Аристотель: истина есть интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей (лат. conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re). Слово для обозначения истины у древних греков - алетейя, что значит "нескрытость", "непотаенность".
Ницше: Истина не есть соответствие наших понятий вещам мира.
Хайдеггер: Истина – это событие открытости мира (пример: картина Ван Гога "Башмаки", книга "Исток художественного творения").
Локк: Истина как опытная подтверждаемость.
Гегель, философия Нового времени, средневековая философия: Истина – это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью.
В классической концепции действительность трактуется, главным образом, как объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя не только воспринимаемый мир, но и субъективную, духовную сферу. Особым образом здесь следует сказать о познании; его результат (истина), а также сам объект познания понимаются неразрывно связанными с предметно-чувственной деятельностью человека. Позднее к этому прибавилось понимание истины не только как статичного явления, но и как динамичного образования или процесса.
Некоторые сторонники классической концепции трактовали истину более возвышенно, но также и более неопределенно. Они понимали истину как свойство субъекта, совпадающее с его согласием с собой, комплексом априорных форм чувственности и мышления (И. Кант) или даже в виде вечного, вневременного, неизменного и безусловного свойства идеальных объектов (Платон, Августин). Сторонники таких воззрений составляли достаточно многочисленную группу философов. Они видели истину в идеале, в некотором недостижимом пределе. Это понимание долгое время господствовало, имея таких последователей как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Фихте и другие мыслители.
В границах ещё одного направления, эмпиризма, истина понималась как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм в XVIII в., Б. Рассел в XX в.), либо в качестве совпадения идей и поступков со стремлениями личности (У. Джемс, Х. Файхингер). Р. Авенариус и Э. Мах понимали истину как согласованность ощущений. М. Шлик и О. Нейрат рассматривали истинность как последовательную связь предложений науки и чувственного опыта. Конвенционалисты (например, А. Пуанкаре) утверждали, что дефиниция истины и её содержание носят условно-договорный характер.
С конца XIX в философии усиливается иррационалистический подход к пониманию истины. Ф. Ницше считал иллюзией существование абсолютной истины и связывал возникновение этой иллюзии с волей к власти, особенностями субъективного опыта, идеями вечного изменения, возвращения, становления и переоценки ценностей. Ж.-П. Сартр считал, что сущность истины есть свобода; экзистенциалисты в целом противопоставляли объективной истине представление о личной истине, в границах которой интуитивно раскрывается бытие в его подлинности.
По Платону, все напрямую видимое, слышимое, осязаемое оказывается всегда лишь отпечатлением идей и тем самым тенью. Оно, ближайшее и все же остающееся тенью, изо дня в день держит человека на привязи. Он живет в плену и оставляет идеи за спиной. (МИФ О ПЕЩЕРЕ)
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ.
Сущность и явление философские понятия, отражающие различные стороны предметов, процессов объективной действительности. Сущность выражает то главное, что характеризует предметы, их внутреннюю, наиболее важную сторону, их основу, глубинные процессы, протекающие в них. Явление есть внешнее выражение сущности, внешняя форма, в которой предметы и процессы действительности выступают на поверхности.
Сущность вещей скрыта, её невозможно познать простым созерцанием. Внешние формы вещей можно воспринимать непосредственно органами чувств. Однако внешние формы проявления вещей часто искажают, неправильно передают их действительную сущность. Так, например, при простом наблюдении кажется, что солнце вращается вокруг земли, в то время как и действительности земля и другие планеты вращаются вокруг солнца.
Агностицизм объявляет сущность непознаваемой, эмпиризм отождествляет сущность и явление. Сущность и явление в действительности взаимосвязаны и представляют собой единство. «Сущность является. Явление существенно». Обобщая явления, наука познаёт их сущность, их законы. С помощью познанной сущности, познанных законов мы лучше ориентируемся в явлениях, отделяем в них существенное от несущественного, необходимое от случайного. Без знания сущности, законов явлений невозможна практическая деятельность.
Уже мыслители Древнего мира «раздваивали» мир на нечто внешнее, чувственно-данное и нечто такое, что находится за ним и его определяет. У Платона в духе идеализма такое раздвоение лежит в основе его учения о «мире вещей» и «мире идей». Через всю историю философии проходит фундаментальное разделение мира на внешнее, являющееся и внутреннее, его сущность.
Явление всегда нечто индивидуальное: конкретная вещь, конкретное свойство и т. д. Сущность в сопоставлении с явлениями выступает как общее; одна и та же сущность является основанием множества явлений. (Так, сущность воды одинакова и в реке, и в озере, и в дожде и т. д.) Сущность в сопоставлении с ее проявлениями относительно более устойчива. Своеобразие сущности в гносеологическом плане заключается в том, что в отличие от наблюдаемых, наглядных явлений, сущность ненаблюдаема и ненаглядна; она познается мышлением.
Итак, сущность – это внутреннее, общее, относительно устойчивое, познаваемое мышлением основание явлений.
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА.
Философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природнойи социальной реальности: определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т.е. содержание, и способа существования и выражения этогосодержания, его различных модификаций, т.е. формы. Понятие формы употребляется также в значениивнутренней организации содержания, и в этом значении проблематика формы получает дальнейшееразвитие в понятии структуры. В истории философии категория формы долгое время сопрягалась с понятиемматерии как неким универсальным вещественным субстратом, одинаковым для всего мира природныхпредметов и процессов и потому лишенных какой-либо определенности. Впервые в качествесамостоятельной категории содержание появляется в философской системе И. Канта, а в более развитой иотчетливой форме — у Гегеля.
Суть различия между материей и содержанием Гегель усматривал в том, чтосодержание — это более богатое и конкретное понятие; оно включает материю и форму как снятые моменты:содержанием какой-либо вещи является не материя вообще, а качественно-определенная, для каждого типавещей и процессов особая, т.е. оформленная, материя.
Одновременно Гегель провел четкое различие междувнешней и внутренней формой, что имеет принципиальное значение для понимания как смысла самихпонятий С. и ф., так и их взаимоотношений с понятием структуры. Содержание вполне определенный, т.е. взятый в единстве с его структурой, материальный субстрат, специфический для данного рода явлений.
Структура, внутренняя упорядоченность, необходимый компонент содержания. С изменением структуры, организации существенно меняется содержание объекта, его физические, химические и др. свойства. Форма, фиксируя многообразные модификации содержания, способы его существования и проявления, тожеобладает определенной структурой. Взаимодействие С. и ф. в процессе развития включает как воздействияразличных компонентов содержания на форму, так и различных компонентов формы на содержание с учетомобъективной субординации С. и ф. Во взаимосвязи С. и ф. содержание представляет ведущую, определяющую сторону объекта, а форма ту его сторону, которая модифицируется, изменяется взависимости от изменения содержания и конкретных условий его существования.