Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Образование древнерусского государства – Киевской Руси.

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

 

лейтенант юстиции

(специальное звание)

________И.А. Лебедева

«____» __________201_г.

 

 

учебная дисциплина

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ»

вид учебного занятия:

ЛЕКЦИЯ

 

ТЕМА № 2 « Древнерусское государство и право (IX-XII вв.) »

по специальности

40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности»

(уровень специалитета)

квалификация юрист

 

Уголовно-правовая специализация

 

Форма обучения – очная

 

Обсуждена на заседании кафедры

    «___29___»__08_______2018__

Протокол № _1__

 

 

 

 

I.Учебные и воспитательные цели

1. Лекция составляет основу теоретического обучения и должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

2. Подготовка квалифицированных сотрудников Следственного комитета, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками.

3. Воспитание у обучающихся таких профессиональных качеств как умение выступать перед аудиторией и логически последовательно, убедительно и грамотно излагать свои мысли, защищать свое мнение.

 

Процесс изучения дисциплины«История государства и права России»направлен на формирование компетенций или элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и основной образовательной программой высшего образования специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета):

Общекультурных компетенций (ОК):

ОК-2: Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, ее место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма.

 

 

II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Образование древнерусского государства – Киевской Руси. 2. Общественный строй Киевской Руси. 3. Государственный строй Киевской Руси. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ      5   80   30   20 30 5

 

III. Литература

Основная

 

1. Исаев И.А. История государства и права России. Учебное пособие. М.: Проспект, 2015.

2. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. М.: Норма; Инфа-М, 2014.

3. Кутузов А.В. История государства и права России (IX – XVII вв). Учебное пособие. СПб., 2018.

 

Дополнительная

1. Алпатов М. А. Варяжский вопрос в русской дореволюционной истории. Вопросы истории. 1982. №5.

2. Буганов В. И., Преображенский А. А., Тихонов Ю. А. Эволюция феодализма в России. М., 1980.

3. Власов В.И. История государства и права России: конспект лекций. Ростов н/Д.: Феникс. 2004.

4. Дрожжин В.А., Карпикова И.С., Сальников В.П. Схемы по истории государства и права. Ч.2 Л., 1989.

5. История государства и права России. Учебник / Под. ред. Ю.П. Титова. М.. 1999.

6. История отечественного государства и права. Ч 1:Учебник/ Под ред. О.И. Чистякова. – 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристь, 2010.

7. Источники Русского права X - XVII веков. Л., 1989.

8. История государства и права (схемы, комментарии). Л., 1987.

9. Ловмянский Х. Русь и норманны. М., 1985.

10. Мавродина Р. М. Киевская Русь и кочевники (печенеги, тюрки, половцы). Л., 1983.

11. Повести Древней Руси. Л., 1983.

12. Рогов В. А. Государственный строй Древней Руси. М., 1984.

13. Российское законодательство X-XX веков в 9т. Законодательство Древней Руси т.1. М.,1984.

14. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII - XIII веков. М., 1982.

15. Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. IX - половина X века. М., 1980.

16. Свердлов М. Б. От закона Русского к Русской правде. М., 1988.

17. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1997.

18.

I V. Учебно-материальное обеспечение

 

1.Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.

2. Слайды.

 

V. Текст лекции

 

Вводная часть

Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет тему №2 «Образование Древнерусского государства. Раннефеодальные государства на Руси (IX – начало XII вв.)».

К YIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения, основанные одновременно на родовом и территориальном принципах.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных, кровно-родственных отношений и было обусловлено им. Родоплеменные отношения заменялись территориальными, политическими и военными связями.

В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Образование древнерусского государства – Киевской Руси.

2. Общественный строй Киевской Руси.

3. Государственный строй Киевской Руси.

 

Переходим к рассмотрению учебных вопросов.

 

Учебные вопросы

 

Образование древнерусского государства – Киевской Руси.

