Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественный строй Киевской Руси.

Древнейшей формой совместной жизни и труда являлась община, которая у восточных славянназывалась «миром» или «вервью». Постепенно превратившись из родовой в территориальную, соседскую, она представляла собой село (деревню) и состояла из нескольких семей, каждая из которых вела своё отдельное хозяйство. Земля общины, для обработки и получения продуктов, делилась по жребию между общинниками. Часть семей общинников занималась ремесленничеством: кузнецы, гончары, плотники и др. не только обеспечивали семейные потребности, но часто использовали свою продукцию в качестве товара. Жители соседних общин по ряду причин были слабо связаны друг с другом. Но для заключения браков устраивались «игрища между селами».

У каждой верви имелся  погост, где проводились религиозные обряды, праздники, торги, сбор дани и повоза [1]. Здесь же находилось общее кладбище. На «красном» месте погоста устраивался кон, на котором делались жертвоприношения и произносились клятвы богам. Тут же устанавливались изображения общеплеменных богов. Население общины собиралось вокруг кона на сход для обсуждения важных вопросов, решения по которым принимались «всем миром» и становились «законом» для каждого мирянина. Сход выбирал старосту, а в больших общинах - десятников и сотников. Они выполняли, главным образом, судебные и полицейские и военные функции. Все общинники были связаны круговой порукой - общей ответственностью за выплату дани, за преступления, совершённые на территории общины и т.п. Для защиты от нападений чужеземцев все взрослые мужчины составляли военный отряд, который вливался в общее ополчение земли (княжества).

Свободные общинники назывались «люди» или «смерды». Если общинник на договорных началах брал в долг «купу» (в виде зерна, денег и т.п.) у кого-либо, то он становился закупом, который зависел от своего кредиторадо возвращения долга. Невыполнение долгового обязательства превращало закупа в холопа. По своему положению холопы приближались к рабам, т.е. были полностью бесправны. Источниками «обельного» (полного) холопства являлись плен, вынужденная самопродажа в рабство, женитьба на рабыне, а также вступление в найм без специального ряда (договора) с господином.

Таким образом, наряду со свободным населением так же, как и в Европе того времени, в древнерусском обществе, хотя и в значительно меньшем числе, имелись рабы (холопы).

В древнейший период были преимущественно пленники, захваченные в военных походах, какой-то процент могли составлять и неплательщики полюдья. Позднее распространилось и долговое холопство. Труд рабов применялся в княжеском и боярском хозяйствах, их «сажали» на землю, включая в служебные категории населения (например, рабы-ремесленники). Из них могли формировать администрацию феодальных хозяйств и военные отряды. Известно, что термин «дворянин» (как, впрочем, и социальная категория, обозначаемая им), тесно связаны с понятиями «двор», «дворня».

Смерд, который ушёл из своей родной общины, превращался в изгоя. Изгоями в общинах называли также вольноотпущенных или выкупленных холопов. Изгои не являлись полноправными общинниками. Иногда в общинах, с разрешения схода, поселялись представители других неславянских народов - инородцы (иноземцы).

Вокруг больших общин возникали малые верви. В крупных общинах создавались грады (города) - укреплённые центры, где находились княжеский двор, священные реликвии, запасы продовольствия и дома земских бояр, княжеских дружинников, ремесленников и торговцев. После принятия христианства в градах строились церкви, где отправляло религиозную службу белое (приходское) духовенство. С возникновением монастырей появилось черное (монастырское) духовенство.

Постепенно вокруг градов образовались поселения смердов - посады. Их жители занимались различной производственной деятельностью, обеспечивая град всем необходимым. В больших городах и посадах возникали концы и улицы, жители которых селились по роду их трудовых занятий. Иногда посад тоже огораживался деревянным частоколом или земляным валом.

Вблизи городов иногда основывались особые посёлки, куда князья и бояре приглашали мастеров-ремесленников, предоставляя им ряд привилегий - свобод, отчего и сами села назывались «свободами», или «слободами». Подобные «свободы» привлекали людей: например, о Киеве в XI в. говорили как о городе, куда стекались смерды и беглые холопы.

Часть городов возникла на месте древних племенных погостов и «городищ», а часть была заново построена князьями. Русские города часто носили название их князей-основателей: Киев, Ярославль, Владимир и др. В летописях до XIII в. упоминаются 224 города.

