1. Система персонажей романа (семантика имени, функция портрета и костюма, характер и его трансформация).
2. Решение писателем проблемы генетической и социальной обусловленности структуры личности в романе. Зооморфизм как символ деградации общества и вырождения личности. Природа в романе.
3. «Бунт» как эпицентр романной структуры, его семантика. Понимание категории «среды».
4. Этьена Лантье: становление личности. Проблема взаимодействия личности и массы.
5. «Любовный» текст романа (Катрина – Шаваль – Этьен; Лидия – Бербер – Жанлен; г-жа Энбо – г-н Энбо – инженер Негрель и др.).
Вопросы:
1. Прав ли авторитетный французский критик Жюль Леметр, назвавший Жерминаль» «пессимистической эпопеей человеческой бестиальности»?
2. В своем «Дневнике» братья Гонкуры вспоминали, что Золя хотел «писать что-то, связанное с забастовкой на угольных рудниках и начинающееся с убийства буржуа, зарезанного на первой странице... Потом суд... одни приговорены к смертной казни, другие — к тюрьме... И среди судебных прений он начинает серьезное и углубленное исследование социального вопроса...».
Сравните этот вариант замысла в пересказе Гонкуров с окончательной редакцией романа.
3 Известна самохарактеристика Золя: «Мне присуща гипертрофия жизненных деталей». Найдите в приведенном отрывке из романа «Жерминаль» примеры подобной «гипертрофии».
4 «Золя был великим лириком, которому помогал великий зодчий» (А. Лану)
На важную особенность ПОЭТИКИ ЗОЛЯ обратил внимание А. Лану. Прокомментируйте его и подтвердите примерами из текста романа.
5. Известно, что Золя перебрал большое количество вариантов названия, прежде чем остановился на «Жерминаль». Среди прочих рассматривались следующие названия: «Надвигающаяся гроза», «Дом трещит», «Сгнившая крыша», «Дыхание будущего», «Подземный огонь», «Кровавые всходы». Объясните выбор писателя, памятуя, что «жерминаль» — название весеннего месяца во французском революционном календаре.
6. Прочитайте фрагмент романа (Глава V, от слов «На дороге показались женщины, около тысячи женщин…» до слов «- Хлеба! Хлеба! Хлеба!»). В чем заключается художественное мастерство писателя в этом эпизоде?
См: Трыков В.П. Зарубежная литература конца XIX - начала XX веков: практикум. – Москва: Флинта: Наука, 2001. – С. 7-17. https://goo.gl/cAQFDA
Конспектирование:
1. Потапова З.М. Натурализм. Эмиль Золя http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-vtoraya-polovina/potapova-naturalizm-emil-zolya.htm
Литература:
1. Золя Э. Жерминаль (любое издание).
2. Владимирова ММ. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары»: Художественное и идейно-философское единство. — Саратов, 1984.
3. Кучборская Е.П. Реализм Эмиля Золя: «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искусства XIX в. во Франции. — М., 1973.
4. Михалъская Н.П. Роман Э. Золя «Жерминаль» // Практические занятия по зарубежной литературе. — М., 1981. — С. 156—163.
5. Трыков В.П. Золя, Эмиль // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 т. - М., 1997. - Т. 1. - С. 320-325.
6. Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя! / Пер. с фр. — М., 1997.
Практическое занятие №5: Ги де Мопассан, «Милый друг»
«Читайте Бальзака, Флобера, Мопассана, - это обязательно, как Евангелие»
М. Горький
План:
1. Особенности мировоззрения Мопассана. Влияние Флобера на творчество писателя.
2. История создания романа «Милый друг»
3. Образ мужчины-проститутки. Карьера Дюруа. Статичность характера главного героя.
4. Тематика романа.
5. Система женских образов в романе. Отношение писателя к женщине.
6. Особенности композиции.
7. Тщательный отбор элементов сюжета.
8. Особенности развития действия.
9. Роль природы.
10. Лейтмотив в романе.
11. Отсутствие внешнего и внутреннего конфликта.
12. Французское общество времен Третьей республики в романе
13. Место Жоржа Дюруа в галерее образов молодых людей (Сорель, Растиньяк).
Конспектирование:
1. Андре Моруа "Ги де Мопассан" (из серии "Литературные портреты") http://lib.ru/MORUA/portrait.txt#6
2. Мопассан Ги де. О романе (Предисловие к роману «Жизнь») http://lib.ru/INPROZ/MOPASSAN/mopasan4.txt
Практические задания:
1. На какие основные этапы можно разделить повествование? По какому принципу?
2. Определите актантную схему (нарративную структуру повествования) по предложенной модели:
Субъект: Жорж Дюруа
Объект: __________
Помощник(и) _________________
Оппонент(ы) __________________
Получатель ___________________ (для кого предпринимается действие?)
Отправитель __________________ (почему предпринимаются действия?)
3. Прочтите внимательно начало романа (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава 1). Определите точку зрения, с которой ведется повествование (значение термина см. тут: https://goo.gl/f5L3vh), характер повествования (нейтральный, субъективный). Какими художественными средствами автор рисует портрет героя? Раскройте символический и программный характер этого эпизода.
Литература:
1. Зарубежная литература XX века. Под ред. Л.Г. Андреева. - М.,2000
2. Зарубежная литература XX века. Под ред. В.М. Толмачева.
3. Андреев Л.Г. История французской литературы. - М.,1987.
4. Завадовская С.Ю. Литература Франции XX века. - М.,1993.
5. Штейн А.Л., Черневич М.Н., Яхонтова М.А. История французской литературы. - М.,1988.
6. Лану А. Мопассан /А. Лану. - М., 1992.
7. Пузиков А.И. Портреты французских писателей /А.И. Пузиков. - М., 1981.
