1. Символизм как культурологическое явление и литературный стиль
– понятие «символа» в литературоведении и философии; символ как художественно-выразительное средство;в чем отличие символа от художественного образа?
– теории символа в статьях символистов (С. Малларме, Ж. Мореаса, Э. Рейно, А. Жида, Д. Мережковского, А. Блока, А. Белого и др.) и ученых ХХ в. (К.Г. Юнга, Э. Кассирер, С. Лангер и др.
– символизм в зарубежной и отечественной литературе и искусстве рубежа XIX – XX вв.; символизм и декаданс;
2. Поэзия французского символизма как явление литературы к. XIX– XX вв.:
– Генезис французского символизма: традиции романтизма (В. Гюго), «Парнаса» и Ш. Бодлера и основные этапы его становления;
– Символизм как жизнетворчество: «жизнестроительская» модель поведения «проклятого поэта» (на примере биографий П. Верлена, А. Рембо и Э. Верхарна); «драма самосознания» С. Маларме;
– Символизм как обновление поэтического языка: программные стихотворения П. Верлена («Поэтическое искусство») и А. Рембо («Гласные»), теория суггестивной поэзии С. Малларме, «Манифест символизма» Ж. Мореаса;
3. Идейно-художественное многообразие поэзии французского символизма:
– импрессионистская лирика П. Верлена, ее поэтическое и тематическое своеобразие (на материале стихотворений «Соловей», «Закаты» и др. стихотворения из сборника «Романсы без слов»);Понятие «пейзажа души» в сборнике «Романсы без слов»; арактеристика поэтических приемов Верлена. Эффект музыкальности
– поэзия «ясновидения» А. Рембо (на материале стихотворений «Офелия», «Венера Анадиомена», «Слеза», «Жизнь»);
– идейно-художественное своеобразие лирики Малларме: «Звонарь», «Цветы», «Летняя печаль», «Лазурь», «Лебедь» и др.
– наиболее важные для символистов идеи (сплин, идеал, поэт – пророк, медиум, ясновидец, озарение, темная поэзия, интуиция, пластичность, музыкальность поэзии);
– оригинальность поэтической системы каждого из трех поэтов, значение их творчества для последующих поколений поэтов.
Тексты:
Верлен П. Лирика (Сб. «Сатурнические стихотворения» («Женщина и кошка», «Осенняя песня», «Тоска»), сб. «Галантные празднества» («Лунный свет»), сб. «Романсы без слов», сб. «Когда-то и недавно» («Томление», Искусство поэзии»), сб. «Эпиграммы» («Я восхищен за Стих Свободный…»).
Рембо А. Лирика («Искательницы вшей», «Парижская оргия, или Столица заселяется вновь», Спящий в ложбине», «Руки Жанны-Мари», «Пьяный корабль», «Гласные», «Одно лето в аду»)
Малларме С. Лирика («Окна», «Лазурь», «Звонарь», «Лебедь»).
Статьи французских символистов о символизме (любое издание).
Конспектирование:
1. Брюнель П. Символизм: Литература http://www.morganaswelt.ru/library/articles/articles-and-essays/1317-brunel-symbolism.html
2. Определение символа в КЛЭ и ЛЭС.
Практические задания:
1. Проанализируйте стихотворение П. Верлена «Осенняя песня».
2. Сравните «Осеннюю песню» с «Осенней мелодией» Бодлера. В чем Верлен продолжает бодлеровскую традицию? В чем новаторство Верлена?
3. Сравните несколько переводов «Осенней песни». Какой из них представляется вам наиболее удачным? Почему?
4. Как настроение смутной неудовлетворенности выражено в лаконичной лирической миниатюре «Сплин» П. Верлена (в переводе Ф. К. Сологуба)?
5. Сонет «Томление» (перевод Б.Л. Пастернака) — одно из наиболее известных произведений Верлена, написан в 1883 г. Что такое сонет? Какова его структура? Покажите, как организуется рифмовка. Какие мастера сонетов в поэзии XIX—XX вв. вам известны? Почему современность уподобляется Верленом «Риму периода упадка»? Какие черты римской жизни имеет в виду Верлен? Какую роль играет в стихотворении образ Батилла, популярного в Риме комического актера? Считается, что в сонете «Томление» выражены свойственные декадансу настроения безверия, грусти, безнадежности, отличающие мировидение «конца века». Докажите это, опираясь на текст.
6. Выделите в тексте поэмы «Пьяный корабль» образцы изобразительных средств Рембо: олицетворения, метафоры, сравнения, символы. Символ корабля-человека, его значение и развитие. Соединение темы свободного плавания и свободного поэтического творчества. Образ ребенка в финале стихотворения. Новаторская поэтическая техника Рембо: цветопись, иррациональная образность, разрыв причинно-следственных связей между понятиями, приписывание предметам чуждых им функций и др.
