Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие культуры и цивилизации

           Культура рассматривается философией как творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она также может рассматриваться как совокупность накопленных в данном обществе знаний, умений, навыков и правил поведения, социальных норм и ценностей. Важнейшими составляющими культуры являются язык, знаковые системы, используемые людьми для общения и взаимодействия друг с другом. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Культура создается, культуре обучаются.

           Понятие культуры включает в себя убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы; служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

           В философии принято различать понятия «культура» и «цивилизация». Это различие встречается уже в работах немецкого философа к. XVII – нач. XIX вв. Иммануила Канта. Кант считал, что цивилизация начинается с установления человеком правил жизни и поведения. Цивилизованный человек воспитан, вежлив и внимателен. Культура же – это не просто образцы поведения. Она предполагает определенную степень нравственности. Культурный человек следует «золотому правилу» этики: «Не делай другому того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе».

           Согласно О. Шпенглеру и А. Тойнби цивилизация является высшей стадией развития культуры. По мнению Шпенглера, каждая культура проходит стадии зарождения, развития и смерти. Цивилизация – это заключительная стадия развития культуры, ее расцвет и начало вырождения. Она следует за культурой, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием. Тойнби отождествлял цивилизацию с общественным развитием. Цивилизация, по Тойнби, является ответом общества на вызовы окружающей среды. За ростом и расцветом цивилизаций следует надлом и упадок.

           Согласно Тойнби и Шпенглеру цивилизация предполагает высокий уровень развития техники, урбанизацию, большую ориентацию на материальные ценности, чем на духовные.

           В современной социальной философии выделяются доиндустриальный (сельскохозяйственное производство и торговля), индустриальный (промышленное производство) и постиндустриальный (развитие научного знания, информационных технологий и сферы услуг) типы цивилизации.

28) ГНОСЕОЛОГИЯ: ВИДЫ, УРОВНИ, МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ.

Гносеология, что и эпистемология – теория познания. Учение о познании, о том, как человек познает окр мир и самого себя, как относится знание к реальности, какие существуют и существовали формы познания, может ли чел познать мир или останется большая область непознаваемого, непостижимого, что есть истина и как она понималась в разные эпохи.

До 19 века: эмпирики – познание через чувства (Эпикур, Бэкон, Локк, Фейербах), рационалисты – познание через разум(Платон, Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Кант с "Критикой чистого разума": и чувства, и разум играют важную роль в процессе познания, но еще есть воображение (создание "чистого" предмета). Разум является условием нашей свободы. Кант о вещи-в-себе. Мир пропущем через призму нашего восприятия.

 

Концепция, отрицающая познание мира – АГНОСТИЦИЗМ. Агностос от греч. – непознаваемый. Юм и его "Трактат о человеческой природе". Наличие причинных связей недоказуемо. 

 

Иррационализм: Шопенгауэр, Бергсон. Мир можно воспринять непосредственно поверх культуры через мистическое видение, сверхчеловеческую проницательность. Шопенгауэр – "Мир как воля и представление" (1818). Познание мира через медитацию, как в индийской традиции. Бергсон и "Творческая эволюция" (1907) – особый род интеллектуального чувствования, могущество интуиции.

 

Методы научного познания: Эмпир формы (наблюдение, эксперимент), Теоретич формы (Индукция, Дедукция, Анализ и Синтез).

 

Феноменологическая теория познания – Гуссерль и Хайдеггер. "Феноменон" от греч. – являющийся. Нет никакого чистого трансцендентального субъекта. Бытие-в-мире – центральная категория философии Хайдеггера. Я – абсолютный исток мира. "Вернуться к самим вещам"(Гуссерль) – вернуться к жизненному миру до знания. И мир, и наше тело – феномены, пригнанные друг к другу, существующие друг в друге.

 

Включает в себя онтологию - учение о сущности (причинах и закономерностях бытия), логику - науку о мышлении.

 

 

ПОНЯТИЕ ОНТОЛОГИИ.

 

Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой.

 

Естественная установка: часть бытия – материальный мир. Ни от чего не зависит, является причиной самого себя. Всякая наука, и философия, стремящаяся игнорировать факт преломления свидетельств наших чувств, познавательных усилий через наше сознание и знание, через культуру, является догматической и наивной. Мы никогда не имеем дела с самим миром, но только с картиной мира. Метафизическая установка: учение о сверхчувственном опыте. Метафизика занимается поиском таких оснований, которые в повседневном опыте не могут быть даны и которые делают возможным сам опыт.

Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель.

Средние века

В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

Возникновение термина

Термин «онтология» был предложен Рудольфом Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре» («Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Francofurti»), и чуть позже Иоганом Клаубергом в 1656 году в работе «Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia», предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика».

В практическом употреблении термин был закреплён Христианом фон Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика».

XX век

В философии XX века специально онтологической проблематикой занимался Мартин Хайдеггер ("фундаментальная онтология"). Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания. Хайдеггеру ясно: бытие в различных его формах. В самом деле, я существую, окружающие меня вещи существуют, окружающие меня люди существуют. Тут важно понять, что изначальным является бытие; все перечисленное — это формы бытия. Оно открывается прежде всего в своей множествености, в виде отдельных сущих (Seiendes).

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Западники и славянофилы о будущем России. | В учебнике губина стр. 164.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 181 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.