Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общая характеристика научной методологии

Понятие «методология» в общем виде означает «учение о методах» (от греч. «methodos» — путь познания, прослеживание, способ и «logos» — слово, учение).Поскольку «метод» — термин для обобщенного обозначения определенного порядка некоторой совокупности действий (приемов, движений, операций, «шагов» и т.п.), ведущих к получению нужного результата, то можно сказать, что методология — это учение о том, как правильно действовать для получения нужного результата.

В первую очередь это относится к познанию мира. Развитие методологии познания тесно связано с европейской линии развития философской и научной мысли. Диалектический способ добывания истины Сократа, поиск принципа каждой вещи Платона, учение о категориях и логическая система как универсальное орудие познания («Органон» Аристотеля) — виды методологического знания, сыгравшего важнейшую роль в развитии философии и науки в европейской культуре.

В новое время бурное развитие науки привело к появлению трех основополагающих методологических установок получения и доказательности установления истинного знания, определяемых путем экспериментальным (требование подтверждения знания в опыте, выдвинутое Галилео Галилеем), рациональным (требование ясности и отчетливости знания, сформулированное Рене Декартом) или эмпирическим (опора на чувственный опыт, обозначенная Джоном Локком, Роджером Бэконом).

Представители немецкой классической философии, критикуя ограниченность и эмпирического, и рационалистического методологических подходов, предложили возвращение к античным диалектическим принципам на новом уровне: критичность отношения к наличному знанию (Иммануил Кант), понимание знаний как продукта практически-деятельного отношения к миру (Иоганн Фихте), целесообразность в развитии природы (Фридрих Шеллинг) и др. В логически завершенной философии Георга Гегеля, как всеобщем методе познания, построенном на диалектическом принципе разрешения противоречий, являющихся движущими силами всякого развития, на представлении о формировании знания путем восхождения от абстрактного к конкретному, содержится система методологии, считающаяся классической, которая до сих пор играет огромную роль в организации любой деятельности, в первую очередь познавательной.

В новейшее время методологические положения, понимаемые как общие способы организации науки, как система требований, которые нужно соблюдать для получения истинного знания, сами делаются предметом рассмотрения и анализа. Появляются новые представления об относительности научного знания, связанные с невозможностью определить конечные основания знаний, с неустранимостью субъективного фактора из процесса познания, новые, постклассические и постнеклассическиеподходы — системный, синергетический, конструктивистский и др. Методология становится отдельной областью знания, в которой рассматриваются логика движения и организации не только знаний, но и человеческой жизнедеятельности в целом.

Современное состояние методологии науки далеко ушло от устоявшихся представлений о единой основе развития всех наук. Происходит пересмотр многих аксиом, придающих науке жесткость и категоричность, приводящих зачастую (особенно в индивидуальных исследованиях) к начетничеству и формализму. Научное знание становится в определенной мере индивидуализированным, даже в «точных» науках его субъективность часто не прячется, а провозглашается. Мало затронутой осталась только собственно формально-логическая область. В части методологии научных исследований современные ученые говорят о постклассическом и постнеклассическомнаучном познании, в котором всегда присутствует субъективность, «человеческий фактор», возникают неустранимые индивидуальные, социальные и культурные влияния.

При этом современная методология приобретает две важнейшие функции — ориентира непосредственной организации деятельности и ориентира формирования самих методологических основ любого знания и деятельности. Она выступает сегодня и как набор принципов, подходов, ориентиров, «правил», для тех, кто осуществляет деятельность, и как систематизированное представление о том, как формировать эти ориентиры и правила. Именно эти функции методологии, составляющие современное содержание ее понятия, отражены в ее наиболее общем определении: «Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе».

Методология не сводится к философии: последняя всегда объединяет в себе целостные, теоретически оформленные представления об устройстве мира, тогда как методология сосредоточена только на способах истинной, «правильной» организации деятельности человека. При этом взаимопроникновение методологии и философии проявляется в том, что любая методология может трактоваться с позиций определенной философии, а философия, в свою очередь, может характеризоваться определенной методологией. Можно говорить и о методологии определенной философии, и о философии определенной методологии. В этой «родственности» проявляется вечное движение человеческой деятельности: методология через рефлексию способов получения и характеристик знания, через обобщение данных, создает правила развития деятельности, а философия через интерпретацию, рефлексию, обобщение методологии рождает концепции и идеи, которые в свою очередь могут вести к появлению новых методологий.

Необходимо подчеркнуть и отличие методологии науки от науковедения, рассматривающего закономерности функционирования и развития науки в истории общества, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с различными социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.

Методология имеет всеобщий характер, но она всегда конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Такое применение в каждой области деятельности имеет свою специфику, причем методологические идеи и походы чаще всего и зарождаются в каких-либо конкретных областях науки и практики, и, только потом распространяют свое влияние на более широкие области. Можно сказать, что методология — не только рефлексивная часть науки и деятельности, это саморазвивающаяся непрерывная рефлексия способов, которыми в науке получают знания и способов осуществления наиболее эффективной деятельности.


 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модуль 5. Российская империя XIX | Методология политической науки и общие методы политического анализа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1340 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2489 - | 2332 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.