Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мировоззренческая функция философии

Культурно-воспитательная – во-первых, сама философия – это явление общественной культуры. Следовательно, изучая её, люди приобщаются к культуре; во-вторых, изучение философии воспитывает такой ключевой элемент человеческой культуры, как разумное мышление.

Методологическая философия разрабатывает универсальные общие методологические и мыслительные инструменты для всех конкретных наук. Метод самой философии – это метод теоретического мышления на основе использования достижений всех наук и культуры в целом, на основе практического опыта всего человечества.

Мировоззренческая – изучение философии помогает преобразовать стихийно сложившиеся у человека повседневные житейские взгляды в продуманное и обоснованное мировоззрение.

3. Философия - особая форма познания мира, форма общественного сознания, форма духовной деятельности, вырабатывающая систему теоретических знаний о наиболее общих принципах бытия, познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру и его месте в этом мире.

По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей бытия, совершенствования познавательного аппарата появилась необходимость возникновения новой формы освоения мировоззренческих проблем. [6,стр. 54]

Философия зарождается из потребности рационального понимания мира, как первая попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные между собой определенными логическими законами.

Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к их разрешению. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мира и другие, а также весь объем позитивного (положительного, полезного) знания, которое на протяжении тысячелетий накапливало человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума, а не веры или вымысла.

Появление философии - это появление вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся разнообразных форм практики, культуры. Философы подвергают этот многообразный материал рефлексии (лат. reflexio - обращение назад) и тем самым осмысливают всеобщее. Цель философского поиска-через частное и общее обнаружить всеобщее. Это равнозначно тому, что философия выходит за рамки всего конечного и начинает размышлять о бесконечном. Такое мышление трансцендентно (лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы), так как оно находится по ту сторону конечных вещей и частных законов, являющихся предметами практического опыта и науки. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Сущность философии - в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир - человек».

Таким образом, предмет философии образуют всеобщие сущности мира и его основных фрагментов. Философия рационализирует складывающиеся в различных сферах духовной культуры наиболее общие представления о мире и человеке, которые носят название универсалий культуры. Универсалии культуры -это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной эпохи оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его бытия. Универсалии культуры, прежде всего, это формы мышления, характеризующие любое человеческое сознание в различных культурах, это квинтэссенция накопленного человеческого опыта, опираясь на который каждое новое поколение познает и преобразует мир. Кроме того, они определяют и эмоциональное переживание человеком мира, его оценку явлений и событий окружаю щей действительности. Категории возникают, развиваются и функционируют в культуре как целостная система, где все элементы так или иначе связаны друг с другом. Эта система предстает как обобщенная модель человеческого мира, которая транслируется в культуре и усваивается индивидами в процессе социализации. В системе универсалий культуры можно выделить так называемые базисные,-универсальные категории, в которых обнаруживаются необходимые, существенные свойства и характеристики объектов, явлений мира. Эти свойства выявляются практикой в предметном мире, а затем переносятся в идеальный план сознания, фиксируясь в форме категорий пространства, времени, движения, вещи, свойства, отношения, количества, качества, меры, формы, содержания, причинности, случайности, необходимости и т.п. Эти категории универсальны, поскольку в любых объектах обнаруживаются соответствующие характеристики и свойства. Кроме базисных категорий в системе универсалий культуры можно выделить категории, посредством которых выражены характеристики и свойства субъекта деятельности, структуры его общения, его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. К ним относятся категории: человек, общество, я, другие, труд, сознание, добро, красота, вера, надежда, долг, совесть, справедливость, свобода и т.п. Эти категории уже не имеют статуса всеобщих и универсальных категорий бытия, а применимы только для сферы социальных отношений. Однако в жизнедеятельности человека они играют не меньшую роль, чем базисные категории. Они фиксируют в наиболее общей форме исторически накапливаемый опыт включения индивидов в систему социальных отношений и коммуникаций.

