Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Византийское влияние на дальнейшее развитиепросвещения

В развитии мировой культуры Византия сыграла роль моста, соединившего античную образованность со средневековой культурой. Следует иметь в виду, что и после 1453 г., когда сама империя фактически прекратила существовать, византийская образовательная традиция, идущая с V в., не прерывается.

В культурную орбиту Византии входил и кавказский причерноморский регион, где ощущалось влияние Василия Кесарийского, Григория Нисского, мысли которых были хорошо известны в среде просвещенных армян и грузин. В Грузии закончил свой жизненный путь подвергшийся опале и сосланный в один из абхазских монастырей Иоанн Златоуст.

В начале V в. армянский просветитель Месроп Маштоц создал оригинальную армянскую письменность, что позволило начать в Армении обучение детей на родном языке, чему способствовал перевод византийской учебной литературы на ар­мянский язык. Школы по эллинистическому образцу суще­ствовали в Армении и раньше. После VII в. в монастырях Ар­мении стали открываться школы повышенного уровня.

Грузия также испытала сильное влияние византийско-православной культуры. Центром грузинского просвещения стала Гелатская академия, основанная близ Кутаиси Давидом IV Строителем (ок. 1073–1125). Обучение в ней велось по визан­тийскому образцу. Грузинский Иверский монастырь на полу­острове Афон в Греции осуществлял непрерывную передачу византийского опыта монастырского образования в Грузию.

В VII в. арабы завоевали многие восточные и южные про­винции Византии, где была высоко развита педагогическая культура. Через сирийский язык, один из диалектов арамей­ского, близкого к арабскому, мусульмане познакомились с греко-византийской культурой и педагогической мыслью. Характерно, что после победы над Византийской империей в 830 г. арабы потребовали контрибуции не золотом, а кни­гами. В 832 г. халиф аль-Мамун создал в Багдаде  (столица Ирака) знаменитый Дом мудрости, бывший одновременно и местом переписки книг, и высшей школой. Многие преподаватели этой школы были христианами.

Византийская традиция уважительного отношения к свет­ским знаниям как преддверию богословия была воспринята и в Арабском Халифате. Например, выдающийся арабский мыслитель аль- Фараби (880–950), автор педагогически на­сыщенных трактатов «Об основах знания», «О достоинстве науки и искусства», «Указание пути к счастью», «Жемчужи­на мудрости», подобно византийским мыслителям, утверж­дал, что лишь благодаря широкой, в том числе и светской, образованности человек становится добродетельным. Он при­зывал к уважительным отношениям между педагогом и уче­ником, требовал от учителя обязательного изучения наук, что было близко византийскому мировоззрению.

С принятием христианства в 988 г. князь Владимир открыл в Киеве школу «учения книжного». Забота Владимира и других древнерусских властителей о деле образования, создание ими центров обуче­ния, скорее всего, заимствованы от Византии, императоры ко­торой покровительствовали дворцовым школам, где обучались дети служилой знати в целях подготовки государственных чи­новников.

Западноевропейскую цивилизацию и ее систему образова­ния трудно понять вне учета византийского влияния. В Европе, как известно, образование длительное время строилось на осно­ве изучения латинского и греческого языков. Традиции обуче­ния по античным книгам, как реликт древнего мира, сохраня­лись на протяжении всего средневековья и передавались Западу прежде всего через Италию, которая в V в. была провинцией Византийской империи.

Многие из византийских мыслителей стали видными уче­ными и профессорами древнегреческого языка, риторики, античной философии, пропагандистами греко-эллинистичес­кого наследия в итальянских и других европейских универси­тетах. Непосредственное их общение с западноевропейскими гуманистами было необычайно плодотворным и своевременным. Для Западной Европы, знакомившейся с античностью по результатам раскопок археологов и разрозненным текстам, добытым в глубинах монастырских книгохранилищ, встреча с живыми носителями античного наследия была очень важной.

Ознакомление с практикой образования и педагогичес­кой мыслью Византии оказало огромное воздействие на вос­питание и обучение в средневековой Руси и в странах Вос­точной Европы, а также стимулировало развитие западноев­ропейской педагогической мысли в эпоху Возрождения.

Под ударами турок-османов в 1453 г. пал Константино­поль. С этого времени Византия прекратила свое существова­ние как государство, но византийско-православная тради­ция обучения и воспитания как часть общей культуры сохра­нилась надолго.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Педагогическая мысль в Византии | Основные представления о климактерическом синдроме, факторах риска развития климактерического синдрома и возможности его профилактики.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 173 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2306 - | 2036 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.