Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философские аспекты древневосточной мысли. Философские учения в древнем Китае и Индии.




Древний восток считается колыбелью философской мысли. Именно здесь на протяжении длительного времени были сформированы первые философские идеи. Под "древневосточной философией" понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до нашей эры в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии. Существенными чертами этой философии, выделяющей её в ряду других философских систем, являются:
* Размытость границ между философским и религиозным дискурсами.
* Ярко выраженный иррационализм.
* Приоритет онтологической проблематики над гносеологической.
* Интровертность мышления.
* Отсутствие антропоцентристской перспективы в познании.

Классическую форму древневосточная мысль обрела в Индии и Китае. Сохранилось достаточное количество письменных источников, дающих возможность, на основе анализа религиозно-философских систем Индии и Китая, составить представление о сущности и содержании древневосточного способа философствования.

В основе специфики восточной философии лежит своеобразие Востока как типа культуры.

Причины своеобразия восточной культуры
* Климат и география.
* Традиционализм культуры.
* Громадная роль религии в общественной и индивидуальной жизни.
* Особенности антропологии и психологии людей Востока.

Особенности восточного мышления
* Оно более интровертно, чем западное мышление.
* Оно скорее эмоционально-образное, чем логическое.
* Разум понимается более широко, чем на Западе: это не столько человеческая способность, сколько космическая сила.
* Для восточного мышления не характерен антропоцентризм.

Школы древнекитайской флософии: Конфуцианство – этико-политическая проблематика. Основоположник был Конфуций. Он считал своим главным долгом поведать ученикам о культурном наследии прошлого. В центре его внимания - вопросы о нравственной природе человека, о семье и об управлении государством. Центральное понятие - жень (человек, человеколюбие), определяющее закон идеальных отношений между людьми в соответствии с «принципом взаимности»: «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Этот принцип воплотился в разработанной им концепции «благородного мужа». Здесь говорится о гуманности, почтительности к старшим, этикете, долге и справедливости. Конфуцианство стало религией и люди почитали Конфуция как первого учителя, данного Богом. Даосизм. Основоположник – ЛаоЦзы. Центральное место в даосизме занимают природа и сущность Дао и Дэ и проявление их в природе и обществе. Дао понимается прежде всего как Великий Путь, которому следует Вселенная а Дэ – добродетель, посредством которой Дао себя проявляет. Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи - все понятия и ценности относительны. Все в мире подчинено естественно выбранному небом закону, в котором сокрыто бесконечное разнообразие и вместе с тем порядок. Человек должен стремиться взаимодействовать с вещью или миром как целым, поэтому синтез предпочтительнее анализа. Даосизм наставлял человека на непосредственное постижение любого целого, будь то предмет, событие, явление природы или мир как целое. Он учил стремиться к спокойствию души и интеллектуальному пониманию всякой мудрости как какой-либо целостности. Для достижения такой позиции полезно абстрагироваться от всяких связей с обществом. Полезнее всего размышление в одиночестве. Основная идея практической философии или этики Лао-Цзы - принцип неделания, бездействия. Всякое стремление что-нибудь сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования. Моизм – социально-политическая проблематика

Древнеиндийская флософия Философия зародилась в Индии в сер. I тыс. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечетленной в священных книгах – ведах. Сущностной особенностью древнеиндийской философии явля­ется религиозный характер большинства ее школ. Основные школы: 1)Ортодоксальные – признают веды священными книгами и базируются только на ведах – миманса и веданта; а также признают иные источники знания – ньяя, вайшешика, санкхья, йога. Миманса – «размышление, исследование». Основные принципы школы — обрядность (ортопраксия), антиаскетизм и антимистика. Центральная цель школы — разъяснение природыдхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Веданта-Центральная идея Веданты — идея Брахмана. Брахман раскрывается как безличный абсолютный дух, генетическое и субстанциональное начало, равно как и завершающий конец всего сущего. Из него все вещи происходят, им они поддерживаются и в нем растворяются. Ньяя - Система, в которой делается упор на исследовании метафизических вопросов при помощи логики. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Вайшешика - школа, тяготеющая к метафизическому осмыслению бытия, и представляет космологические аспекты познания.структурный анализ базовых элементов – земли, воды, огня и воздуха – и сопряженных с ними понятий – вкуса, цвета, осязания и запаха. Она стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Санкхья - Ключевыми понятиями системы являются материя и духовное начало. Учит, что существует первичная материальная первопричина мира. Йога - представляет собой совокупность религиозно-философских дисциплин, ведущих к освобождению.
2) Неортодоксальные – не признают веды священными книгами и базируются на иных источниках – буддизм, джайнизм, чарвака. Чарвака- материалистическая школа, Они указывают, что все непрямые, находящиеся вне процесса восприятия, источники познания, такие, как вывод, свидетельство других лиц и т. д., ненадежны и часто вводят в заблуждение. Поэтому мы не должны верить ничему, кроме того, что мы познаем непосредственно через восприятие. Джайнизм - допускают в качестве источников достоверного познания логические выводы и свидетельства. Буддизм – центральная проблема – освобождение человека от страданий, при уходе из обычной жизни в нирвану. (2школы: хинаяна – узкая; махаяна - широкая)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 493 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.