 

Почти весь янтарь в страны Древнего Востока и античного мира поступал с берегов Северного и Балтийского морей. Геродот в V веке до нашей эры писал, что янтарь привозят с реки Эридан от энетов (венедов).

Карнелий Тацит в «Германии» сомневается причислить венедов к германцам или сарматам. «Вследствие смешанных браков их облик несколько портится сходством с сарматами,... однако, они скорее должны быть причислены к германцам, так как строят дома, носят щиты и охотно пользуются быстротой ног — всё это отлично от сарматов, живущих в повозке и на коне». Впрочем, до настоящего времени немцы называют нас венедами, а эстонцы - венас…

Антропологи пришли к выводу, что на территории исторического расселения славянства в первые века нашей эры были распределены те же расовые типы, что и во времена позднего неолита и бронзы. Господствовали светлоокрашенные европеоиды. Однако на северо-западе Восточной Европы славяне, в отличие от балтов и финно-угров, обладали более тёмной окраской волос и радужной оболочки глаз. Не случайно во время Киевской Руси местное фино-угорское население славяне называли «чудью белоглазой». Этническая история славянства (Дунай, Балканы, степи) шла в направлении потемнения волос.

Но чем глубже мы погружаемся в историю, тем более расплывчатыми и неясными становятся ее очертания, что вынуждает историков обращать внимание на всякого рода косвенные источники. Казалось бы, какие выводы можно извлечь из анализа языков славян, балтов и финно-угров? Но Владимир Владимирович Мавродин, на основании лингвистического анализа, обратил внимание на расплывчатость слова «ель» в славянских языках. Елью на западе называли пихту. А слово «сосна» имеет точное ботаническое значение притом, что в балтийских языках всё наоборот. Граница распространения этих деревьев - Северное Полесье, где на юге господствует сосна, на севере - ель, факт свидетельствует о том, что балты соседствовали со славянами. Где-то в Полесье, у Припяти, проходила полоса, отделяющая одних от других.

На морское побережье славяне вышли значительно позднее, так как слово «море» у славян означало болотную местность. Термин «остров» обозначал речной остров или возвышенность среди болот. Горой называли холм, высокий берег реки, любой верх вообще (чердак — горище). Слово степь появилось только в XVII веке (до этого называлась полем). Но до сих пор в русском языке существует множество слов для обозначения лесов, болот (озеро, пруд, болото, лужайка, бор, лес, дебри, дубрава и т.п.). На основании этого делается вывод, что область древнейшего расселения славян - лесной и болотистый край, удалённый от гор и от моря, возможно, это Полесье — междуречье Западного Буга и Днепра (на это указывают и названия птиц). Правда, по этому поводу существуют и другие точки зрения.

В глубокой древности восточные славяне составляли 100-200 небольших племен. Племя состояло из родов и занимало территорию 40-60 км, на вече и выбирался военный вождь (князь), существовала постоянная дружина, но основную военную силу составляло ополчение. К середине I тысячелетия у восточных славян сложилось 15 крупных племенных союзов: поляне, северяне, древляне, уличи, волыняне, бужане, дулебы, тиверцы, белые хорваты, дреговичи, вятичи, радимичи, кривичи, полочане и словене. Традиционно в исторической литературе их называют славянскими племенами, но скорее это были не племена, а маленькие народцы, говорившие на похожем языке, каждый из которых имел свою, несколько отличную от других культуру и обычаи. Именно в VI-IX в. на этой территории активно идет процесс складывания древнерусского государства.

