Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Добро и зло – основные категории этики

Лекция № 3

КАТЕГОРИИ ЭТИКИ

План.

 

1. Добро и зло – основные категории этики.

2. Категории императивной этики.

3. Категории самосознания.

4. Высшие стратегические моральные ценности: счастье и смысл жизни.

 

Добро и зло – основные категории этики

 

Мораль как целостное общественное явление можно осмыслить с помощью системы категорий этики. Категории – от гр. утверждения – это форма осознания в понятиях общих способов отношения человека к миру. К категориям этики относятся основные ее понятия, которые обобщенно отражают содержание, специфику, сущностные стороны морали.

В литературе существует много классификаций этических категорий по разным основаниям. Например, есть условное деление на три группы. Считается, что категории этики неоднородные. Некоторые из них определяют универсальные значения нравственности, конечные цели личностного и общественного развития, наиболее общие исходные принципы морали. Это понятия: «благо», «добро», «добродетель», «справедливость», «счастье», «правда», «любовь» и др.

Большая группа категорий выражает общие моральные основания личности, определяет принципы внутреннего содержания индивидуального морального сознания. Эти значения представлены в понятиях: «должное», «совесть», «честь», «достоинство».

Третья совокупность категорий фиксирует конечные формы негативных значений и принципов морали, синтезированных в понятии «зло», содержание которого раскрывается в понимании, что такое неправда, ненависть, зависть, предательство, подлость и другие аморальные явления.

Другая классификация рассматривает: полярные категории (добро-зло, справедливость-несправедливость); кондициональные или взаимообусловленные (обязанность, совесть, честь, достоинство); те, что выражают высшие стратегические моральные ценности (смысл жизни, счастье).

Под другим углом зрения категории могут рассматриваться как совокупность наиболее значащих моральных ценностей. Можно сказать, что человек существует в мире ценностей. С помощью понятия «ценности» измеряются все предметы и явления, общественные и природные. Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту, которое выявляет его положительное или негативное значение для человека и общества (благо, добро, зло, справедливость, несправедливость, прекрасное и безобразное, которые воплощаются в явлениях общественной жизни, природы). Ценность не является свойством любого явления реальности, а является сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Объект вовлеченный в сферу общественного бытия человека, становится носителем определенных социальных отношений. Человеческие ценности являются объектами интересов человека, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности и определяют разное практическое отношение к окружающим предметам и явлениям. Ценность – это значимость чего-то для человека. Ценности разделяют по смыслу: польза, добро, власть и др.; за знаком: положительные и негативные, которые отвечают и не отвечают интересам человека (польза – убыток и др.). Также выделяют ценности практические и духовные, высшие и низшие.

Некоторые ценности являются общими для всех людей, независимо от различий (социальных, национальных, половых и др.) и стечения обстоятельств; все, что ценно для человека, вообще называют высшим благом. Оно является безусловным, абсолютным, универсальным (должно быть принято каждым человеком).

Ценности представляют собой мир должного (в отличие от мира сущего). Должное – это все то, что должны быть подчинено требованиям и принципам морали.

Также можно анализировать категории, представивши их в качестве важных проблем этики, которые не имеют потребности в специальном пояснении, потому что практически любое этическое понятие представляет собой именно проблему, которая имеет дискуссионный и незавершенный характер фиксируемого ею фрагмента этического знания.

В последнее время, приобрела популярность, следующая классификация:

- добро и зло – основные категории;

- категории императивной этики (моральное требование, моральный идеал, моральная обязанность, моральный выбор, моральная свобода, моральная ответственность, справедливость);

- категории морального самосознания (совесть, стыд, покаяние, честь, достоинство);

- высшие стратегические моральные ценности (смысл жизни, счастье);

- этические категории общения (любовь, гордость, честность, основные черты уважения и неуважения, толерантность, сочувствие, альтруизм, милосердие).

Системообразующим началом формирования этического знания служат категории «добро» и «зло». Они общие и диаметрально разные. Они являются выражением важных установок морального сознания.

Моральное добро – наиболее общее императивно-оценочное понятие морали и категория этики, которая выражает положительное моральное значение явлений общественной жизни при соотнесении их с этическим идеалом. Добро это все то, что положительно оценивается моральным сознанием при соотнесении с гуманистическими принципами, то есть то, что способствует развитию в человеке и обществе человечности, взаимопонимания и согласия. Добро это выполнение требований морали, следование моральной обязанности. Добро ассоциируется с гармонией, благополучием.

