Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Феодальные государства Центральной и Юго-Восточной Европы




В VI веке славянские племена начали колонизацию Балкан. В VII веке они образуют на территории нынешней Болгарии союз, известный под названием «Семь славянских племен». В 70-е гг. этого же столетия в этот район вторглись кочевые племена булгар, возглавляемые ханом Аспарухом.

В условиях военной угрозы со стороны Византии и других кочевых племен булгары и славяне заключают союз. Хан Аспарух становится верховным властителем Болгарии.

Уровень экономического и культурного развития славян был выше булгар, кроме того они превосходили последних и по численности. Поэтому в очень скором времени булгары были ассимилированы славянским населением, но оставили им свое родовое название.

В IХ-Х веках в Болгарии устанавливаются феодальные отношения. Выделяются господствующий класс феодалов – «боляре» и эксплуатируемых – крестьянство. Крестьяне делились на три категории: баштинников, сохранивших личную свободу, наделы и некоторую свободу в распоряжении собственностью; париков – крепостных, несших повинности как в пользу феодалов, так и государства и отроков – рабов, посаженных на землю.

В IX в. разрозненные славянские племена были объединены в одно Болгарское государство, что способствовало усилению централизации государства и принятию христианства.

В начале XI века Болгария была завоевана Византией и находилась под ее господством около 150 лет. В 1187 году Болгарское царство вновь обретает независимость.

Во время византийского господства ликвидируется личная свобода крестьян-баштинников, они превращаются в крепостных.

В соседних с Болгарией регионах Балкан происходит складывание сербской народности и развитие в ее среде феодальных отношений. Однако из-за географической разобщенности, постоянной борьбы с Византией и Болгарским царством эти процессы носят замедленный характер. Тем не менее, в период VIII-Х вв. происходит оформление раннеефеодальной государственности у сербов. С IX века они принимают христианство.

В XII веке в правление Стефана Немана сербское государство объединяет большинство сербских земель вплоть до Адриатического побережья. В 1217 г. Сербия становится королевством. Наступает расцвет феодальных отношений. Наибольшего усиления и величия Сербия достигает в период правления Стефана Душана (1308-1355 гг.).

Господствующий класс Сербии состоял из двух сословий – властелей и властеличей.

Высшую феодальную знать составляли властели. Их земельная собственность носила наследственный характер и не зависела от воли короля. Властели занимали все важнейшие должности в центральном и местном аппарате. Властеличи относились к феодалам низшего ранга.

Сербское крестьянство распадалось на три основные группы: свободных людей, закрепощенных (меропхов), которые должны были нести в пользу феодалов определенные натуральные и денежные повинности, и отроков – рабов.

После смерти Стефана Душана Сербия стала быстро распадаться на уделы, что ослабило мощь государства.

В конце XIVв. – начале XV в. Сербия и Болгария попали под иго Турции и на длительное время прекратилось их самостоятельное государственное развитие.

На рубеже IХ-Х веков на территории польских земель происходят оформление государственности и формирование феодальных отношений Первым правителем польского государства был князь Мешко I (960-992 гг.). В его правление Польша принимает христианство.

Князья опираются на свою дружину. Но их власть ограничивается советом знати и феодальными съездами (сеймами).

В этот период основная масса лично свободных крестьян, дедичей переходит в разряд «приписных», т.е. лично зависимых.

В течение XIII века устанавливается обычай наследования высших должностей в стране внутри определенных фамилий. Широко распространяются различные иммунитеты – налоговые, судебные, административные.

Особенности экономического развития Польши были связаны с тем, что польские города, где господствующее положение заняли немцы-колонисты, не были заинтересованы в установлении сильной королевской власти. Короли же, видя свою главную опору в рыцарстве, были вынуждены идти на удовлетворение его политических требований. В 1374 г. польское дворянство добилось уравнивания с магнатами в правах на землю и освобождения от повинностей (налогов) в пользу государства. В различных областях стали образовываться шляхетско-магнатские собрания – сеймики земель. А с 1454 года утверждается правило, что ни один закон, затрагивающий интересы дворянства, не может быть принят без предварительного согласия сеймиков. Судебные дела в отношении шляхты были изъяты из компетенции королевского суда и переданы сословному шляхетскому земскому суду.

В 1569 году на Люблинском сейме происходит объединение Польши с Литовским Княжеством в Речь Посполиту.

Главой государства был король. Но власть его была достаточно условна. Королевская власть была выборной и зависела от воли магнатов и шляхты.

Действительная власть принадлежала общепольскому сейму, который собирался два раза в год. Сейм состоял из двух палат. Нижняя, «посольская изба», состояла из депутатов избранных шляхетскими сеймами. Верхняя, сенат, включала представителей феодальной аристократии, церковных иерархов, высшего чиновничества. Представители городов в работе сейма участия не принимали.

Для принятия решения необходимо было единогласное голосование. Даже один голос «против» вел к срыву решения. Дворянство всячески охраняло этот принцип, называя его «либертум вето» (право свободного запрета).

Общим следствием этой политической системы было ослабление государства. В течение XVIII века в результате 3-х разделов между Австрией. Пруссией и Россией Польша потеряла свою государственность.

В IX веке на территории расселения чешских племен возникает Великоморавское княжество, но в 906 г. оно пало под натиском венгерского нашествия. В середине Х века на территории этих земель образуется Чешское княжество.

