¾ "Распяли Господа славы" (1 Кор. 2:8).
¾ "Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он (Бог) приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20:28).
¾ "Первый человек из земли, перстный; второй человек Господь с неба" (1 Кор. 15:47).
¾ "Мы примирились с Богом смертью Сына Его" (Рим. 5:10).
И наоборот, свойства Божеские приписываются Христу как человеку.
¾ "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" (Ин. 3:13).
¾ В богословии это учение получило наименование "общение свойств", часто в богословской литературе встречается латинское название "communicatioidiomatum" или греческое "antimethistasistononomaton" (буквально: взаимозамещение свойств).
Теопасхистские выражения в богословии. Примеры из Предания Церкви.
¾ Частный случай "communicatioidiomatum" — это теопасхистские выражения (Theos, — Бог и pascho — "страдаю"), в которых говорится о Боге как о субъекте страдания и смерти. "Бог был распят" или "Бог умер на Кресте" и т.п.
¾ Православное богословие никогда не допускало мысли о страдании во Христе Божескогоестества. Одним из свойств Божественной природы является ее бесстрастие, поэтомустрадательные состояния Господа Иисуса Христа не могут быть отнесены к ЕгоБожественной природе. Введение в православное богословие теопасхистских выраженийтребует строгого и недвусмысленного различения между понятиями "природа" и"ипостась".
Примеры из Предания Церкви:
¾ Игнатий Антиохийский, один из самых ранних христианских авторов, пишет: "Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего" (Рим. 6:3).
¾ Св. Ириней Лионский ("Против ересей"): "Что Само Слово Божие воплотившееся было повешено на древе, это я не раз показал".
¾ В Никео-Цареградском Символе веры тоже имеются теопасхистские выражения: "Верую во Единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, Единородного... единосущна Отцу... и страдавша и погребенна". Страдание и погребение в Символе веры усваиваются Сыну Божию как субъекту этих состояний человеческой природы Спасителя.
¾ Гимн императора Юстиниана, вошедший в чинопоследование Византийской Литургии: "Единородный Сыне и Слове Божий, бессмертен сый".
Обожение человеческого естества в Иисусе Христе. Поклонение Господу Иисусу Христу, как единому Лицу, как Богочеловеку.
¾ Человеческая природа Господа Иисуса Христа через соединение с Божествомприобщилась свойств Божественных и обогатилась ими, т. е. пришла в состояниеобожения. Человеческая плоть, соединившись во Христе с огнем Божества, пребываетотныне таинственно обоженной.
¾ Следует иметь в виду, что когда мы приписываем Христу различные Божеские свойства
¾ такие, как всеведение, всемогущество, вездесущие и т. д., то усвояем их Христу как единому Лицу. Нельзя относить их отдельно к Его человечеству
¾ Само человечество восприняло столько совершенств, сколько оно могло вместить. При этом человечество не превратилось в Божество, поэтому само по себе оно не может быть названо всеведущим, всемогущим, вездесущим и т. п.
¾ Поклонение Господу Иисусу Христу, как единому Лицу, как Богочеловеку подобает единое нераздельное Божеское поклонение, потому что обе природы соединены в Нем нераздельно. (Девятый анафематизм VВселенского Собора).
¾ В Ин. (5:22–23) Сам Господь говорит, что необходимо чтить Сына так же, как чтут Отца, т. е. "Сын" есть наименование не природы, а Личности, Ипостаси. Поклонение всегда относится к лицам, а не к безличной природе. Поскольку во Христе единое Лицо, то этому Лицу и воздается поклонение, а не каждой из природ в отдельности.