Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

Основоположником европейского иррационализма является Артур Шопенгауэр (1788—1860), системно изложивший свои воззрения в труде "Мир как воля и представление" (1818). Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление. Воля — это абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая по своей природе сила, созидающая мир и человека. Человек является рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ни было его существование. Она заманивает индивида призраками счастья и такими соблазнами, как, например, сексуальное наслаждение. На самом же деле человек имеет для воли лишь косвенное значение, так как служит средством для ее сохранения. У человека есть только один выход — погасить в себе волю к жизни. Эту истину, по мнению Шопенгауэра, открыли еще древнеиндийские мудрецы, выразившие ее в буддистском учении о нирване. Воля – основа мира, она пронизывает существование каждой вещи, определяющих структуру наших представлений. Согласно Шопенгауэру, человек может вырваться из тисков воли. Ему может помочь в этом искусство. Особое внимание Шопенгауэр уделяет возвышенному. Возвышенное – сложная гамма чувств, возникающих при встрече с чем-то безграничным. Субъект уже не ощущает себя центром мира, а появляется предчувствие единства с миром, что возвышает человека. Возвышенное приближает нас к первоосновам мира. существует два вида возвышенного: математическое и динамическое.

Математическое возвышенное – эстетическое восприятие пространства и времени, переживания вечности и бесконечности.

Динамическое возвышенное – переживание природных стихий. Эстетический эффект возникает в результате осознания двойственности человека как выразителя воли и одновременно – созерцание мира как представления.

Одним из ярчайших представителей европейского философского иррационализма был немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844—1900). Жизнь Ницше рассматривал как " волю к власти ". Все живое, согласно философу, стремится к власти, неравенство же сил создает естественную дифференциацию. Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие, согласно Ницше, есть кристально чистое проявление прирожденной воли человека к власти. Главную причину краха современной ему цивилизации философ видел в засилии интеллекта, в превалировании его над волей. Там, где интеллект возвышается над волей, она обречена на неминуемое разложение. Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти.

Ницше пытался разорвать границы чисто теоретического познания и ввести в него в качестве регулятора практическую жизнь. Однако этот регулятор оказался не чем иным, как инстинктивной деятельностью, направляемой слепой иррациональной волей к власти.

Ницше одним из первых сказал о наступлении нигилизма, т.е. времени, когда христианский Бог утратил свою значимость для европейской культуры. Назначение отрезвленного нигилизмом европейского человека мыслитель видел в том, чтобы мужественно восторжествовать над остатками иллюзий.

Датский философ Сёрен Къеркегор (1813-1855). Основные работы «Страх и трепет», «Болезнь смерти», «Или-или», «Повторение». Он противопоставляет себя рационалистической философской традиции, олицетворенной для него в философии Гегеля, которая, по его мнению, сосредоточена на общих отвлечен­ных сущностях, общих понятиях. На место рационального пости­жения мира Кьеркегор ставит переживание, экзистенцию, или су­ществование, которые игнорировались прежней философией.

Экзистенция – индивидуальность человеческого существования, основными параметрами которой являются свобода, возможности выбора, страз и отчаяние. Страх характеризует отношение человека с миром, он неотделим от человеческой жизни. Прежде всего это страх перед возмездием за содеянное, страз за собственное совершенство, болезнь греха и ощущение его неизбежности. Отчаяние – взаимоотношения человека с самим собой, состояние вины, состояние внутреннего непринятия себя. Отчаяние – основа для свободного выбора и только через отчаяние человек может выбрать себя в своем высшем значении. В экзистенции человека Кьеркегор выделяет эстетическую, этическую и религиозную стадии. Только на религиозном уровне человек не подчиняется всеобщему закону, а вступает в прямое общение с Богом как подлинным абсолютом, делает прыжок в веру, выдвигая на место диалектической логики экзистенцию – полную диалектику или «диалектическую лирику». Через веру человек делает свой выбор в состоянии экзистенционального отчаяния. Вера одновременно является высшим наслаждением и мучением. Отсюда уместность парадокса и абсурда философии Кьеркегора.

Для постклассической философии Шопенгауэра характерна философия страдания и любви, Кьеркегора – философия веры, Ницше – философия надежды. В их концепциях раскрываются контуры нового мира, мира, где живет и мыслит свободный человек.

3. Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм

Философия позитивизма возникла в середине XIX в., ее основатель - французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857). В началь­ной интерпретации Конта позитивизм обозначал особое требование, ко­торое предъявлялось к философии и заключалось в том, что нужно отка­заться от поиска общих сущностей как занятия бесплодного, «метафизического», снять вопрос о первооснове мира (основной вопрос фило­софии) как неразрешимый, обосновать положительную науку, построить систему бесспорных и точных, полезных и удобных для при­менения знаний. Познанию подлежат лишь факты эмпирического опы­та, явления, а не сущности. Отсюда его категорический вывод о том, что философия человечеству больше не нужна, поскольку она спекулятивна, темна, не основана на конкретных фактах, наблюдениях и экспериментах.

На самом деле, философия иначе соотносится с науками и с другими формами культуры. Она – особый вид культуры. Скорее всего, Конт и его сторонники спорили не с тем, что философия спекулятивна, а просто они философию понимали как науку, хотели видеть в ней науку. Они отождествляли философские мысли-идеи с научными идеями-знаниями, и в этом их ошибка. Философия не наука, и она не дает знания. Это просто человеческое мышление, идеи, которые могут привести к знанию, а могут привести к заблуждению; могут привести к благу, а могут привести к злу.