7. Сравните переводы произведения Рембо «Пьяный корабль» Н.В. Набокова, Б.К. Лившица, Л.Н. Мартынова.
8. Некоторые исследователи считают, что сонет Рембо «Гласные» мог быть спровоцирован стихотворением Ш. Бодлера «Соответствия», в основе которого лежит мысль о взаимосвязанности всех явлений жизни. Докажите или опровергните это утверждение с опорой на тексты.
9. Приведите известные примеры использования образа птицы в качестве центрального символического образа в произведении (сонет «Лебедь» С. Малларме).
Литература
Основная
1. Андреев Л.Г. Феномен Рембо // Рембо А. Произведения в стихах и в прозе. – М., 1988.
2. Балашов Н.И. Рембо и связь двух веков поэзии // Рембо А. Стихи. Последние стихотворения. Озарения. Одно лето в аду. - М., 1982.
3. Зенкин С. Пророчество о культуре (творчество Стефана Малларме) // Малларме С. Сочинения в стихах и прозе. — М., 1995.
4. Каре Ж.-М. Жизнь и приключения Артура Рембо. - СПб., 1994.
5. Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора.- М., 1993. - С. 5-28.
6. Минц З.Г. Поэтика символизма. – СПб., 2000.
7. Мурашкинцева Е.Д. Верлен и Рембо. – М., 2001.
8. Обломиевский Д.Д. Французский символизм. - М., 1973
9. Птифис П. Артюр Рембо. – М., 2000..
10. Фрид Я. Эмиль Верхарн: Творческий путь поэта. – М., 1985.
Дополнительная:
11. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.
12. Волошин СМ. Судьба Верхарна // Волошин М. утник по вселенным. – М., 1990.
13. Гумилев Н. О Верхарне // Гумилев Н. Собр. Соч.: В 4 т. – М., 1991. – Т. 4.
14. Кассу Ж. И др. Энциклопедия символизма: Пер. с фр. - М., 1998.
15. Корецкая И.В. Импрессионисты в поэзии и эстетике символизма // Литературно-эстетические концепции в России конца ХIX – начала ХХ в. – М., 1975.
16. Ревалд Дж. История импрессионизма. – М., 1994.
17. Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии. – Ереван, 1980.
18. Тодоров Ц. Теории символа. – М., 1998.
19. Толмачев В.М. К вопросу о типологии символизма // Лосевские чтения: Образ мира – структура и целое. – М., 1999.
Практическое занятие №8: «Драмы ожидания» М. Метерлинка («Непрошеная», «Слепые», «Там, внутри»)
1. «Театр молчания» М. Метерлинка – в чем особенность, основные черты. «Сокровище смиренных» как теоретическое обоснование «театра молчания» (См. книгу А. Аникста).
2. Что характерно для статичных драм М. Метерлинка? Какова общая тема пьес «Непрошенная», «Слепые», «Там, внутри»? Кто герои? Смысл названия пьес.
3. Место пьесы «Слепые» в драматургии Метерлинка. Анализ пьесы:
· Начало драмы: анализ. Что показывает драматург с первых строк? Какие символы можно выделить? Как показаны слепые? Специфика метерлинковского персонажа.
· Смысл названия пьесы «Слепые». Как можно понимать (и трактовать) слепоту героев?
· Особенности конфликта и его воплощение в структуре пьесы.
· Хронотоп в пьесе «Слепые». Как Метерлинк выстраивает художественное время и пространство?
· Своеобразие и художественная функция диалогов в драме. Что такое «внутренний диалог»? Характеристика ремарок. Приводить примеры.
· Смысл финала драмы. Как Метерлинк понимает трагическое? Как новая концепция трагического повлияла на структуру «Слепых»? (прочитайте прилагаемый к практическому занятию материал – главу IX «Трагедия каждого дня» из книги Метерлинка «Сокровище смиренных»)
· Образы-символы в пьесе. Прочитайте отрывки в «Материалах к занятию», где Метерлинк размышляет о символе. К какому из двух типов символов, о которых пишет бельгийский писатель, относятся образы «Слепых»?
4. Прочитайте отрывки из трактата М. Метерлинка "Сокровище смиренных" (в хрестоматии с.145-147) и "предисловие автора" к "маленьким-драмам" (с.148). Ответьте на следующие вопросы:
· Концепция статичного ("неподвижного") театра. Метерлинк о т.н. "событийной" драматургии;
· Слово в символистской драме. Чем отличается статус слова в "символистской драме от "громкого", "публичного" слова в досимволистской драматургии?