В VI веке племена антов принимают активное участие в переселении народов, прорывают «укрепрайоны» Византийской империи и славянизируют Балканский полуостров. Византия использовала шелк как валюту, нанимая за него дружины «варваров». Персии это было не выгодно (предпочитала небольшие объемы продаж за высокую цену), но ее союзники авары не смогли контролировать азиатские торговые пути и проиграли борьбу за китайский шелк. Они были разгромлены «друзьями» Византийской империи, тюркютами, бежали на Балканы, сметая все на своем пути, и обрушились на Византию, едва не разгромив империю. К аварскому продвижению невольно присоединились анты (в переводе с тюркского – союзник), которыми сразу же заинтересовались цивилизованные народы, и появляется книга «Стратегикон», повествующая о том, как управлять, разделяя и властвуя. Из нее мы узнаем о нравах и обычаях наших предков.

«Живут они в жалких хижинах, на больших расстояниях друг от друга, и все они часто меняют места жительства… Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим». «Их никаким образом нельзя склонить к рабству или подчинить». Упоминается и о кровной мести. Если иноземцу-гостю будет нанесена обида, то хозяин будет мстить обидчику.

Источником рабства мог быть только плен. Раб-ант, вернувшись в родные края, считался свободным. Рабство было патриархальное, к невольникам относились как к младшим членам семьи. Пленный иноземец был рабом недолго, ему предлагали выбор: за выкуп возвратиться восвояси или оставаться на положении свободного и друга. Единственное деление — возрастное на более опытных и менее опытных воинов. Военная демократия явилась предвестником веча.

В плен анты, как правило, не сдавались, и, хотя бои на равнине вели не очень умело, были непревзойденными мастерами по части устройства лесных засад. Если шансов на спасение не было, то в последнюю - «психическую» - атаку, шли, раздевшись до пояса, выказывая этим презрение к смерти.

VI-VIII в.в. — время активного расселения славян на территории южной и средней Европы. В VIII-IX вв. разрушается родовой уклад жизни, появляются соседские общины. Гарантом безопасности в таких условиях становится князь. Общиннику было выгодно, чтобы князь и дружинники частично избавили его от ратных дел, кроме того, государство решало судебные задачи, связанные с межродовыми спорами. Князья и дружинники выступали как посредники, т. к. старейшины не могли быть объективны в решении межродовых тяжб, поскольку каждый из них выступал за свой род.

Условия для формирования восточнославянского государства появляются, по крайней мере, в VI веке.

Значительный исторический период между VI и IX веками - время перехода от первобытной общины к феодальным отношениям, создание экономических, социально-политических духовно-нравственных предпосылок раннефеодального государства.

Процесс возникновения государственности из недр первобытного общества – явление медленное и постепенное. В новом быту во многом сохранялись старые патриархальные понятия (вервь, князь, челядь, отрок), обозначавшие: родовую общину, домовладыку, младших членов семьи или рода. Главным в понимании этого процесса является выяснение исторического момента, когда государство становится насущной необходимостью, заменяя внешне сходные с ним органы племенного управления.

Следует учитывать 2 параллельных процесса:

o первый – медленный, подспудный распад родовых отношений и рождение феодальных;

o второй – более яркий и заметный для современников: формирование крупных политических образований, массовая колонизация, покорение соседних племен, соперничество с мировыми державами.

 

Комплекс предпосылок образования государства у восточных славян:

1) развитие производительных сил у земледельческих племен

Выражалось это впоявлении таких орудий труда и такого количества уже расчищенных и распаханных земель, которые позволили и сократить размеры трудового коллектива до одного «дыма», то есть, до одной крестьянской семьи. Особенно это характерно для южных районов, в отличие от северных, где вплоть до VIII в. сохранялись кровно-родственные отношения.

2) появление «соседской общины», способной вынеститяжесть классовой организации общества.