Идеи начального позитивизма О. Конта нашли свое продолжение в эмпириокритицизме. Его основатели Э. Мах (1838-1916), Р. Авенариус (1846-1896) пришли к выводам о невозможности объективной и абсолютной истины; о том, что в науке правит исключительно «релятивизм» — относительная истина. Пытались подняться над разделением материи и сознания, введя понятие «нейтральных элементов опыта» (одновременно психических и физических) и тем самым слить субъект и объект познания. В отличие от чистого позитивизма представители эмпириокритицизма не отбрасывали философию, а сводили ее только до уровня методологии. А.Эйнштейн отмечал влияние релятивизма Маха на создание своей теории относительности.

Идея превратить философию в методологию на­шла свое развитие в деятельности так называемого «Вен­ского кружка» неопозитивизма (логический позитивизм). В 20-х гг. XX в. М. Шлик и Р. Карнап, О. Нейрат и В. Крафт организовали семинар позитивистской направленности. Игнорируя традиционную «метафизику» и класси­ческую философскую проблематику, участники семина­ра свели философию до уровня логического ана­лиза языка науки. Речь шла о вскрытии эвристических возможностей математической логики при исследовании объектов, лишенных нагляд­ности; о логической сводимости теоретического знания к эмпирическому и его верификации (проверке). В основе неопозитивистской доктрины лежали принципы верификации, физикализма и конвенционализма. Согласно принципу конвен­ционализма, в основе научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции), выбор которых регу­лируется соображениями удобства, простоты, полезности, т. е. крите­риями, не связанными с понятиями самой теории. Принцип физи­кализма утверждал, что теоретические предложения в эмпирических науках в конечном счете должны допускать сведение к формулам физики.

В 70-х гг. XX в. складывается постпозитивизм, который уделяет основное внимание рациональным методам познания, но основной своей за­дачей считает анализ процессов развития научного знания. Рассмот­рение динамики науки в постпозитивизме осуществляется в широ­ком социокультурном контексте, включающем и философию. Ими были предложены различные модели структуры и динамики на­уки («критический рационализм» К. Поппера, концепция научных ре­волюций Т. Куна, концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса, «эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда).

. Важнейшим понятием концепции Куна является понятие парадигмы (по-гречески paradeigma - образец, пример для подражания). Это совокупность научных положений, которые в определенный период времени признаются всем научным сообществом, образцы того, как следует решать проблемы (ньютоновская, эйнштейновская). Модель развития науки у Куна выглядит следующим образом: нормальная наука, развивающаяся в рамках общепризнанной парадигмы; рост числа аномалий, приводящий в конечном итоге к кризису; научная революция, означающая смену парадигмы.

Еще одна школа позитивизма — аналитическая философия рассматривает философию как средство анализа языка. Ее отли­чительной особенностью стал отказ от субстанциализма классической философии. Философия бы­ла заявлена как аналитическая деятельность, способствующая прояснению языка, а следовательно, и мира. Центральной темой исследования была избрана проблема языкового значения, к концу XX в. дополнен­ная проблемами понимания, смысла, межличностной коммуникации, анализируемыми в разных аспектах.

Несмотря на дискриминацию философии, позитивизм внес определенный вклад в разработку методоло­гических проблем. Были разработаны аппарат математи­ческой логики для анализа выражаемых средствами языка ненаблюдаемых объектов и семиотика как теория знако­вых систем. Логический позитивизм в определенной мере обеспечил также развитие кибернетики и информатики.

Аналитическая философия.

Аналитическая философия — это философствование посредством детального анализа используемой логики и языка.

Логика и язык выдвигаются на самый передний план. Рассмотрим основные идеи важного этапа в развитии аналитической философии – логического позитивизма. Его еще называют неопозитивизмом. Его яркие представители – Джордж Мур, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн. Согласно принципу верификации (верификация – проверяемость), достоверность предложений выявляется в эксперименте. С этой целью сложный текст надо разложить на предложения. Элементарное предложение проверяется фактами. Но предложения философии нельзя проверить фактами, значит они бессмысленны. Следовательно, от философии следует отказаться в пользу науки. Это воззрение подверг аргументированной критике современный американский философ Уильям Куайн. Самый главный призыв «Все проверяй фактами» нельзя проверить фактами. Выход один – согласиться с тем, что в основе научного понимания лежат философские принципы. «Все проверяй фактами» – типичный философский принцип. Нельзя поставить эксперимент, который бы явился обоснованием философского принципа. При всем желании от философии не избавиться.

Философское знание было существенно реабилитировано в работах представителей постпозитивизма (после неопозитивизма). Виднейшие из постпозитивистов: англичане Карл Поппер и Имре Лáкатос, американцы Пол Фейерабенд и Томас Кун.

Карл Поппер предложил принцип фальсификации (фальсификация ‒ опровержение), который позволяет отличать научную теорию от ненаучной. Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать. Согласно Попперу, теории появляются, достигают стадии расцвета, а затем опровергаются. В мире теорий идет «борьба за существование», схожая с известными представлениями Ч. Дарвина о естественном отборе среди живых особей.

Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что человек – существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем, посредством коренных преобразований, научных революций.

Итак, видимо, аналитики правы в том, что язык позволяет выражать богатство нашей жизни. Но язык – это богатейший символ нашей жизни, а не сама жизнь как таковая во всем ее многообразии.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интерфейс Компас 3D LT. Панели и меню | Философия экзистенциализма, ее основные темы.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1686 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2367 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.