1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи.
2) Указание на его принадлежность к классу предметов.
3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.
Содержание и форма текста
1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце.
2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления.
5) Текст легко свёртывается.
Типичные грамматические средства оформления
Простые и сложные предложения:
а) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками.
Тип текста: Повествование.
Цель создания текста
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи.
Содержание и форма текста
1) Соблюдается логическая последовательность.
2) Подчёркивается динамизм, смена событий.
3) Композиция хронологизирована.
Типичные грамматические средства оформления
Простые и сложные предложения:
а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;
в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.
Тип текста: рассуждение.
Цель создания текста
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи.
Содержание и форма текста
1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства).
2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.
3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.
Типичные ошибки в построении текста
· Нарушение логики изложения
· Искажение фактуальной информации
· Несоответствие заглавию/подзаголовку текста
· Немотивированный повтор/пропуск информации
· Несоответствие объему композиционных частей (нет заключения, в заключении оказывается нет заключения, ого)
· Смысловое несоответствие, языковая бедность
· Некорректное шрифтовое и цветовое выделение.
Текстовая/письменная может различаться существенно, а может не существенно.
а) существенно, если под устным текстом понимается текст, созданный в разговорной речи. Тогда над таким текстом мы не работаем, т.к. этот текст спонтанный и дает много допусков.
Устный текст может не сильно отличаться от письменного по характеру создания. Пример текст лекции и текст научной статьи: текст научной статьи может перерасти в текст лекции. Научная статья и лекция строятся по композиции. Научная статья пишется с требования научного стиля. Лекция – заранее подготовленный текст и научная работа тоже. Тогда, устный текст – искусственная интерпретация материалов данного письменного текста.
Фигуры речи
Фигура -использование синтаксической структуры с целью создания экспрессии. Это преднамеренное отступление от нейтрального способа выражения мысли. Если троп-явление лексико-семантическое, то фигура-семантико-синтаксическое. Они нередко совмещаются в одном высказывании (например, антитеза и парономазия)
Парономазия- намеренное столкновение в одном контексте слов-паронимов (И речисто, да не чисто)
Градация -последовательное расположение слов или частей фраз в порядке возрастания выразительности. Основа-синонимические ряды или однородные члены (…старший умный был детина, средний сын-и так, и сяк, младший вовсе был дурак)
Аллюзия - (намек) –включение в контекст намека на всем известное событие, книгу, личность и др. (И он убит, и взят могилой, как тот певец, неведомый, но милый…)
Антитеза -резкое противопоставление. Один из способов реализации контраста. (Рак пятится назад, а щука тянет в воду)
Анафора/эпифора -связаны с повтором:анафора – одинаковое начало смежных фраз, эпифора – одинаковая концовка (Все мои мысли – о ней, все чувства – к ней, вся радость – в ней)
Риторический вопрос - усиленное, но скрытое утверждение или отрицание в форме вопроса, не требующего ответа
Риторическое обращение – непрямое обращение к предмету, явлению или отсутствующему лицу (О времена!О нравы!)
Парцелляция/сегментация – Обе фигуры построены на нарушении целостности синтаксической структуры. Парцел. – разрыв предложения (Когда человек посягал на жемчуг. Всегда. Везде) Сегментация – выделение именительного темы (Снег! Он падал и падал)
Инверсия – расположение членов предложения в необычном порядке для актуализации части смысла (Полюбил я в просторном краю Эту черную землю сырую, эту милую землю мою)
Парантеза/эллипсис – противопоставлены по целостности структуры: парантеза – вставная конструкция, эллипсис – опущение слов, не влияющих на понимание (Я – за свечку, свечка – в печку)
Асидентон/полисиндетон – бессоюзие/многосоюзие. Первое – придает речи сжатость, динамизм. (Язык и поит, и кормит, и спину порет) Второе – выделяет каждый член ряда. (Смешались в кучу кони, люди…)
Стык – повтор, когда новое высказывание начинается так же, как заканчивается предыдущее. (О весна без конца и без краю.Без конца и без краю мечта!) Повтор одноструктурных предложений – параллелизм (Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет)