В некоторых случаях в различных странах принимаются законы, явно направленные против компаний, принадлежащих иностранным владельцам. Вопросы собственности — это сфера, требующая особой заботы. В большинстве стран мира продолжается полемика между левыми и правыми политическими партиями относительно приемлемого равновесия между государственным регулированием экономики и использованием рыночных факторов для распределения ресурсов. В большинстве случаев, когда к власти приходят левые силы, в стране происходит процесс национализации, или передачи права собственности на ресурсы от частного сектора к государственному сектору. Наиболее уязвимы в этом отношении те отрасли экономики, которым не хватает мобильности: отрасли, занимающиеся разработкой природных ресурсов (добыча нефти и угля), капиталоемкие отрасли (сталелитейная промышленность, химическая промышленность, переработка нефти). Когда правительство страны, на территории которой действует компания, компенсирует владельцам частной собственности их потери в связи с национализацией, такая передача права собственности называется экспроприа цией. Когда правительство принимающей страны не предоставляет никакой компенсации, такая передача права собственности называется конфискацией. Правительства большинства стран, в том числе правительство США, признают право правительства другой страны санкционировать передачу частной собственности, находящейся на территории этой страны, в государственный сектор. С другой стороны, правительства иностранных государств рассчитывают на то, что их подданные получат подходящую компенсацию за утраченную собственность. Например, после 1973 г. многие арабские нефтедобывающие страны национализировали собственность западных нефтяных компаний. Однако эти страны предложили западным фирмам комплекс компенсационных мер, таких как возмещение убытков, пролонгация действующих договоров, а также предоставление приемлемых для компании прав на бурение скважин в будущем. В отличие от такого подхода ключевым элементом конфликта между США и Кубой является отсутствие какой бы то ни было компенсации потери имущества, отобранного у американских компаний.
Приватизация. Приватизация — это процесс преобразования государственной собственности в частную собственность. Приватизация противоположна по своей сути процессу национализации и создает благоприятные возможности длямеждународного бизнеса. Большинство государственных предприятий, которые переходят в частную собственность, являются нерентабельными, не имеют достаточного капитала, а их персонал переукомплектован. Тем не менее такие предприятия во многих случаях представляют интерес для международных компаний, которые ищут пути расширения своей деятельности на новые рынки в ключевых секторах национальной экономики (таких как системы связи, транспортная система и промышленное производство).
Приватизация, которая ускорилась в 80-е гг., является результатом действия двух основных сил: политической идеологии и давления экономических факторов. Политическая идеология вынудила Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher), премьер-министра Великобритании с 1979 по 1990 г., ослабить государственное регулирование экономики. На протяжении 80-х гг. британским правительством была продана его доля в таких компаниях, как British Airways, British Telecom, British Airport Authority и British Petroleum. Брайан Малруни (Brian Mulroney), глава Прогрессивно-консервативной партии Канады, последовал но тому же пути во время своего пребывания на посту премьер-министра страны с 1984 по 1993 г. Такие же действия были предприняты на протяжении последнего десятилетия лидерами Аргентины, Бразилии, Чили, Мексики и многих других стран.
Ускорение темпов приватизации было также обусловлено конкурентным давлением, с которым компании столкнулись на мировых рынках. Промышленность средств связи демонстрирует прекрасный пример такого явления. Эта отрасль получила большие преимущества от стремительного технического прогресса, в то время как правительства многих стран, столкнувшиеся с огромным дефицитом бюджета, не нашли возможностей привлечь капитал для обновления и расширения систем связи, принадлежащих государству. В результате в таких странах, как Аргентина, Мексика, Чили, Венесуэла и Объединенное Королевство, была проведена приватизация сектора телекоммуникационных услуг.
Ограничения на долю иностранной собственности. Правительства многих стран ограничивают долю иностранной собственности в национальных компаниях с тем, чтобы сохранить за собой контроль над ключевыми отраслями экономики. Например, правительство Мексики ввело такие ограничения в энергетических отраслях промышленности, полагая, что доходы от запасов нефти, которая считается «национальным достоянием» страны, должны распределяться только между ее гражданами. В Канаде доля иностранной собственности в печатных средствах массовой информации ограничивается показателем 25%. ^то ограничение является частью государственной программы, направленной на защиту национальной культуры от влияния южного соседа. Во многих странах иностранные фирмы не допускаются к участию в радио- и телевещательных корпорациях. Например, в США доля собственности иностранных компаний в телевизионных и радиостанциях не может превышать 25%. Такие же правила существуют в странах Европы.
Сужение сферы деятельности иностранных многонациональных корпораций может осуществляться посредством введения ограничений на возможность репатриации (возвращения на родину) прибылей, полученных в стране, на территории которой действует данная МНК. Такой метод получил широкое распространение в 80-е гг., однако в 90-е гг. многие страны, такие как Ботсвана и Эфиопия, отменили контроль над репатриацией прибылей после переориентации своей политики на свободный рынок.