8. Толстой Л. Предисловие к сочинениям Ги де Мопассана. //Толстой Л. Что такое искусство? - М., 1985.
Практическое задание №6: А. Франс. «Боги жаждут»
План:
1. Особенности творческой манеры А. Франса. «Роман идей» и традиции философско-исторической повести XVIII века.
2. Философские взгляды А. Франса.
3. «Боги жаждут» как исторический роман.
4. Интерпретация в романе двух идейных линий французского Просвещения – вольтеровский и руссоистской.
5. Античные мотивы в романе «Боги жаждут».
6. Образ революции в романе «Боги жаждут». Проблема революционного насилия.
7. Смысл названия романа «Боги жаждут».
Конспектирование:
1. VIII ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАН ОТ Ж.-К. ГЮИСМАНСА ДО М. ПРУСТА (Франс и проблема символистского интеллектуального романа. Творческая биография Франса: концепция истории, Франс и Ренан, отношение к христианству. Франсовский парадокс в романе «Таис»; роман «Остров пингвинов» как кошмар «истории без конца». Роман «Боги жаждут»: религия и революция в романе, смысл названия) // ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА Источник: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/literatura-19-20-veka-tolmachev/roman-ot-gyuismansa-do-prusta.htm
Практические задания:
1. Составьте краткий словарь терминов, связанных с Великой французской революцией (см. перечень терминов под хронологической таблицей).
2. Определите, с какими событиями революции связаны перечисленные ниже даты:
Les principales dates-repères de la Révolution française:
20 juin 1789:
14 juillet 1789:
4 août 1789:
26 août 1789:
10 août 1792:
21 janvier 1793:
27 juillet 1794:
9 novembre 1799:
2 décembre 1804:
18 juin 1815:
Краткая история Французской революции:
https://www.youtube.com/watch?v=Zx3VEkv1SQg
Цикл лекций по истории Французской революции Дмитрия Бовыкина:
https://www.youtube.com/watch?v=CHHY_FjU0Os
3. Прочтите «Декларацию прав человека и гражданина» и прокомментируйте, какие статьи этой декларации были нарушены якобинцами (подтвердите ответ цитатами из текста романа).
4. Проследите внутреннюю эволюцию Эвариста Гамлена и назовите основные ее этапы (подтвердите ответ ссылками на соответствующие эпизоды текста).
Литература:
1. Франс А. Боги жаждут (любое издание)
2. История всемирной литературы: В 9 т. - М., 1986. - Т.7.
3. Андреев Л. История французской литературы /Л. Андреев. – М., 1979.
4. Дынник В. Анатоль Франс. Творчество /В. Дынник. - М. - Л., 1934.
5. Федоров А.Л. Зарубежная литература XIX–XXвеков. Эстетика художественного творчества /А.Л. Федоров. – М.: Изд-во МГУ, 1989.
6. Пузиков А.И. Портреты французских писателей /А.И. Пузиков. -М., 1981.
ФРАНЦУЗСКАЯРЕВОЛЮЦИЯ
Vocabulaire:
Rechercher, si nécessaire, la définition des mots suivants:
déficit
Etats généraux
ordre (groupe social)
Tiers état / Noblesse / Clergé
Cahier de doléances
Jeu de Paume
citoyens passifs / citoyens actifs (1789-1792)
Droit de véto suspensif (1789-1792)
Monarchie parlementaire
Emigrés
Nationalisation
Biens nationaux
Constitution civile du clergé
prêtres assermentés / prêtres réfractaires
Club des Jacobins
Coalition
Convention
La «Terreur»
Sans-culotte
Députés Montagnards / Girondins
Fédéralisme (1793)
Vendéens (1793)
Tribunal révolutionnaire
Maximum des prix (1793-1794)
Directoire
Coup d’Etat
Banqueroute
Chouans
Consulat
Censure
Amnistie
Concordat (1801)
Catéchisme impérial
Club patriotique (Europe)
Blocus continental
République-soeur
Insurrection nationale
Abolition
КраткаяфильмографияФранцузскойреволюции:
Quelques films sur la Révolution française:
Les Adieux à la Reine de Benoît Jacquot (2012)
L’Anglaise et le Duc d’Eric Rohmer (2001)
L’Autrichienne de Pierre Granier-Deferre (1990)
La Révolution française. 2 parties: Les années lumière de Robert Enrico et Les années terribles de Richard T. Heffron (1989)
Chouans! de Philippe de Broca (1988)
Danton d’Andrzej Wajda (1983)
La Nuit de Varennes, d’Ettore Scola (1982)
Les Mariés de l’an II, de Jean-Paul Rappeneau (1971)
Quelques films sur Napoléon Bonaparte:
Napoléon, mini-série télévisée d’Yves Simonneau (2002)
Adieu Bonaparte de Youssef Chahine (1985)
Des films sur la période napoléonienne, en France et en Europe:
Les Lignes de Wellington de Valeria Sarmiento (2012)
Les Fantômes de Goya de Milos Forman (2007)
Monsieur N. d’Antoine de Caunes (2003)
The Emperor’s New Clothes d’Alan Taylor (2001)
Pan Tadeusz. Quand Napoléon traversait le Niémen d’Andrzej Wajda (2000)
Le Colonel Chabert d’Yves Angelo (1994)
Le Souper d’Edouard Molinaro (1992)
L’Otage de l’Europe de Jerzy Kawalerowicz (1989)
Allonsanfan de Paolo et Vittorio Taviani (1974)
Guerre et Amour de Woody Allen (1975)
Waterloo de Sergueï Bondartchouk (1970)
Un film pour rire un peu:
Liberté, Egalité, Choucroute de Jean Yanne (1985)