Первой и одной из самых важных особенностей консультирования на выходе из культа является запрос. Запрос о выходе, когда за помощью обращается сам выходящий, — самый редкий запрос. Например, абонентами телефонных служб чаще становятся люди в широком смысле слова одинокие. Это может быть фактическое или субъективное одиночество. Анонимность абонента и односторонность инициативы общения в паре «абонент—консультант» накладывает довольно жесткие ограничения и предъявляет особо высокие требования к консультанту. Он первое звено в этой сложной и сегодня очень противоречивой системе. Он не может и не имеет права брать на себя ответственность за жизненные выборы и поиск мировоззренческого и духовного пути абонента. Он не проводит психотерапию, но может помочь абоненту осознать ее уместность и помочь верной отсылкой в выборе психотерапевтической модальности. Он не изменяет мировоззрение абонента, но помогает ему выявить и осознать связи мировоззренческих (духовных) и психологических проблем. Это может казаться очень ограничивающим консультанта и вызывать у него чувство неудовлетворенности. На самом деле он находится в ключевой точке помощи. Он ответственен за то, что и как он делает для того, чтобы поддержать возможности свободного, осознанного и ответственного выбора самим абонентом. Лишь при этом абонент получает в лице консультанта собеседника, встреча с которым может оказаться поворотным пунктом в его жизни.
В большинстве случаев запрос в подобной ситуации обычно исходит от родственников адепта (родители, супруги). И как правило с них и начинается работа, сбор информации, подготовка среды в которую мог бы выйти человек из культа. Как уже говорилось выше, часто причина ухода в культ лежит в семейных отношениях.
Пример программы реабилитации [5]: Цель программы: психологическая реабилитация жертв деструктивных религиозных сект – возвращение докультовой личности, способствовать успешной адаптации личности в обществе.
Задачи программы:
• возвращение докультовой личности;
• способствовать успешной адаптации личности в социуме;
• развитие уверенности в себе, самостоятельности, независимости;
• раскрытие личностного потенциала, творческих возможностей;
• научить распознавать манипуляции и противостоять им;
• развитие навыков эффективного общения;
• научить принимать себя и окружающих такими, какие они есть;
• преодоление страхов;
• научить решать свои проблемы самостоятельно;
• гармонизация семейных отношений;
• коррекция ценностно-смысловой сферы личности.
На первом этапе перед проведением данной программы проводится консультирование участника деструктивного культа, где выясняется его культовая история, с помощью психодиагностических методик выявляются личностные особенности, особенности межличностных и семейных отношений, рассказывается об особенностях данной программы, спрашивается согласие на участие в данной программе.
Вся программа посвящена одной в общем-то простой идее – быть собой и самому строить свою жизнь. Но для реализации этой простой идеи нужно вернуть бывшего адепта деструктивной секты в нормальную среду обитания, вернуть докультовую личность и помочь обрести ей те навыки, которыми она не обладала и которых ей так не хватало – развитие уверенности в себе, самостоятельности, независимости, раскрыть потенциал личности, её творческие возможности, научить распознавать манипуляции и противостоять им, навыкам эффективного общения, научить принимать себя и окружающих такими, какие они есть, преодолеть свои страхи, гармонизация семейных отношений, способствовать успешной адаптации личности в социуме. С разных сторон обращаясь к осознанию себя, своей жизни, пересматривая свои ценностные ориентации, человек приходит к открытию новых значений, отношений, восприятий, условий, приходя к выводу, что реальность гораздо шире, глубже и интереснее идей и концепций, навязываемых деструктивными сектами, что даёт жизнь новым возможностям.
[5] - авторская программа «Возрождение» Кудеярова Т.А. Психологическая реабилитация дезадаптированных участников деструктивных культов: учебное пособие, 2014/ с. 150-188
На протяжении всех пятидесяти занятий бывший культист пытается как бы открыть себя заново, пересмотреть свои жизненные концепции, принять ответственность за свою жизнь, научиться критически мыслить. Данная программа предусматривает и самостоятельную работу бывшего адепта – домашние задания, т.е. клиент решает свои проблемы не только на занятиях, но и «круглосуточно» - он встречается и беседует с бывшими культистами, составляет словарь культового языка, читает книги, выполняет различные задания и упражнения, способствующие его психологической реабилитации и успешной адаптации в социуме.
Данная программа «учит» человека быть взрослым, психологически здоровым и самому нести ответственность за свою жизнь и судьбу. Участвуя в данной программе, человек не изолируется из социума, а учится делать выбор – либо остаться в данной секте и навсегда потерять себя и свою индивидуальность, либо стать собой и самому строить свою жизнь.