Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия Аристотеля. Различие материи и формы. Логика и этика Аристотеля.




АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Основоположник формальной логики. Создатель силлогистики. Колебался между материализмом и идеализмом; идеи (формы, эйдосы) — внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. «Ум», разум, отличает человека от животного. Центральный принцип этики — разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек — существо общественное. Наилучшие формы государства — монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), наихудшие — тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства — подражание (мимесис), цель трагедии — «очищение» духа (катарсис).

Шесть форм государства

+ -
Монархия Тирания
Аристократия Олигархия
Полития Демократия

Полития – это умеренная Демократия, когда правят достойнейшие, но в процессе управления и написания законов участвуют все граждане.

Материя и эйдос (форма). Движение.

Аристотель был недо­волен тем, что, по его мнению, платоновские идеи как-то несо­причастны единичным вещам, на их основе никак не объяснить то, что происходит с вещами. Платон не обратился к первым подлинным сущностям, он оперировал вторыми сущностями. Пер­вая же сущность - это просто отдельный предмет, единичное бы­тие. Самобытное единичное бытие Аристотель называет суб­станцией. Это такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии, оно существует в самом себе. Мир есть совокуп­ность субстанций, каждая из них - некоторое единичное бытие. Но что такое само единичное бытие? Как разрешить этот вопрос, на который не нашел четкого ответа Платон?

По Аристотелю, единичное бытие есть сочетание материи и эйдоса (формы). Материя - это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Приме­нительно к отдельному предмету сущностью всегда оказывает­ся форма (шаровидность по отношению к медному шару). Фор­ма выражается понятием. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Когда материя оформ­лена, то нет материи без формы, равно как формы без материи. Выходит, что эйдос - форма - это и сущность отдельного, единичного предмета, и то, что охватывается этим понятием.

Всякая вещь имеет четыре причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие {начало движения) и цель ("то, ра­ди чего"). Но и действующую причину, и целевую причину оп­ределяет эйдос, форма. Эйдос определяет переход от материи ­вещности к действительности, это основное динамическое и смы­словое содержание вещи. Здесь мы имеем дело, пожалуй, с глав­ным содержательным аспектом аристотелизма, центральный принцип которого - становление и проявление сущности, пер­востепенное внимание к динамике процессов, движению, изме­нению и к тому, что с этим связано, в частности к проблеме вре­мени.

Исходные моменты аристотелевской философии неминуемо приводят к рассмотрению последовательных стадий становле­ния оформленной материи. Существует целая иерархия вещей (вещь = материя + форма), от неорганических объектов до рас­тений, живых организмов и человека (эйдосом человека явля­ется его душа). В этой иерархической цепи особый интерес пред­ставляют крайние звенья.

Возможностно-динамическое понимание Аристотелем всего су­ществующего обусловило целый ряд весьма плодотворных под­ходов к разрешению тех или иных проблем, в частности к про­блеме пространства и времени. Аристотель рассматривал их вслед за движением, а не просто как самостоятельные субстанции. Пространство выступает как совокупность мест, каждое место принадлежит какой-то вещи. Время есть число движения; подобно числу, оно является одним и тем же для различных движений.

Логика и методология.

В трудах Аристотеля значительно­го совершенства достигла логика и вообще категориальный, т.е. понятийный, анализ. Многие современные исследователи счита­ют, что самое главное в логике сделано именно Аристотелем.

Аристотель весьма подробно рассматривает ряд категорий, ка­ждая из которых выступает у него в трояком виде: 1) как род бытия; 2) как форма мысли; 3) как высказывание. Категории, которыми особенно умело оперирует Аристотель, суть следующие: сущность, свойство, отношение, количество и качество, движе­ние (действие), пространство и время. По поводу каждой из этих категорий Аристотель формулирует множество ценных идей, которые и поныне привлекают внимание исследователей.

Но Аристотель оперирует не только отдельными категория­ми, он анализирует высказывания, взаимоотношения между ко­торыми определяются тремя знаменитыми законами формальной логики.

Первый закон логики - закон тождества (А есть А), т.е. по­нятие должно употребляться в одном и том же значении. Вто­рой закон логики - закон исключенного противоречия (А не есть не-А). Третий закон логики - закон исключенного третьего (А или не-А истинно, "третьего не дано").

На основе законов логики Аристотель строит учение о сил­логизме. Смысл сил­логизма состоит в том, что в нем два крайних термина SиР со­единяются посредством третьего М, общего обеим посылкам. В итоге получается определение, называемое выводом. Силлогизм нельзя отождествлять с доказательством во­обще. Есть доказательства, которые отличаются от силлогизмов.

Аристотель весьма четко раскрывает содержание знаменито­го сократовского диалогического метода. Диалог содержит: 1) по­становку вопроса; 2) стратегию задавания вопросов и получения ответов на них; 3) правильное построение умозаключения. Од­нако сама по себе логика не дает знания эйдосов, общих прин­ципов. Отыскание первых начал дело не логики, а философии (метафизики), т.е. осуществляемого в ее рамках умопостиженияэйдосов. Философское творчество, по Аристотелю, нельзя втис­нуть в рамки логики.

Общество. Этика.

В своем учении об обществе Аристотель бо­лее конкретен и дальновиден, чем Платон, вместе с последним он считает, что смысл жизни не в удовольствиях, как считали гедонисты, а в совершеннейших цели и счастье, в осуществле­нии добродетелей. Но вопреки Платону благо должно быть достижимым, а не потусторонним идеалом. Цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели – это приобретаемые качества, среди них наиважнейшие - мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармо­ничным сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Этику в целом Аристотель определяет как практи­ческую философию.

Аристотель связывает определенное государственное уст­ройство с принципами. Принцип аристократии - добродетель, принцип олигархии - богатство, принцип демократии – свобода и нищета, в том числе духовная. Аристотель рассуждает весьма фундаментально, в этом сила его философских размыш­лений. Что же касается его собственных предложений (он вы­сказывается в пользу монархии и политии), то на них лежит печать принадлежности Аристотеля к городу, государству, по­лису.

Аристотель фактически подвел итог развитию классической древнегреческой философии. Он создал весьма дифференцирован­ную систему знаний, освоение которой продолжается и поныне.

Билет № 18





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 264 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.