Ее возникновение было связано, прежде всего, с распадом родовых отношений, который привел к созданию хозяйственно самостоятельных семей на базе соседских отношений. Анализ структуры древнерусских поселений VIII века позволяет увидеть достаточно сложную картину: имущественное неравенство, появление дружин, различные условия быта, возникновение огромных укрепленных сел с тысячным населением. Ослабление родовых связей и превращение единого трудового коллектива в совокупность самостоятельных семей сделало их более беззащитными, более доступными для экономического и внеэкономического принуждения. Хозяйственная устойчивость семьи стала крайне низкой (зависимость от природных условии, неурожаи, демографическая ситуация, вооруженное насилие и т.д.). Все это обусловило появление новой структурной формы, придававшей некоторую устойчивость обществу в целом. Ею стал феодальный двор со стадами скота, запасами зерна и «тяжкого товара» (кузнечной продукции), вооруженной охраной. Боярская усадьба стала ячейкой нарождающегося феодализма. В ней накапливались людские и материальные резервы, создавая условия для расширенного воспроизводства и создания избыточного продукта, главного фактора в развитии внутреннего и внешнего торгового оборота.

3) развитие торговли (особенно международной) положительно повлияло на формирование государственности у восточных славян. Она получила дополнительное стимулирование в рассматриваемый период, что подтверждается многочисленными археологическими находками. В местах поселений встречаются римские и арабские монеты. Клады восточных монет VII – начала IX вв. распространены в Приднепровье, на Оке, в Поволжье, Новгородской земле.

Одним из важнейших для того времени был полностью сложившийся к IX веке торговый путь «из варяг в греки»; через Западную Двину и Волхов с притоками. А там, где эти реки протекают близко к Днепру, суда через систему волоков перетаскивали в Днепр, доходили до Черного моря и далее вдоль морского берега – до Византии. Одним из древнейших на территории Восточной Европы был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам.

4) в процессе развития внутриобщинных отношений появилось и имущественное неравенство

К нему вело уничтожение принудительного родового принципа уравнительного распределения, замена родовой собственности семейной и личной, неравномерное накопление прибавочного продукта. Феодалы были благотворителями для разорявшейся части крестьянства. Войной и голодом, выбирая наиболее слабые участки среди «сельских миров», они постепенно утверждали свое господство, порабощая слабых, превра­щая их в холопов и в другие категории зависимых людей.

Этот многогранный, зачастую противоречивый процесс приводил к выделению племенной знати, которая впоследствии стала основой формирования класса феодалов. Разумеется, общие успехи земледелия, скотоводства, ремесла и торговли увеличивали долю, получаемую «мирскими» и племенными властями, князьями, старейшинами, воеводами, волхвами. Экономические возможности названных социальных групп стали основным условием их трансформации в военно-политическую элиту общества.

Это закономерный процесс, характерный для всех цивилизаций на ранних этапах генезиса государственности.

5) наличие союзов славянских племен, где превалировали территориально-экономические и военно-политические связи, также явилось серьезной предпосылкой формирования государственности на территории восточных славян. Союз племен являлся своеобразным протогосударственным образованием в условиях перехода к классовому обществу. У восточных славян их количество в рассматриваемый период колебалось от 10-ти до 15-ти. В арабских источниках сохранились названия 3-х основных: Славил, Артания, Куябия.

Создание племенных союзов, постепенное укрепление государственных начал в жизни восточных славян обусловливались и внешними причинами. На протяжении веков они вели борьбу со степными народами.

6) постепенно сформировалась достаточно эффективная система управления

Б.А.Рыбаков обратил внимание на это, подчеркнув, что во многих союзах племен существовала уже обособившаяся от общества, но еще не оторвавшаяся от него окончательно, княжеская власть. Причем, в ряде союзов проявлялись признаки возможности передачи власти по наследству. «Повесть временных лет» сохранила некоторые данные об организации управления в Древлянской земле. Во главе управления – князь (его власть давняя, традиционная); «держат землю», управляют ею «лучшие мужи» (права которых периодически подтверждает «земля» – вече), градами управляют «старцы градские» (выборные старейшины).