Итак, система категорий, лежащая в основании культуры, выступает в качестве ее фундаментальных мировоззренческих структур. Она выражает свойственные данной культуре наиболее общие представления о природе, обществе, о месте человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни, ценностях человеческого мира и т.д. В каждом типе культур присутствует специфический для них категориальный строй сознания, который выражает особенности культуры определенного типа общества, присущие ему формы и способы общения и деятельности людей, принятую в нем шкалу ценностей. Категориальные структуры обнаруживают себя во всех проявлениях духовной и материальной культуры общества того или иного исторического типа (в обыденном языке, феноменах нравственного сознания, художественном освоении мира и т.п.). Они выражают мировоззрение данной эпохи, определяя не только объяснение и понимание, но и переживание человеком мира, что позволяет рассматривать их в качестве оснований культуры соответствующей эпохи.

Для человека, сформированного соответствующей культурой, смысл ее универсалий чаще всего выступает как нечто само собой разумеющееся, в соответствии с чем он организует свою деятельностьи строит свою жизнь.

В процессе философской рефлексиинад универсалиями культуры формируется язык философии, представляющий собой систему предельно обобщенных категориальных форм. Таким образом, результатом философского исследования и рационально-логической рефлексии являются философские категории, выступающие как своего рода теоретическая рационализация универсалий культуры, которые не всегда выражаются в логически стройной форме и могут быть зафиксированы в форме образов, иносказаний, притч и т.д. В них преодолевается чувственно-эмоциональная конкретность, образность, символизм, метафоричность языка дофилософских форм мировоззрения. Философские категории представляют собой формы мыслительной деятельности, в которых отражаются существенные и всеобщие характеристики природной и социальной реальности. Специфика философских категорий заключается в том, что они носят универсальный характер, т.е. приложимы не к какой-то одной области явлений, а к явлениям, существующим в различных областях действительности. [7, стр. 22]

Специфика философской рефлексии над основаниями культуры заключается в том, что с ее помощью осуществляется осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, мировоззрения, универсалий человеческой культуры в целом. Поэтому мы можем сказать, что философия выступает как самосознаниекультуры


4.
Специфические черты философского знания

двойственность философского знания – философия не является научным знанием как таковым, однако имеет отдельные черты научного знания, такие как предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

— философия представляет собой теоретическое мировоззрение, обобщает ранее накопленные человеческие знания;

предмет философии имеет три направления исследования: природа, человек и общество и деятельность как систему «человек-мир»;

— философия обобщает и объединяет другие науки;

— философское знание имеет сложную структуру, которую мы рассмотрели выше;

— включает в себя базовые идеи, являющиеся основными для других наук;

— в некоторой степени субъективно – зависит от мировоззрения и личности отдельных философов;

— представляет собой совокупность ценностей и идеалов определенной эпохи;

— рефлексивно – субъектом познания философии является как окружающий мир, так и само философское знание;

— знание динамично – развивается, изменяется и обновляется; — имеет круг проблем, которые на данный момент не разрешены логическим путем.

Как видим, философия представляет собой многокомпонентную структуру, однако каждые отдельные дисциплины не являются механическими частями целого, их нельзя отделить друг от друга и рассматривать отдельно, только в совокупности со всеми остальными элементами. Таким образом, философия – довольно сложное и неоднородное образование, состоящее из совокупности отдельных дисциплин со своей спецификой. Однако философию нельзя сводить исключительно к науке, поскольку она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека.


5. Философия, как особый вид духовной деятельности, оказывает непосредственное влияние на различные сферы деятельности человека. Ниже кратко рассмотрим основные философские функции.

Мировоззренческая функция философии

Одной из основных и наиболее значимых функций философии является мировоззренческая. Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем, тем самым формируя его мировоззрение. Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью, вырабатывает универсальную философскую картину мира и раскрывает природу человека в результате осмысления и систематизации научного знания, а также содержания остальных форм общественного знания.

В категориях философии происходит рефлексия ми­ровоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инстру­ментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззре­ний. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предварительное расследование: понятие, формы, общие условия. | Прогностическая функция философии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 368 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.