С образованием Киевской Руси основным элементом феодального общественного строя становится княжеская (боярская) вотчина. Правящий князь раздавал земельные владения своим детям и приближённым боярам - в «отчину», т.е. с правом передавать эти земли (вместе с населением) по наследству. Вотчина включала обширную территорию с расположенными на ней крестьянскими мирами и небольшими городами. Её центром был укреплённый княжеский (боярский) двор, который являлся административ­ным центром вотчины. 

Бояре разделялись на земских и княжеских. Земские бояре - происходили из местных племенных вождей и старейшин, ставших крупными землевладельцами путём освоения новых земель или захвата общинных владений. Они являлись главной силой в народных собраниях, участвовали в выборах князя и входили в его совет.

Крупными землевладельцами-феодалами становились и многие дружинники князя, которым он раздавал часть захваченных в результате военных походов земель. Таких дружинников называли «княжи мужи» или «княжи бояре». Они были главными советниками князя по военным вопросам.

По-видимому, часть лично зависимых смердов обрабатывала княжескую землю (барщина), часть платила землевладельцу натуральную подать (дань, повоз). Несмотря на то, что основой производства являлся труд смердов, значительную роль в феодальных вотчинах играли холопы.

Таким образом, в Х веке родоплеменная организация русских земель окончательно превратилась в территориальную. Возникло большое число городов как центров административного, военного и судебного управления, отделённого от родоплеменной организации. Территории племенных союзов - полян, древлян, волынян, северян и др. становились землями-волостями, в которых, с образованием Киевской Руси, чётко выделились три главных звена управления: князь, дружина, вече.

В 862 году славяне и финно-угорские племена (чудь, меря и весь), обращаются к Рюрику с просьбой возглавить племенное объединение. Варяжское происхождение Рюрика стало поводом для появления в XVIII веке «нормандской теории» (ее авторы - немецкие историки Байер (1699-1738) и Миллер (1705-1783) - считали, что именно норманны - варяги явились организаторами русского государства. Кстати, этот тезис, впоследствии активно использовал Геббельс, заявляя, что славянские «недочеловеки» еще на заре своей государственности показали неспособность к самостоятельному управлению.

Но летописец записал «варяжскую» историю приблизительно через 250 лет после призвания варягов. А когда их зазывали, и письменности-то еще не было, поэтому для него все едино, что Русь, что варяги…

Варяжские плавучие государства (с детьми и скотом на кораблях) завоевали юг Франции (до сих пор называется Нормандия), когда-то правили и в далекой Сицилии. Во всех хрониках один и тот же сюжет. Видимо для того, чтобы оправдать свою легитимность, их потомки писали хроники о «приглашении» - считал Д.Н. Альшиц, - стеснялись, что предки были разбойниками. Отсюда и проистекала приятная «сказочка» о «легитимности» власти, которую подарили норманнам местные народы, пригласив их править. Не следует забывать и то, что «нормандскую теорию» вытащили на свет божий после Полтавской битвы (мол, не забывайте, кто вы…)

Летописцы и историки не могут находиться вне политики. Они всегда представляют определенную идеологию, поскольку с миром их связывают тысячи невидимых ниточек, за которые можно дергать. А если посмотреть на имена наших князей, то вскоре их варяжские аналоги вытесняются местными. И появление князя Святослава - яркое тому подтверждение. По всей видимости, исторический спор между «норманистами» и «антинорманистами» напоминает классические споры между «тупоконечниками» и «остроконечниками» по принципиальному вопросу с какой стороны разбивать яйцо… Даже если основано было государство варягами, то, попав под обаяние местной культуры, с течением времени они перестали ощущать себя чуждым элементом.

Князь Олег (879 – 912гг.), убив Аскольда и Дира, объединил территорию (до сих пор на берегу Днепра есть место, называемое Аскольдовой могилой). Возможно, Аскольд — последний представитель местной династии Кия. По другим данным, — Аскольд и Дир — «бояре» Рюрика, посаженные в Киеве. Князь Олег подчиняет себе древлян, северян, радимичей. Интересно, что до этого они платили дань хазарам, то есть, он вырвал из зависимости от Хазарского каганата южно-русские племена. В 907г. организовано нападение на Византию, а в 911г. заключен новый договор с Византийской империей, который начинался словами «мы от рода русского...».

По всей видимости, в государстве неплохо была поставлена служба разведки, поскольку налеты на Византийскую империю совершались именно в то время, когда армия «ромеев» уходила в поход, оставляя столицу беззащитной. Понятно, что столичные жители предпочитали в таких условиях откупаться. В 912 году, создав могучее государство, Олег бесследно исчез с русского горизонта.