 

Занимая к началу IX в. огромные территории, во много раз превышавшие земли большинства европейских государств, славянские племена, земли, княжения, союзы, в сущности, были уже готовыми классовыми протогосударствами афинского типа, близкими к античным городам-полисам, в силу сложившейся системы управления. Многие предпосылки образования Древнерусского государства аналогичны сложившимся в других странах Европы, такие же процессы протекали в империи Каролингов, Болгарии, Венгрии, Польше и др.:

 

К духовно-нравственным предпосылкам возникновения государственности необходимо отнести ментальность народов, населявших территорию Древней Руси. Именно эта сторона государствообразующего процесса привнесла то особенное, что затем отличало Новгородско-Киевскую Русь от европейских и азиатских стран.

Восточных славян в этот период отличало:

o лесной характер территории (по В.О.Ключевскому, основные факторы – лес, реки, степь);

o общинная психология;

o родовые пережитки;

o сильное влияние язычества;

o вечевая организация политической жизни;

o слабое развитие крупного землевладения;

o существование патриархального рабства.

 

Особенности ментальности сказывались на особой роли городов, на Руси, системе управления, строительстве военной организации.

 

Процесс формирования и развития Древнерусского государства охватывает период со второй половины IX до начала XII вв. Это было время складывания феодальной системы в Европе. В исторической науке оно определяется как раннее средневековье. На этом этапе Европа не составляла социально-культурной общности – имелись 2 социальные системы, 2 разных мира.

Первый мир –античный, рабовладельческий, уже христианский и, для своего времени, высокоразвитый (греки, римляне, кельты Галлии и жители Пиренейского полуострова, большинство племен Северных Балкан и Британии).

Второй (более обширный) мир – варварский, родоплеменной, языческий, со своим неповторимым обликом, еще не знавший классового общества.

Именно в раннем средневековье среди европейских народов начали формироваться самостоятельные политические силы. Пространство континента все более насыщалось: росла численность населения, появлялись новые государственные образования, многограннее становилось общение между ними. Европа превращалась в качественно новую цивилизацию.

К числу важнейших предшествовавших событий, повлиявших на формирование континентальной общности, были:

o падение в 476 году Западной Римской империи: вождь германских наемников Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула;

o постоянные войны между варварскими королевствами; продолжение передвижения племенных союзов, не сумевших создать своих государств: германских (свевов, герулов, гепидов, скиров); тюркских (гуннов, аваров, протоболгар); иранских (аланов); славянских;

o арабская экспансия на континент в VII в.;

o опустошительные набеги норманнов – северогерманских народов, населявших Скандинавские страны в VIII – середине XI в.;

o постоянно усиливавшееся влияние Византийской империи.

В этой сложной и противоречивой ситуации наиболее стабильными факторами, определявшими основные тенденции европейской цивилизации, стали:

o христианство, его миропонимание, право, обычаи, этика, мораль;

o интенсификация связей с соседними континентами, прежде всего, с арабами Ближнего Востока, Северной Африки, а также с Закавказьем и другими странами, вплоть до отдаленных Индии и Китая;

o хозяйственная самостоятельность непосредственных производителей;

o сословно-корпоративная структура европейского общества;

o постоянно усиливавшаяся роль государства, которое обеспечивало защиту населения от внешних угроз и являлось главным носителем внутреннего порядка.

Основные этапы формирования древнерусской государственности

ЭТАПЫ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ПРАВЯЩИЕ КНЯЗЬЯ
I. Начальный Середина IX – конец X вв. ОЛЕГ (882-911гг.) ИГОРЬ (912-945 гг.) ОЛЬГА (945-964 гг.) СВЯТОСЛАВ (964-972 гг.)
П. Расцвет Конец Х – первая половина XI вв. ВЛАДИМИР (980-1015 гг.) ЯРОСЛАВ (1015-1054 гг.)
III. Упадок, распад Вторая половина XI –середина XII вв. ВЛАДИМИР МОНОМАХ (1113-1125 гг.)

В XI в., насколько можно судить, появляются первые признаки феодализации русского общества.

