Лекции.Орг


Поиск:




Административное зачисление язычников в христианство




Император Константин чем дальше, тем все больше и больше давал власть в руки епископов, рассматривая их как своих ближайших чиновников. Постепенно на язычников оказывалось все большее давление с целью заставить их перейти в христианство. Постепенно Константин подходил к такому моменту, когда он намеревался одним росчерком пера всех подданных Римской империи в административном порядке зачислить в христианство.

Донатистский спор

Во времена Константина в церкви возникли два больших спора, на которых нам следует остановиться. Прежде всего, поговорим о споре донатистов. После смерти епископа Карфагенского Менсурия было созвано совещание близживущих епископов и некоторых пресвитеров для избрания нового епископа Карфагенского. Пресвитеры Ботр и Целесий, каждый для себя, жаждал получить кафедру епископа Карфагенского. Но епископом Карфагенским был избран уважаемый диакон Цецилиан. Ботр и Целесий возглавили оппозицию против Цецилиана.

В конфликт вмешался епископ Донат, созвавший церковное совещание из семидесяти человек и объявивший посвящение Цецилиана в епископы незаконным на том основании, что Цецилиана посвящал епископ, который во время гонений, ради спасения своей жизни, выдал гонителям церковные книги и имущество. Цецилиан отказался признать решение этого собрания, возглавляемого Донатом. Тогда Донат со своими сторонниками заявили о своем выходе из общей церкви и о том, что они теперь представляют из себя особую, истинную церковь. Цецилиан и другие епископы объявили Доната и его сторонников сектантами, отделившимися от истинной всеобщей христианской церкви.

Слух об этом дошёл до императора Константина. По его указанию в 313 году в Риме был назначен собор из двадцати епископов. Решение состоялось в пользу Цецилиана, который призвал Доната к примирению и соединению. Но донатисты отвергли это предложение и просили Константина еще раз пересмотреть дело с привлечением епископов из Африки, Италии, Сицилии и других мест. В 314 году Константин повелел для рассмотрения этого дела созвать епископов из разных римских провинций. Это было самое большое собрание епископов, до сих пор такого собрания еще не было. Решение снова было в пользу Цецилиана.

Донатисты просили императора в третий раз рассмотреть их дело и хотели, чтобы Константин лично вынес решение. В 316 году Константин единолично еще раз рассмотрел это дело и подтвердил решения в пользу Цецилиана. Он предпринял ряд репрессивных мер против донатистов, но затем сказал, что предоставляет это дело суду Божию. На этом конфликт не кончился. К донатистам примкнул и ряд других епископов. Сам по себе вопрос, из-за которого получился спор, настолько ничтожен, что о нем и не следовало бы упоминать на страницах истории, если бы он не повлек за собой серьезные последствия. Секта донатистов, возникшая во времена Константина, существовала в продолжение трех столетий. И возникла она не на почве расхождения в учении, не на почве каких-либо других важных вопросов, а только на почве несогласия с избранием Карфагенского епископа. Если бы у епископов было должное христианское смирение, любовь и стремление к миру, то они не стали бы из-за ничтожного вопроса раздувать такой конфликт, который длился три столетия. Гордость, алчность и тщеславие были причиной этого конфликта. Среди донатистов появились "пророки", которые уверяли, что Бог благоволит только к донатистам.

Арианство

Не малую смуту принесло и арианство. Арий был родом из Ливии. По описанию, он был человеком строгой жизни и серьезной наружности. Но за этой внешностью скрывалось тщеславие и честолюбие. Арианство было продолжением гностицизма, о котором мы ранее говорили. Арий, как и гностики, отрицал божественность Христа. По мнению Ария, Христос не Бог, а первый и совершеннейший из сотворенных Богом существ, Он выше всех ангелов и архангелов, но ниже Бога Отца. Епископ Александр обвинил Ария в богохульстве. "Безбожный Арий, - воскликнул он, - ты, предтеча антихриста, осмелился высказывать хулу против божественного Спасителя".

Учение Ария было осуждено, а сам он был отлучен от церкви, как еретик. Церковный историк Евсевий частично соглашался с Арием, между ними была оживленная переписка. У Ария нашлось вскоре много сообщников.

Первый вселенский Никейский собор (325 г.)