Повесть Временных Лет представляет первых князей как «сказочных» персонажей. Олег во время штурма Константинополя выставляет корабли на колесах, прибивает щит у врат Царьграда, а затем умирает от укуса змеи, - босиком, что ли ходил? Ольга изображена как живое воплощение идеи мщения и очень разборчивая невеста. Но рассказы эти о событиях, от которых летописцев отделяли сотни лет, основывались на неизвестных нам летописных сводах и «байках» дружинников, передаваемых из поколения в поколение, и с каждым столетием приобретавших все более сказочную форму. Но эти летописные образы очень важны для понимания дальнейших механизмов развития нашего государства. Князь Игорь (912 – 945) продолжает, правда, уже не столь удачные походы на Византию. Но и Русь и Византия были заинтересованы в установлении нормальных отношений, поскольку обеспечить нормальную доставку византийских товаров через необъятные степные просторы могли только русичи. Поэтому отношения между двумя державами не носили только военный характер. Гибель Игоря во время полюдья, сбора дани с древлян побудила его вдову Ольгу (945 – 957) свершить два наиважнейших дела: во-первых, отомстить, во-вторых, изменить систему налогообложения в государстве и свести к минимуму возможность контакта между дружинниками и налогоплательщиками. Кровная месть в то время была довольно мощным стимулом развития государственности, не менее значимым, чем позднее стала война за веру, а впоследствии – за рынки сбыта.

Войну за укрепление торговых путей продолжил Святослав (957 – 972). Он подчинил вятичей и разгромил Хазарский каганат, воевал с Византией. В 967-968 гг. разгромил болгар, но дань ему платила Византия. Когда мы произносим крылатые фразы: «Иду на Вы», «мертвые сраму не имут», полезно вспомнить имя автора. Византийский историк Лев Диакон сохранил его облик: «Показался и Свендослав (Святослав – А.К.), приплывший по реке на скифской ладье, он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них…умеренного роста…с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода…выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга… Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой».

Вся внешняя политика Святослава была направлена на подчинение торговых путей по двум направлениям: волжско-каспийскому (хазарскому) и цареградскому, или византийскому. Правда, некоторые современники упрекали Святослава в том, что он не желал уделять должное внимание защите Киева от кочевников-печенегов.

Образы Ольги и Святослава дают нам ключ к пониманию того, почему князья более позднего периода раздробленности вели свои усобицы с такой жестокостью. Их отцами были воспитанные подобные Святославу мужчины, а матери – похожи на Ольгу. Зачастую, брошенные своими мужьями, они воспитывали мальчиков в духе необходимости отомстить обидчикам – новой семье. И когда летопись с горечью будет отмечать, что «брат пошел на брата», естественно, не будет упоминаться, что это были братья по отцу, т.к. матери у них были разные. Современникам это было и так понятно.

Сын Святослава Ярополк (972-980 гг.) погиб в междоусобной борьбе со своим братом Владимиром. По-видимому, ключница Малуша воспитала своего сына «рабича» (сына рабыни) Владимира в соответствии с традициями, пока еще игравшими роль закона.

С именами Владимира Святославовича, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха связано историческое развитие Руси XI-XII вв. Описывая этот период, Повесть Временных Лет (ПВЛ) следует логике: хорошо все то, что идет во благо государственного единения Киевской Руси. При Владимире Святославовиче завершается объединение восточных славян в единое государство и возникает древнерусская народность. Для защиты от степных набегов печенегов начинает создаваться «Засечная черта».

Начинается поиск новой идеологии. Попытка создания единого пантеона языческих богов, предпринятая Владимиром в 980 году, вызывает массовое возмущение других русичей, т.к. боги полян возносятся на недосягаемую высоту. Поэтому в 988 году Русь и стала христианской, приняв религию одинаково чуждую всем племенам. Церковь быстро встроилась в социальную иерархию государства, однако, язычество оказало существенное влияние на ее развитие. Из столетия в столетия эта амплитуда постепенно угасала, но и в наши дни во время поминок ставится стопка спиртного, накрытая кусочком хлеба, что не является частью христианского обряда. Однако принятие христианства способствует развитию письменности, библиотек, каменного зодчества, мозаики, фрески, живописи, созданию законов и выбору византизма. Гигантский осколок Римской империи, Византия раскинулась между западом и востоком, пытаясь разумно сочетать в себе черты, присущие этим двум великим цивилизациям. Следует ли говорить, что и Запад и Восток относились к Византийской империи одинаково плохо.