1. До того владение землей не играло большой роли в обеспечении могущества властителей. Основными источниками их богатства были поступления от торговли и военная добыча Предание сохранило высказывание Владимира I, утверждавшего, что богатство, которое «лежит мертво», ничто по сравнению с храброй и сильной дружиной: «с нею можно доискаться и больше этого». В XI в. русские князья и их знатные дружинники уже не уповают исключительно на военно-торговую деятельность, начиная прибирать к рукам земли. По-видимому, в то время параллельно происходили 2 процесса. Во-первых, князья и старшие дружинники размещали на контролировавшихся ими землях своих рабов. Во-вторых, происходило закабаление некогда свободных крестьян, вынужденных в неурожайные годы залезать в долги (брать ссуду, купу), заключать договор (ряд) об исполнении каких-либо работ, отдаваться под покровительство князя, способного защитить общины земледельцев от набегов кочевников или попросту подчиняться грубой вооруженной силе.

В XI в., по-видимому, возникли первые вотчины, но достоверные данные об их распространении отсутствуют, как и сведения о вассальных отношениях, обусловленных поземельной зависимостью. Можно предположить, что на просторах Восточно-Европейской равнины с малочисленным пашенным населением земля еще не воспринималась как основная ценность.

2. В XI – первой трети XII в. сохранялось государственное единство, почти всех земель, некогда подчиненных Олегу и Игорю.

Не вполне ясно, как именно обеспечивалось подчинение разных земель Киеву, как распределялись эти земли между князьями.

С.М.Соловьев, анализируя политическое устройство Руси после Ярослава Мудрого (1019-1054), пришел к выводу, что подвластные великому князю земли не дробили на отдельные владения, а рассматривали как общее достояние всего рода Ярославичей. Князья получали во временное управление какую-либо часть этого общего владения – тем лучшую, чем «старше» считался тот или иной князь. Старшинство, по замыслу Ярослава, определяли так: за властвую­щим киевским великим князем – все его братья; после их смерти старшие сыновья наследовали отцовские места в веренице князей, постепенно продвигавшихся от менее престижных престолов к более значимым. Притом, на титул «Великий Князь» могли претендовать только те князья, чьи отцы успели побывать на столичном княжении. Если же кто-то из них умирал прежде, чем наступала его очередь занять престол в Киеве, то его потомки этих прав лишались и княжили в более захолустном городе. Такая система «лестничного восхождения» (по выражению В.О.Ключевского, «очередной порядок» наследования) порождала распри между братьями и детьми князей (старший сын великого князя мог занять отцовский престол только после смерти всех своих дядьев). Споры о старшинстве между дядьями и племянниками были частыми на Руси (уже Московской) и позже, пока в XV в. не установили порядок передачи власти от отца к сыну.

Русские князья в принципе признавали «лестничное восхождение» и часто ссылались на это установление Ярослава (когда подобные ссылки были им выгодны). Однако при каждом удобном случае Ярославичи норовили нарушить очередность с пользой для себя или своих наиболее близких родственников, союзников. Такая система через какое-то время отжила свое; запутанный порядок наследования стал поводом для частых усобиц, а недовольство князей, исключенных из очереди за властью (князья-изгои), – постоянным источником смут.

Поиск более простых решений привел русских князей к мысли о наследовании конкретных земельных владений. Такая идея была высказана на Любечском съезде князей в 1097 г., где каждому было предложено «держать отчину», однако до реализации этого замысла было еще далеко.

Лишь после долгих и разорительных усобиц, после успешного, нократковременного восстановления реального единства русских земель при Владимире Мономахе (1113 – 1125) и его сыне Мстиславе (1125 – 1132) наРуси сложились формы государственной власти, близкие к тогдашним западноевропейским. Страна вступила в период феодальной раздробленности.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Загальні правила вчинення нотаріальних дій. | Общественный строй Киевской Руси.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 181 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2359 - | 2118 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.