Чехия развивалась по пути «дворянской демократии». В силу того, что руководящее положение в чешских городах принадлежало немецкому патрициату, поэтому чешские короли были вынуждены искать себе опору в среднем и мелком дворянстве.

В 1433 году в Чехии утверждается свобода вероисповедания, секуляризация церковных имуществ, отмена церковной юрисдикции по уголовным делам.

Постановлениями Земского суда 1437 г. была ликвидирована личная свобода крестьян и их право распоряжаться собственным имуществом без разрешения господина.

Чешский сейм стал представлять все три сословия – панов, мелкую шляхту (владык) и мещан (горожан). Но феодальные магнаты (паны) и здесь получили преобладающее значение. А после 1500 года городской патрициат вообще отстраняется от участия в сейме.

В начале XVI века над Чешскими, Венгерскими и Австрийскими землями нависла угроза турецкого завоевания. Это вызвало необходимость более тесного союза, и в 1526 году чешским королем избирается Фердинанд Габсбург. Началась политика насаждения католичества, ограничение прав чешских государственных учреждений. Король закрепил за собой право назначать на все высшие должности в стране и определять работу сейма. Чешский трон был объявлен наследственным владением Габсбургов. В 1627 году самостоятельное государственное существование Чехии было прекращено.

 

ТЕМА 2. ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА В СТРАНАХ ВОСТОКА

Арабский халифат

В процессе разложения рабо-племенного строя у арабских народов Аравии в VIIв. сложился союз (халифат), освещенный новой религией – исламом. Основателем халифата и ислама был пророк Мухаммед. Им был установлен новый общественный порядок, и все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой стал пророк Мухаммед – «посланник Аллаха на земле». Единственным условием вступления в эту общность являлось признание ислама и выполнение его предписаний.

Воинственные арабские племена завоевали Месопотамию, Сирию, Египет и другие районы древней культуры, вставшие на путь феодализма. Под их воздействием процесс формирования феодального общества и государства у арабов ускорился. Глава ислама и халифата пророк Мухаммед предоставлял государственную землю в пользование отдельным лицам и крестьянским общинам при условии уплаты ими налогов. Государственная власть в Халифате носила теократический и централизованный характер.

Высшая власть: духовная (имамат) и светская (эмират) – находилась в руках халифа. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной.

В дворцах халифов воцарился торжественно пышный придворный церемониал в духе многовековых традиций восточных деспотий. Власть халифа, в принципе, признавалась неограниченной. В действительности же он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали и убивали неугодных им правителей.

Центральное руководство осуществляли специальные правительственные ведомства – диваны.

Среди этих органов, число которых постоянно росло, особого упоминания заслуживают следующие:

1. Диван-ал-Джунд, ведавший оснащением и вооружением армии. Под его контролем находились чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за военную службу.

2. Диван-ал-Харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом различных налоговых и иных денежных и натуральных поступлении.

3. Диван-ал-Барид – управление дорог и почты. Оно занималось доставкой почты и государственных грузов, руководило строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Являясь фактически единственной организацией, способной наиболее быстро обеспечить передачу информации из центра на места и обратно, почтовое ведомство должно было осуществлять также тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населением.

Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди высших должностных лиц первое место принадлежало везиру (визирю). Опираясь на поддержку знати, везиры постепенно сосредоточили в своих руках нити непосредственного управления и тем самым в определенной мере оттеснили халифов от реальной власти.

Первоначально были оставлены почти нетронутыми местные административно-финансовые учреждения бывших византийских и иранских провинций.

Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах вновь покоренных государств. Управляли ими, как правило, военные наместники – эмиры, ответственные только перед халифом. В их ведении находились вооруженные силы. Специальные отряды наемников, возглавляемые мутасибами, несли полицейскую службу. Эмирам подчинялся местный аппарат административно-финансового управления.

Отправление правосудия было привилегией духовенства. Эмиры и их чиновники, считавшиеся представителями светской власти, формально не имели права осуществлять судебные функции. Высшим судьей являлся глава государства-халиф. Он мог рассмотреть любое дело и вынести по нему решение. Высшим судом была коллегия виднейших богословов, которые одновременно являлись и правоведами. От имени халифа они назначали судей – кади и специальных уполномоченных, которые контролировали деятельность судей на местах. И те и другие являлись представителями духовенства.

Правомочия кади были весьма обширны. Они рассматривали судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, проверяли законность землепользования.

Судебные решения и приговоры кади, в принципе, считались окончательными и обжалованию не подлежали.

Исключение составляли случаи, когда сам халиф или лица, им уполномоченные, изменяли решение кади.

Пepвoнaчaльнo вооруженные силы состояли из отрядов мусульманской общины и ополчений примкнувших к ней племен.

Но правящие круги начинают терять уверенность в надежности ополчения. Они ищут опору в отрядах наемников.

В конце VIII века наметились новые тенденции в развитии Арабского государства. Знать, укрепившаяся в завоеванных странах, теряет былую заинтересованность в единстве халифата. К этому времени эмиры получили возможность создавать свое войско. Они удерживают в свою пользу налоговые платежи, собиравшиеся в их областях.

Раскол халифата на отдельные независимые государства стал вопросом времени.

Во второй половине VIII века отпал Кордовский эмират в Испании. Затем настала очередь Туниса и Марокко. В середине IX века отделился Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 247 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2308 - | 2160 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.