До середины XI в. на Руси развивались тенденции к укреплению государственности, но уже при Ярославе Мудром (1019-1054 гг) усиливается противоположная тенденция, нарастают процессы государственной раздробленности. Дело заключалось в том, что в каждом государстве существует тенденции к объединению и к распаду. В одни исторические эпохи на первый план выходят первые, в иные – вторые. Не обладая современной системой коммуникаций и средств передвижения, Киевская Русь контролировала торговые пути на обширнейшей территории, однако доходы от торговли поступали главным образом в Киев. В то же самое время каждая земля вполне могла существовать самостоятельно, т.к. хозяйство было натуральным. Киев в данном случае был не нужен, важен был участок торгового пути, который могла контролировать та или иная территория, получая за это прибыль от торговли. А если мы вспомним, что, несмотря на похожий язык, нравы и обычаи полян отличались от обычаев, например, кривичей, то становится вполне понятно, почему тенденции к децентрализации постепенно усиливаются и князья во время усобиц их активно используют.

Ярослав Владимирович продолжает политику своего отца. Основал города Владимир и Юрьев (Тарту), разбил печенегов. Киев обносится новыми стенами, укрепляется его политическое положение, растут международные связи. С его именем связывают и появление первого писаного свода законов.

Таким образом, в XI в. уже существуют законодательные нормы «Русской Правды», которая претерпела в своем развитии странную метаморфозу. В наиболее ранних вариантах древнерусского законодательства характер нанесенного физического ущерба пропорционален вире (характеру возмещения), то есть чем сильнее увечье, тем больше размер компенсации. Но в дальнейшем развитие юридических норм пошло по странному с точки зрения нашего «просвещенного» общества направлению. Рана, нанесенная острой частью меча, влечет меньшее наказание, чем удар мечом не обнаженным или тыльной стороной кулака. Так постепенно происходило формирование морали воинского сословия и вырабатывалось понятие чести. Рана болезненна, но не бесчестит, поскольку, бьются только с социально равными. Удар же не обнаженным мечом, рукояткой, палкой, вообще не оружием – бесчестит, поскольку так бьют раба.

Ярослав Мудрый разделил власть между своими тремя сыновьями, но его внуки и правнуки заварили крутую кашу удельных войн. Усилились набеги половцев, которые окончательно вытеснили из степей печенегов.

В 1113 году киевское боярство, уставшее от междоусобиц и напуганное очередным восстанием горожан, пригласило на престол отважного и мудрого переяславского князя Владимира Мономаха (умер в 1125 г). Пресек усобицы, усмирил половцев. Киев - столица крупнейшего в Европе государства. После смерти Владимира, его сыну Мстиславу Великому (1125-1132 гг) еще 7 лет удавалось сдерживать враждующих. После его смерти Киевская Русь раскололась... 

На общественное устройство в XI-XII вв. огромное влияние оказали пережитки военной демократии древних славян – вечевые собрания, повсеместные в древней Руси. Слово «вече» происходит от слова «вещать» (говорить). Однокоренным словом в современном русском языке является «совет». Кстати, термин «совет», лежит и в основе иностранных слов, таких как рейхстаг, магистрат.

Вече - народное собрание, являющееся органом государственной власти, посредством которого народ проявлял свою волю в решении государственных дел. «Совет творяши кияне» (ПВЛ). Состав веча - свободные и способные носить оружие мужчины из городов и ближайших сел (те, кто мог быстро доехать). Проводилось без повестки дня, но вопросы обсуждения были всем известны. Присутствовавших не переписывали, подсчета голосов не было, решения почти не записывались, но принимались либо единогласно, либо перекрикиванием, либо дракой. Собравшиеся решали вопросы войны и мира, будет ли народное ополчение поддерживать княжескую дружину. Тому были свои причины: можно ли силком загнать людей в военный поход? Не захотят идти и разбегутся по лесам, поминай, как звали. Поэтому принятие решения о войне лежит на плечах тех, кто должен воевать. Армия Святослава, например, не столько дружинники и варяги, сколько добровольцы.

Однако политический строй Древнерусского государства мы можем охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе - киевский князь (великий князь). Управлял при помощи совета из других князей и дружинников. Князю подчинялась и старшая дружина (бояре, мужи), и младшая (гридь, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялся княжескими дружинниками. С их помощью покорялись новые племена и расширялись пределы государства. Но вести полномасштабные боевые действия они были не способны. Города управлялись княжескими посадниками.