Существуют смысловые отличия в употреблении слова «добро». Относительное содержание: полезное для данного человека в данных обстоятельствах. Абсолютное содержание: добро в абсолютном значении – это выражение самоценноти добра (что не является средством достижения цели); выражение положительного значения явления относительно высших ценностей (идеала). Добро в абсолютном значении является этическим понятием.

В повседневном сознании добро (благо) является результатом субъективной оценки человека.

В религиозном сознании добро (благо): является характеристикой мира; заданное Богом, существует объективно; есть самым Богом (наивысшим благом).

Особенности в определение добра: понятие «добро» и «благо» часто употребляют как синонимы. Они применяются к моральному поведению, к материальным ценностям. Положительная оценка явлений и вещей основывается на понимании добра (блага), что является ценным и важным для людей.

Формирование понятий добра и зла шло в процессе становления морали. Происходило осознание добра и зла как ценностей, которые не связывали с природными явлениями (которые могут быть полезными и вредными, но находятся вне категорий морали).

Добро и зло являются характеристиками поступков, то есть действий, которые выполняются сознательно, свободно и соотносятся с идеалом.

Содержание добра и зла обуславливается идеалом нравственности: добро – то, что стремится к идеалу, зло - то, что отдаляется от идеала. Добрым можно назвать человека, который создает добро. Доброта находит свое выражение в жизни, практической деятельности людей; она присуща личности (добрый человек является добрым и в мыслях, и в поведении); не эгоистический человек – добрый человек, который жертвует частными интересами ради блага других.

Добропорядочность – является морально положительным качеством человека. Добродетели отображают разные стороны добра и воспитываются у людей. Разным историческим эпохам, культурам, моральным системам присущи разные добродетели. Добродетель в одной системе могла быть пороком в другой.

Релятивизм (лат. относительный) доказывает, что понятия о добре и зле, моральные суждения являются относительными. Каждый человек имеет свои склонности (стремление к удовольствиям или к аскетизму и т.п.). Релятивизм моральных суждений может вылиться в моральный волюнтаризм, аморальность. Все ценности получают моральные оценки в зависимости от того, как человек переживает их на собственном опыте. Утверждение добра в борьбе со злом происходит в духовном мире человека.

Соотношение добра и пользы. Во многих этических учениях (утилитаризм, прагматизм) добром считают все, что полезно, моральной называют систему взаимной пользы людей. Человек, согласно этим теориям, заботится, прежде всего, о своей пользе (материальные, социальные и другие блага). Отождествление добра и пользы размывает грань между добром и злом. Для достижения своей цели может быть полезно сделать аморальный поступок. К тому же влечения человека могут быть отклонениями, опасными для людей. Польза является средством достижения добра.

В разных моральных системах, добром которое нельзя свести к пользе, являются высшие моральные ценности. Они самоценные, не являются утилитарными. Высшие ценности не приносят выгоды людям (пользы), иногда вынуждают  отречься от собственных интересов. Высшими ценностями являются: гуманизм, справедливость, любовь и др., а в религиозной этике – любовь к Богу, спасение души, милосердие и др.

Добро является обязательно бескорыстным, поэтому отношения взаимной пользы не могут считаться добром, потому что основываются на эгоистических интересах.

Добро основано на потребности человека дарить другим людям добро.

Зло означает нарушение требования добра, пренебрежение моральными ценностями и обязанностями. Злом является все, что препятствует единению людей и гармонии общественного отношения, что направлено против совести и должного ради удовлетворения эгоистических побуждений человека или социальной группы - корыстолюбия, тщеславия и жадности, грубости и насилия, неуважения и равнодушия к интересам человека и общества.

Добро и зло можно познать только в их единстве (добро через зло и наоборот). Для того чтобы быть в деятельности добрым человек должен познать зло. Недостаточно изучить зло, чтобы постичь добро, злу необходимо оказывать сопротивление. Добро получает значимость в противопоставлении злу и утверждается в противостоянии злу.

Существуют следующие виды зла: природное зло (стихийные силы природы, болезни) – не зависят от воли и деятельности человека; социальное зло – является частью исторического процесса, порождается деятельностью человека, не может контролироваться человеком (революции, бунты, войны являются результатом столкновенья интересов и воли многих людей, является стихийной силой и неподвластны воле индивида); моральное зло, которое совершается под влиянием сознания человека, в соответствии с его волей, моральным выбором. Виды морального зла выражены в человеческих пороках: враждебность, распущенность.

Враждебность – активное зло, какое направленное на других людей, их жизнь и благополучие; это сознательно причиненный ущерб (насилие и т.п.), что не является средством защиты.

Распущенность – зло, направленное на себя, пороки человека (лень, обжорство и др.). Человек становится рабом своих страстей и тяги к удовольствиям; нарушает социокультурные запреты; неспособен к деятельной любви к ближнему.

