В 284 году на римский престол взошёл Диоклетиан. В 286 году он принял Максимиана в качестве соучастника управления империей с титулом августа, а в 292 году к управлению были еще допущены Галерий и Констанций с титулами кесарей. Внешне при Диоклетиане импраторская власть облеклась в республиканские формы, получилось как бы коллегиальное управление империей. Он установил новую форму администрации. Сам Диоклетиан осуществлял общее руководство, а также особо занимался Фракией, Азиатскими провинциями и Египтом, Максимиану было поручено заниматься Италией и Африкой; Галерий получил Иллирию и страны по реке Дунаю, а Констанций получил Галлию, Испанию и Британию. Свою столицу Диоклетиан перенес из Рима в Никомидию.
Диоклетиан был равнодушен к христианам, Констанций относился к ним с сочувствием, Максимиан и Галерий - враждебно. Галерий всячески возбуждал Диоклетиана против христиан. Однако сначала Диолектиан не поддавался на подстрекательство, но затем поддался. В течение двух недель во дворце дважды вспыхивал пожар, и в поджоге обвинили христианскую прислугу. Диоклетиан отдал приказ о новом гонении.
В книге "Откровение" мы читаем слова Христа, обращенные к Смирнской церкви: "Будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр.2,10). В первых трёх главах книги "Откровение" имеются послания Христа семи церквам. Эти послания имеют две стороны. С одной стороны, в них дается характеристика семи христианских общин, которые действительно существовали во времена апостола Иоанна. Из послания к этим общинам христиане всех времен и народов могут извлечь для себя ценные уроки. Но, кроме того, эти семь посланий имеют и другую сторону: они имеют глубокий пророческий смысл. Из многих общин, существовавших в то время, Христос выбрал только эти семь, и в семи посланиях к ним аллегорически нарисовал картину всей истории христианства. Семь церквей "Откровения" - это семь периодов в истории христианства.
Слова Христа "Будете иметь скорбь дней десять" относятся к Смирнской церкви, которая собой символизирует второй период христианской истории. Этот период начинается вскоре после первых дней христианства и простирается до официального признания христианства в начале четвертого века. В словах: "Будете иметь скорбь дней десять" - имеется пророческий намек на десять яростных гонений на христиан, которые были в этот период. Имеются в виду гонения при императорах Нероне, Домициане, Траяне, Марке Аврелии, Септимии Севере, Максимине, Деции, Валериане, Аврелиане и наконец, Диоклетиане.
Гонение при Диоклетиане от прочих гонений отличается тем, что им было дано указание сжигать книги Священного Писания. Гонение при нем приняло широкий государственный размах.
До императора дошёл слух о восстании против римлян в Армении и Сирии. Среди населения этих стран было много христиан, и император охотно признал их зачинщиками восстания. Он подписал новый эдикт об аресте епископов, пресвитеров и диаконов. Вслед за вторым эдиктом вышел и третий, в котором христиане объявлялись врагами государства. Эдикт предписывал: всех, кто откажется отречься от христианства, принуждать к этому посредством пыток. Многие служители церкви после этих эдиктов были казнены или отправлены на каторжные работы в рудники.
Диоклетиан подписал и четвертый эдикт, согласно которому репрессии обрушивались не только на служителей церкви, но и на рядовых верующих.
Первого мая 305 года Диоклетиан отрекся от престола, его примеру последовал и его соправитель Максимиан. Другие два соправителя - Констанций и Галерий заняли после этого ещё более высокое положение; к ним было добавлено еще два соправителя - Максимин и Север. Констанций был благорасположен к христианам, а его преемник Константин, сменивший его в 306 году, показал себя еще более расположенным к христианам.
В конце третьего и в первых годах четвертого века страшные стихийные бедствия обрушились на Римскую империю, что, конечно, и явилось причиной ухода Диоклетана с престола. Восстания, страшная засуха, голод, эпидемия чумы были в разных частях империи. Везде царствовали страх и смущение. В этой обстановке еще оставшиеся на свободе христиане показывали примеры истинной любви к ближним, ухаживая за больными. Испуганные язычники приписывали свои страдания гневу неба за гонение христиан. Вскоре после ухода Диоклетиана с престола главный вдохновитель гонений Галерий был поражен страшной болезнью. Он весь покрылся зловонными язвами; с ним невозможно было быть в одной комнате. На одре своей болезни он написал новый эдикт, в котором пытался оправдать свои жестокости, применяемые к христианам, заботой об общественном благе и о единстве государства. Он признал, что по отношению к христианам были допущены крайности, и дает указание, чтобы гонение на них было прекращено. Через несколько дней после подписания этого эдикта Галерий умер. Так окончилось последнее сильнейшее гонение на христиан.