Познание – это специфический вид человеческой деят., суть кот. состю в адекватном, обобщ. относит. воспроизв. мира в мозгу человека. Осн. формы познания: 1) научное, 2) ненаучное (обыденное, религ.). Знание мб практическим и теоритическим. Ф-мы зн-ия: пассивное (освоение зн-ий) и активное. Проблема: может ли человек познать объективную реальность как таковую? Зн-ие человека явл. частичным или полным. Точки зр-ия: 1) скептицизм – не отвечает на вопрос о познав. мира, выражает сомнения в соотв. зн-ий реальности. В философии скептицизм появился у Давида Ю., 2) агностицизм – учение, кот. отрицает возм. Познания мира полностью или частично (Кант). Научная теория есть конвенция или соглашение между учеными. Скептицизм и агностицизм коренятся в реальных трудностях процесса познания, знания о мире человек получает по ср-ам ощущений и выйти за пределы ощущений невозможно, 3) гносеологич. скептицизм, 4) гносеологич. оптимизм – учение о принципах возможности познания мира (Аристотель, Декарт, Лейбниц, Гегель). Практика – внешний критерий истенности. Отличие классич. от неклассич. гносеалогии: классич. – опирается на разум и науку, неклассич. – эл-ты истины в любом зн-ии.
Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию: познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества), познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).
В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм, агностицизм.
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что: идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума, материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя. Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах: диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики, историзма, практики — признавать главным способом познания практику, познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания, объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания, активности творческого отображения действительности, конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.
Познающим субъектом является человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества. Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах.
Основные разновидности познания объективной реальности могут быть представлены как: знание - информация об объективном мире природы и общества, знание о внутреннем духовно-психическом мире человека, знание о целях, задачах, программах (идеально-теоретических) преобразования природного и социально-культурного мира.
Различают следующие формы познания: 1) Научное познание, 2) Художественное познание, 3) Чувственно- практическое, 4) Религиозное познание, 5) Философское познание.