Враждебность вырастает из активного самоутверждения за счет других, распущенность – из нежелания сопротивляться внешнему давлению и овладевать собственными страстями. Указанные разновидности широко представлены в истории зла. Первый реализуется в таких чувствах, как гнев, ненависть, и таких личностных качествах, как агрессивность, жестокость. Второй проявляет себя в малодушии, трусливости и т.п. Вместе с тем оба имеют общие корни; определяющей для морального зла остается санкция человеческой воли без принуждения.

Относительно первой разновидности зла, наличие в нем такой волевой санкции является очевидной. Но и во втором она также присутствует – если только мы в самом деле имеем дело с моральным злом. Показательно, что и ортодоксальная христианская и автономная кантовская этика, резко критикуя всякие уступки субъекта чувствительным соблазнам и другим «эмпирическим склонностям», вместе с тем четко замечают, что суть дела здесь не в чувственности как таковой и не в слабости человека перед лицом своих влечений и порывов, а в собственно духовном измерении человеческого бытия – в определенном волевом решении, которым руководствуется данный субъект. Целиком понятно, что «начала» и «власть» - то есть духовно-волевое начало в человеке, оно несет ответственность за все разновидности морального зла. Итак, если человек сопротивляется своим низким влечениям и страстям, то одно из двух: или он физически или психически не может им противостоять – тогда перед нами скорее зло как «антиблаго», чем моральное зло, - или же он сознательно или не осознанно потакает этим своим «слабостям», самоутверждаясь в них. Таким образом, как и в этом случае, так и с первой рассмотренной разновидностью зла, по сути мы видим даже не просто волевое самоопределение субъекта, а такое самоопределение, которое направлено на него, субъекта, самоутверждение.

Существуют разные точки зрения на природу зла:

1) много ученых делали попытки обосновать положение, что человек от природы является эгоистом, находится в состоянии конкурентной борьбы с другими людьми. З. Фрейд утверждал, что враждебность и агрессия – это присущий человеку инстинкт смерти;

2) теория «фрустрации-агрессии» говорит, что агрессия возникает в ответ на препятствия в достижении цели или является обидой, которая направлена не по адресу и т.п.;

3) государство и мораль созданы для регуляции «борьбы всех против всех» и сохранению человечества от самоуничтожения (взгляды И.Канта, Т.Гоббса и др.);

4) в марксистском учении считается, что зло породила частная собственность;

5) Ф.Ницше считал, что зло лежит в природе человека; является проявлением воли к власти, которая присуща всему живому; является морально оправданной (быть злым – означает утверждаться).

С точки зрения религий существуют следующие концепции происхождения зла:

Зороастризм – отстаивает версию о моральной дуальности, которая лежит в основе сотворения мира: добрый могущественный дух создал все умное, хорошее и чистое и поддерживает жизнь на земле; злой могущественный дух создал все плохое, нечистое, неразумное (смерть, бесплодие земли).

Еретическая христианская секта манихейцев – поддерживала идею морального дуализма мира и объединяла учение Нового Завета с зороастризмом.

Концепция происхождения зла в христианстве: в основе мира лежит добро (мир создал триединый Бог; Бог есть абсолютное Благо и Любовь; Бог всесильный, всемогущий, ничего не случается без его ведома; зло не может быть заложено в то, что создал Бог). Зло появилось при падении ангела Люцифера, который данную Богом свободу использовал ради зла; упал в грех гордыни, пожелал быть равным Творцу, занять его место; прельстил сонм ангелов, которые превратились на бесов, стали помощниками зла. Люцифер является символом зависти к творческому гению, эгоистической жадности самоутверждения. Люцифер, представляет собой зло, но он вторичен, потому что является тварью Божьей и потому подчиняется Богу.

Человек несет ответственность за зло, которое он создает. Бог создал человека по образу и своему подобию. Человек имеет свободу морального выбора: следовать Заветам Бога или идти путем греха, поэтому он несет ответственность за свой выбор. Распространение зла в мире людей произошло в результате грехопадения Адама и Евы, они упали в грех гордыни и пожелали узнать, что есть добро, а что есть зла (подобно Богу).

Ведическая версия происхождения зла. Зла в мире нет. Несовершенство мира только кажется, потому что человек смотрит на мир со своей мизерной, ограниченной позиции. Человек является неотъемлемой частицей (составляющей) Вселенной, которая гармонично объединяется с другими ее элементами. Действительность в ее истинном виде можно понять и правильно оценить, только если подняться над человеческой мизерной точкой зрения, выйти за пределы эмпирического.

