скатилась, а вернее сказать, была британцами опущена до уровня второсортной державы…
Имея сильный флот, Британия не имела сильной армии. Силу испанской армии перемалывали голландские повстанцы. Когда пришло время и им самим отправляться на задворки истории, то новый соратник британцев вмешался в войну, польстившись на английское золото. Британские суда топили корабли противника, а на суше всю тяжесть боевых действий вела союзная англичанам Франция. Когда же Голландия лишилась практически всех своих колоний в Америке, настала очередь и самой Франции.