текстовая норма
1) Исторически сложившиеся, принятые в обществе устойчивые правила текстовой деятельности, на основе которых создаются эталонные для определенной сферы общения тексты;
2) система коммуникативно-прагматических, жанрово-стилистических, композиционно-речевых и других норм, соответствующая определенному типу текста, отражающая его многоплановость, коммуникативную сущность, лингвистическую природу и экстралингвистическую ориентацию;
3) гармоничная организация всех элементов структуры текста в соответствии с авторским замыслом и ориентацией на адресата (Н.С. Болотнова).
Текст – законченное информационное и структурное целое, характеризующееся смысловой завершенностью.
От термина следует отличать смежные с ним термины:
Контекст – такая окрашенная языковая единица, которая влияет на ее смысл (языковая догадка, вырвать из контекста – исказить смысл)
Затекст = контекст психологический – ситуация, создания и восприятия текста.
Подтекст – скрытый смысл текст. Есть не в любом тексте.
Свойства текста:
Итак, основными признаками текста являются его цельность, связность, членимость, тематичность, логичность, темпоральность локальность, оценочность, композиция.
Цельность (смысловая) — содержательное единство текста, текст — результат речевой деятельности, так как это речевая деятельность, она как любая деятельность человека имеет цель и мотив.
Мотив и цель определяют предмет речи, а единство предмета речи — это Тема высказывания следующая текстовая категория.
Из этой категории выступают следующие признаки:
• текст — это высказывание на определенную тему
• в тексте реализуется замысел говорящего
• к тексту можно подобрать заголовок
• текст — законченное (автономное) высказывание
• текст имеет начало и конец (т. е. дискретен)
Членимость — категория формы, структурное свойство. Текст состоит из нескольких предложений. Обратите внимание, одно предложение, даже очень распространенное, — это не текст, безусловно это речевое произведение, но не текст, так как его части сочетаются по законам синтаксиса, а текст можно расчленить на самостоятельные предложения. Итак, надо запомнить текст состоит из двух или нескольких предложений.
Связность — структурное свойство. Текст — сложный объект, состоящий из нескольких предложений связанных между собой по смыслу и формально, в особые группы (Пешковский, Лосев, Гальнерин и др.)
Основу связности составляет «коммуникативная преемственность», т. е. каждое предложение строится на базе предыдущего.
Тема, как и авторский замысел, — существенный и необходимый признак всякого текста.
Это экстралингвистический фактор, который входит в ядро текста и определяет его структуру.
Тема — предмет речи, который выступает субъектом тезиса текста. Тема — сфера действительности, общая проблема, (предмет) в рамках которой создан текст. Тему можно определить, ответив на вопрос, О чем говорится в тексте. Формулируется тема с помощью назывных предложений (двух — трех предложений).
Тема выражается в тематических группах, которые составляют тематическое поле тематического единства.
Основной тезис (главная мысль) — точка зрения автора по данной теме, предмет содержания и его основной признак. Чтобы сформулировать тезис надо ответить на два вопроса: о Чем Говорится в тексте и Что говорится об этом предмете.
Тезис бывает высказан непосредственно в текстах с ярко выраженной воздействующей функцией. В некоторых случаях тезис «растворен» в тексте, тогда он реконструируется путем сжатия текста. Часто один текст содержит несколько тезисов, которые располагаются последовательно, логично выстраивая содержание. Ключевые слова — базовые слова и фразы, которые несут главную смысловую нагрузку, отражают логику изложения, повторяется в тексте.
Логичность. Общий смысл текста выясняется постоянно на основе наполнения и анализа информации его минимальных смысловых частей микротекстов, т. е. сам текст — это отражение процесса формирования смысла.
Информационная роль фрагмента зависит от самого состава и последовательности расположения.
Логика изложения и логика рассуждения не всегда совпадает.
Логичность не имеет специальных языковых средств выражения.
Тональность текста, или эмоционально-экспрессивное содержание; — это текстовая категория, в которой отражается психологическая установка автора текста. Поле тональности содержит в себе психологическое самораскрытие автора, которое обладает эффектом усиленного воздействия на адресата текста.
Оценочность отграничивается от эмоционально-экспрессивного содержания — это связано только с различной (интеллектуальной) оценкой.
Оценка отражает авторское представление о положительном или отрицательном содержании явления и отношение к адресату речи на основе логической дихотомии «хорошо — плохо». В языке в поле входят лексическая пара и ее вариант: Очень хорошо, плоховато, отлично и т. д.
«Мать ждала письма, но так и не дождалась (Скрытый авторский вывод осуждение детей).
Темпоральность текста (текстовое время)
Время и пространство — универсальные свойства всего материального, это необходимое условие мира явлений. Текст как отражение определяет фрагмент действительности.
— Объективное время — это относительно адекватное отражение времени реального (исторического, календарного).
— концептуальное время «отражение идеальных сущностей, которые выведены на базе» анализа реальности концептов и концепций. Различение этих временно в точке отсчета. Точка отсчета — это некое условное «теперь», «сейчас», от которых можно оттолкнуться и выстраивать временную перспективу текста. Средства языка — это слова и словосочетания, передающие значение времени: вчера, завтра, в будущем, во время войны, времена года: летом, зимой.
Локальность текста (текстовое пространство), которое тесно связано с темпоральностью.
— объективное пространство, которое представляет отраженное подобие реального мира, оно пропущено через воспроизведение.
— другие виды пространств: концептуальное, психологическое, социальное.
Исходная точка в локальной системе координаций является некие точки «здесь» в применении к речи.
В сочетании ее с аналогичной точкой темпоральности «сейчас» образуется исходный пункт текстового хронотопа: «Я — здесь — сейчас». Базовые языковые единицы — средства пространственного действия, слова, семантика которых является абстракция отношения определенных частей, сторон объекта к самому тексту: низ, верх, сторона, поверхность.
Композиция текста представляет собой единство внутренней структуры содержания, внешнего его деления на части и сами эти части (их совокупность).
— Стуктурная целостность текста выражается в наличии структурно-смысловых частей:
Вступления (введение, зачин, экспозиция), основной части и концовки.
— Заголовок отражает тему или основную мысль,
— Вступление конкретизирует ее и задает пространственно-временную развертку смысловых блоков основной части,
— Основная часть, которая состоит из нескольких смысловых частей, содержит развитие темы, определяет подтемы, детали, аргументы
— Заключение — свертывание информации целого текста, концовка завершает текст.
Текст никогда не моделируется одной текстовой категорией, а только всегда их совокупностью. Целый текст — коммуникативная система, текстовая категория — это одна из коммуникативных линий этой системы, которая материализовалась языковыми средствами. Таким образом, текст мы понимаем как коммуникативную речевую реализацию авторского замысла.
Типы текстов:
1. Нехудожественные и художественные тексты
2. Письменные и устные тексты (письменный всегда подготовлен, а устный может быть и нет)
3. Ненапряженные (логически развернуты, хорошо структурированы, без пропуска смысловых звеньев.Возможно с включением достаточного количества повторной информации) и напряженные (наоборот)
Типичные ошибки в построении текста
1. Нарушение логики изложения
2. Искажение фактуальной информации
3. Несоответствие заглавию/подзаголовку текста
4. Немотивированный повтор/пропуск информации
5. Несоответствие объему композиционных частей (нет заключения, в заключении оказывается нет заключения, ого)
6. Смысловое несоответствие, языковая бедность
7. Некорректное шрифтовое и цветовое выделение.