Современные «холические» представление о мире (холизм – англ. целое). Мир является завершенным, гармоническим единством противоположностей (черное – белое, мужское – женское и т.д.). Составные Вселенной являются необходимыми условиями существования друг друга. Противоречие действительности не является ни добром, а ни злом. Зло есть результат отношения людей к чему-то как к злу.

Представление людей о добре и зле являются неоднозначными и могут менять полюса. В разных культурах одни и те же самые моральные поступки могут иметь разные оценки. Западная культура поддерживает стремление человека к самовыражению, выделиться из сообщества; деятельное воинствующее отношение к внешнему миру, субъективное вмешательство в природу. Восточная культура утверждает, что моральный человек должен быть гармоничной частью общества, не показывать свою индивидуальность. Необходимо ничего не делать, не надо вмешиваться в ход вещей, надо плыть по течению.

Моральные представления меняются в процессе изменения исторических эпох. Традиционному обществу были присущи: безусловное следование традициям; подчинение старшим; нетерпимость к другим религиям, народам, другим мнениям.

В современном обществе ценят: новые идеалы, отказ от некоторых традиций, самостоятельность, свободу творчества, развитие индивидуальности человека, толерантность, уважение к индивидуальности.

Представление людей о добре и зле являются неоднозначными для разных людей (групп людей) и обстоятельств: добро, благо для одного человека (группы людей) может быть злом для других. Любая конкуренция есть способом достижения пользы, блага одних людей за счет других (страдание, потери). Наиболее ярко это проявляется в конкурентной борьбе в рыночной экономике, в вооруженных конфликтах (для победителя финал войны – благо).

В определенных обстоятельствах зло может оцениваться как благо. Например, насилие – безусловный грех, потому что жизнь и свобода человека есть большая ценность, но убийство может быть морально оправдано и даже благом действием в случаях убийства врага на поле битвы, убийство в случае самозащиты.

Веление высокой морали – категоричный запрет «не убивай» - превращается в правило «не убивай без крайней необходимости». Но убийство, даже сделанное по необходимости, не перестает считаться злом.

Одно и то самое явление может быть и благом и злом. Научно-технический прогресс является и благом и злом.

Возможный переход добра в зло, когда нарушается мера. Преувеличение превращает добродетель в порок (гордость в гордыню и т.д.). Снижение интенсивности морального качества также ведет к переходу добра в зло: бережливость в жадность и т.д.

В условиях морального конфликта главным заданием человека является правильный моральный выбор. На первом этапе морального выбора необходимо избрать мысли и действия, отказаться от зла и порока. Иногда решение проблемы находится вне противостояния добра и зла. Человеку необходимо сделать выбор между положительными ценностями (здравый смысл, польза, счастье и т.д.) и образом действия и мышлением. Например, человеку приходится делать выбор между семейным счастьем и профессиональной карьерой.

В моральном сознании добро и зло имеет разные основания для оценки действий человека. Например, содействие добру есть морально нейтральным, и это есть понятным; содействие злу - это творить зло. Борьба со злом чаще оценивается выше, чем добрые действия.

Наиболее сложным является моральный выбор «меньшого из двух зол», и он воспринимается человеком как трагический, нуждается в мудрости и ответственности, имеет не предугадываемые последствия, его результатом всегда есть зло.

Много мыслителей в своих философско-этических работах высказывали идею конструктивности зла, его положительной роли в системе Вселенной. Н. Макиавелли о целесообразности зла в политике. Заблуждение, насилие, несправедливость могут служить интересам государства («цель оправдывает средства»). Ф. Ницше утверждал, что зло – это такие качества, как: ум, хитрость, деятельность, целеустремленность, сила воли, аристократичность. Быть злым, по мнению Ницше, - то есть самоутверждаться. В своих работах он высказал мысль о невозможности и лицемерии того, что большинство считает добром. К разряду зла можно отнести такие явления, которые разрушают установленный порядок: нестандартность, новации, нонконформизм (непринятие мыслей, стандартов окружающих), творчество. Социальный и технический прогресс достигается ценой гибели миллионов людей в войнах, революциях и др. Некоторые философы высказывали мысль, что зло проявляет свою конструктивность, творческую силу через диалектику добра и зла (Маркс, Гегель). Благо, добро осуществляется только через зло. Добропорядочность оказывается в сравнении с пороками. Однако нельзя утверждать, что люди делают зло сознательно, ради достижения прогресса. В основе деятельности человека лежат, прежде всего, эгоистические мотивы.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Максимально допустимая мощность оборудования | Категории императивной этики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 874 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2307 - | 2158 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.