В этот спор вмешался император Константин, думавший, что его присутствие и власть способны избавить церковь от внутренних раздоров. Константин написал письмо Александру и Арию, в котором осуждал их спор о бесполезных вопросах. Как видно, для Константина не имело никакого значения - Бог ли Христос или же первый из сотворенных Богом существ. Иначе он не назвал бы этот спор бесполезным. Константин послал в Египет епископа Хосия с особым поручением устранить спор. Но Александр и Арий отказались выслушать увещание посланца самого императора. Тогда Константин решил глубже вкинуть в суть спора. Он принял решение создать совещание всех епископов Римской империи. В июне 325 года в городе Никее в Вифании собрался Первый вселенский собор, на котором присутствовало триста восемьдесят епископов и, кроме того, много пресвитеров и диаконов. Историк Евсевий, также присутствовавший на этом соборе, пишет: "Цвет духовенства от бесчисленных общин Европы, Африки и Азии находился теперь в сборе". Это было совершенно необычное зрелище и для самих епископов. Многие из них еще совсем недавно вернулись с каторги и на своих телах имели следы пыток. А теперь они собрались во дворце в Никее, и сам император Константин председательствует на их собрании, какого еще никогда не было. Здесь были буквально все епископы из всех частей Римской империи. Тот факт, что председательское место на соборе занимал император, говорит о полном подчинении христианской церкви римскому императору. Участник этого собора историк Евсевий пишет, что все епископы, пресвитеры и диаконы, затаив дыхание, ждали появления императора. Наконец он вошел в зал. Его одежда была украшена золотом и драгоценными камнями. Все собрание поднялось с мест при его входе. Он подошел к золотому, приготовленному для него креслу. После того, как пропели хвалебную песнь императору, он начал свою речь. Собор продолжался больше двух месяцев, и Константин присутствовал на большей части заседаний, а также лично знакомился с многими епископами.

Диакон Афанасий

Внимание всех участников собора привлек молодой диакон Афинасий, ставший затем в скором времени епископом. После выступления, вызванного на собор Ария, слово взял Афанасий. Его выступление было в силе Духа Святого. Опираясь только на слово Божие, Афанасий ярко и убедительно доказал ересь Ария, его устами сказал как бы Сам Господь Свое слово на этом соборе. Это еще раз подтверждает мысль, что во все периоды христианства были любящие Христа служители. Может быть, и они по некоторым второстепенным вопросам и имели неверные понятия, но они, искренне любили Христа, и Он их в нужный момент использовал как Своих ангелов, как Своих посланников. Все доводы Ария разлетелись вдребезги, весь собор проникся глубоким уважением к доселе мало известному диакону Афанасию.

Никейский символ веры

На соборе был составлен краткий символ веры, в котором было подчеркнуто, что Бог один в трех лицах. Этот так называемый "Никейский символ веры" был подписан всеми собравшимися епископами, за исключением нескольких ариан. Одобрил решения собора и император Константин, заявивший при этом, что он отправит в ссылку всех, кто не подчинится этим решениям. Как только ариане услышали об этом, они поскорее поспешили и свою подпись поставить под символом веры, принятом на этом Никейском вселенском соборе. Только два епископа - Секунд и Феона, египтяне по происхождению, вместе с Арием продолжали отстаивать его взгляды. Все трое были по приказу Константина высланы в Иллирию.

Кроме арианского вопроса, на этом вселенском соборе решались и некоторые другие, менее важные вопросы. Собором заинтересовались и языческие философы, некоторые из них приехали в Никею и беседовали с христианскими епископами. По окончании заседаний собора император Константин устроил для христианских епископов великое пиршество. Однако вскоре после Никейского собора настроение Константина в отношении Ария изменилось.

В 327 году Константин вдруг усомнился в правильности решения Никейского собора. Он приказал вернуть Ария из ссылки и вызвал его к себе для беседы. Испугавшийся Арий, не ожидавший ничего доброго от этого вызова к императору, заявил, что он согласен с учением о Боге Отце, Сыне и Духе Святом. Удовлетворившись этим ответом, Константин вернул из ссылки и друзей Ария. Но Арий и его друзья стали опять, где это было возможно, высказывать свои прежние взгляды.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 242 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

993 - | 811 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.