Существовали и зависимые категории населения: смерды, рядовичи, закупы, холопы. Их положение до сих пор вызывает споры, однако несомненно, что отличались они большей или меньшей степенью свободы.

В Х-ХI вв. большая семья утверждалась на месте рода. В сельском хозяйстве, кроме общинного и семейного владения (по сравнению с нашими днями те семьи были очень, очень большие), робко зарождается незначительная частная собственность на землю князей, бояр, духовенства. Пока еще основной доход князьям и боярам приносит война, торговые сборы и дани. Древнерусское общество складывалось из свободных людей, как знатных, так и простых, однако, в социальной иерархии Киевской Руси можно выделить и несвободное население:

Челядь (рабы из числа пленников);

Холопы - соплеменники становились ими за долги. Социальный статус холопов приближался к челяди, но иногда холоп мог выступать в суде, хозяин не мог его убить, а если беспричинно избивал, то холопу предоставляли свободу.

Закупы (от «купа» - ссуда») - люди, отрабатывающие долг. Закуп мог свободно уйти, когда возвращал «купу», но если он сбегал, не выплатив деньги, то превращался в холопа. Мы видим, что в отношении этого социального слоя права господина до поры до времени были строго ограничены.

Не вполне ясно положение смердов. Одни причисляют их к крепостным крестьянам, другие считают членами покоренных и переселенных общин, обслуживающих нужды победителей. Третьи – свободным населением… В пользу последнего мнения говорит то, что слово со временем стало почти ругательным, производное от смерда - «смердить». Нечто похожее произошло с защитниками греческого народа - «демагогами». Их так ненавидели власть имущие, что во многие языки мира это слово вошло как аналог болтуна…

Слуги, находившиеся в зависимости от господина, заключившие договор «ряд» нарекались рядовичи, и, видимо, составляли прослойку мелких администраторов, своего рода «офисного планктона» того времени.

Самый низший ряд социальной лестницы свободных людей занимали изгои, лица, утратившие связь с общиной.

Мужи - свободные общинники, обладающие полными правами. На рубеже Х-ХI вв. последний раз упоминаются «старцы градские», своего рода совет старейшин, видимо, пережиток вечевого института и военной демократии.

В XI в. кровнородственные связи во многих землях исчезают и заменяются территориальными. Вместо ильменских славян, древлян, полян, мы видим новгородцев, ростовцев, киевлян.

Благополучие высших классов общества пока еще держалось на данях, кормлениях, судебных и торговых сборах, а не на принадлежавших им деревнях и земельных наделах. Повинности на Руси несли люди несвободные – челядь, холопы, закупы, возможно, смерды.

Мощным социальным лифтом были служба князю и военные походы. Княжьи мужи - княжеские дружинники, всякого рода советники и администраторы, впоследствии превратившиеся в бояр.

Князь и дружина существовали за счет общинного содержания. На раннем этапе формирования государственности народ участвовал как в приглашении, так и в изгнании князя, который был «первым среди равных», третейским судьей и вождем ополчения на время боевых действий.

Постепенно складывается удельно-лествиничная система восхождения князей. Эта система была проверена временем и позволила тюркютам в VI-VII вв. удерживать ключевые позиции в Азии, контролируя часть великого шелкового пути. Идея ее была проста. Заинтересованные лица «привязывались» к центральной власти управляя уделами в ожидании престола.

Лестовка – кожаные четки. По аналогии с перебиранием нанизанного на веревку зерна удельные князья в порядке очереди занимают великокняжеский престол. Старшим в роду является киевский князь, представитель рода Рюриковичей, второй по старшинству – новгородский, и так далее по мере степени важности города. В случае смерти киевского князя его место занимал новгородский, так приходила в действие «лествиничная система» и начиналось княжеское восхождение по социальной лестнице снизу доверху, т.к. власть держал весь княжеский род. Но существовало огромное количество нелепиц в данной системе: во-первых, два порядка наследования – от брата к брату и от отца к сыну; во-вторых, невозможно было определить, кто старший – один старше по возрасту, другой – более знатного происхождения. А если учесть довольно значительное количество потомков мужского пола и любвеобильность князей, то становится ясным, почему столь запутанные юридические проблемы проще всего решались с помощью силы. Первый период истории Русского государства (862 – 1132 гг) неминуемо привел Киевскую Русь к распаду…

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Образование древнерусского государства – Киевской Руси. | Государственный строй Киевской Руси.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 337 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2538 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.