· Прочитайте указанные страницы из статьи М.С. Кургинян. Подготовьте ответы на следующие вопросы:
· Драматический диалог в символистской драме;
· Драматическая ситуация в символистской драме. Имеет ли эта ситуация какое-либо решение?
5. Проанализируйте "маленькую драму" М. Метерлинка "Там, внутри". Ответьте на следующие вопросы:
· Сценическое пространство пьесы. Является ли это пространство однородным или разнокачественным? Обоснуйте вашу точку зрения. Если это разнокачественное пространство, то можно ли сказать, что законы, действующие в зоне "ночного сада", не властвуют в мире "дома"? Если же это однородное пространство (ценностно-однородное), то можно ли сказать, что граница между "светлым" домом и "ночным" садом, несмотря на ее проницаемость, несущественна?
· Охарактеризуйте персонажей драмы. Какой смысл имеет деление героев на "говорящих" и "молчащих"? Найдите в пьесе среди "говорящих" и среди "молчащих" таких героев, которые выделялись бы своей словоохотливостью или, наоборот, "печатью на устах".
· Рассмотрите речевое поведение Старика на протяжении всего действия пьесы. Какое значение имеют изобретаемые Стариком "сценарии" скорбной вести?
· Можно ли указать причину смерти девушки? Является ли эта смерть случайной, непреднамеренной, или же это — самоубийство?
· Какова роль Марии и Марты в развитии действия пьесы. Чем отличаются друг от друга эти героини? Почему в словах Старика ("Марта, Марта, в твоей душе слишком много жизни - ты не сможешь понять") поставлены в прямую зависимость друг от друга "непонимание" и "одержимость" жизнью? "Работает" ли этот сформулированный Стариком закон в дальнейшем развитии действия?
· Кем себя ощущают персонажи (героями всеобщей человеческой трагедии или зрителями, созерцателями чужого несчастья)?
· Попытайтесь постичь смысл последней реплики Незнакомца ("Ребенок не проснулся!").
· В классической драме события являются "плодами исполненной воли героев" (Гегель). Насколько события этой пьесы являются результатом "исполненной воли" персонажа?
· Почему эта пьеса может быть названа "драмой марионеток" или драмой с поэтикой "неподвижного" театра?
6. Прочитайте рассуждения Н. Бердяева о пьесах М. Метерлинка. В чем, с точки зрения философа, заключается суть трагизма драм Метерлинка? В чем их трагизм? Как Бердяев понимает трагическое? Какие важные особенности пьес Метерлинка он выделяет? В чем, по Бердяеву, состоит «безысходный трагизм человеческого стремления к свету и познанию, трагизм незнания»? (См. «Материалы к занятию»)
7. Прочитайте высказывания писателей и критиков о Метерлинке. Обсудите прочитанное на занятии (см. «Материалы к занятию»).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Метерлинк, М. Непрошеная. Слепые. Там, внутри.
2. Аникст, А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века / А.А. Аникст. – М.: Наука, 1988. – С. 237-259.
3. Бердяев, Н. К философии трагедии. Морис Метерлинк / Н. Бердяев // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. – М., 1994. – Т.2. – С.187-210.
4. Божович, В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХX века / В.И. Божович. – М., 1987. – С. 125-130, С. 152-210.
5. Будникова, Л.И. К. Бальмонт и Московский художественный театр (к истории постановок драм М. Метерлинка «Слепые», «Непрошенная», «Там, внутри») / Л.И. Будникова // Вестник Московского Университета. – 2007. –№2. – С. 148-157.
6. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. / Отв. ред. М.Ю. Давыдова. – М.: РГГУ, 2001. – С. 368-373.
7. Зингерман, Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй / Б.И. Зингерман. – М., 1979.
8. Минский, Н. Морис Метерлинк / Н. Минский // Метерлинк М. Разум цветов. – М., 1995. – С. 3-28.
9. Морис Метерлинк в России Серебряного века. – М., 2001.
10. Розанов, В.В. Метерлинк / В.В. Розанов // Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995. – С. 240-243.
11. Сергеев, А.В. Западноевропейская «новая драма» / А.В. Сергеев // Зарубежная литература ХХ века: Учеб. для вузов / Под ред. Л.Г.Андреева. – М., 2000. – С. 24-67.
12. Шкунаева, И.Д. Бельгийская драма от Метелинка до наших дней: Очерки / И.Д. Шкунаева. – М., 1973.
13. Эткинд, Е.Г. Театр Мориса Метерлинка / Е.Г. Эткинд // Метерлинк М. Пьесы. М., 1958.