Проблема человека – важнейшая в философии. Вопрос о природе человека с древности был центральным в философских размышлениях. Изречение Сократа «Познай самого себя» стало девизом многих философских учений.
Изучением проблемы человека занимается философская антропология. Философская антропология как самостоятельный раздел философии сформировался на рубеже XIX– ХХ вв. В то же время в развитии философской мысли можно выделить ряд этапов в развитии взглядов на проблему человека.
В античной философии человек рассматривался с позиций космоцентризма – как часть космоса, микрокосм, подчиняющийся общим законам макрокосма. Особая заслуга в постановке проблемы человека принадлежит Сократу: он впервые поставил человека, смысл его существования в центр философских размышлений, определил сущность человека как единство тела и души. Аристотель впервые определил социальную сущность человека («человек – политическое животное»).
В средневековой философии сложился теоцентричный подход к проблеме человека. В системе христианского мировоззрения человек рассматривается как существо, в котором неразрывно и в то же время противоречиво связаны два начала: духовное – возвышенное, данное свыше, и телесное – низменное, земное. Августин Аврелий представлял душу как независимую от тела и именно в ней видел сущность человека. Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, считал, что в человек занимает промежуточное положение между животными и ангелами.
В философии эпохи Возрождения человек рассматривался с позиций антропоцентризма – как центр мироздания, как венец эволюции природы и как деятельное, разумное существо.
В философии Нового времени высшей ценностью бытия провозглашается человеческий разум. Главной сферой человеческой деятельности признается научное познание, цель которого определяется как преобразование природы, подчинение ее интересам человека. Именно в этот период сложился новый тип отношения человека к природе – установка безграничное господство над ней.
В философии марксизма сложился деятельностныйподход к пониманию сущности человека. Определяющим условием становления и развития человека признается коллективная трудовая деятельность. Труд рассматривается как основа формирования социальных качеств человека: мышления, языка, общения, убеждений, ценностных ориентаций и т.д.
Русская философия всегда носила антропоцентрический характер: тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой для русских мыслителей. Судьба человека рассматривалась русскими мыслителями в неразрывной связи с судьбой всего человечества и мира в целом. Человек понимается не как безличный элемент в мировом процессе, а как творческое существо, его великая миссия – установить в мире гармонию. Особое место проблема человека занимала в русской философии 2-й половины XIX – начала ХХ вв. В философии всеединстваВ.Соловьева сложился идеал Богочеловечества как свободного единства всех людей. В религиозном экзистенциализме Н.Бердяева человек представляет собой сложное единство личности и индивида. Индивид – существо биологическое, подчиненное природной необходимости. Личность – явление духовное, сущность человеческой личности – свобода и творчество, которая реализуется только в общении с другими людьми.
В западной философии ХХ в. большинство трактовок человека носит иррациональный характер.
В «философии жизни» Ф.Ницше сложился новый идеал личности – «сверхчеловек» – сильный человек, свободный от морали, с максимальным уровнем воли к власти.
В философии экзистенциализма подлинное человеческое бытие сводится к переживанию своего бытия в мире, к осмыслению «своего Я», то есть того, чем человек является для самого себя.
Представители философии психоанализа сущность человека, главный мотив его деятельности видят в сфере бессознательного.
В аналитической философии человек рассматривается, прежде всего, как существо, владеющее языком и реализующее себя через использование языка. Именно использование языка в качестве средства общения приводит к возникновению проблем в человеческом обществе, и в этой же языковой сфере эти проблемы могут решаться.
Представители герменевтики считают, что сущность человека реализуется через понимание им мира, преодоление границ между человеческим сознанием и окружающей действительностью.
В философии постмодернизма человек рассматривается как существо, бунтующее против однообразного, обыденного, скучного, коллективного, тоталитарного.
Современная философия характеризуется возрастанием интереса к проблеме человека. Основная тенденция современного подхода к проблеме – поиск целостной, интегральной концепции человека. Среди причин повышенного внимания к проблеме человека можно назвать следующие:
- бурное развитие наук, что, с одной стороны, предоставляет новые данные о человеке и его возможностях, а с другой – показывает ограниченность естественнонаучного подхода к изучению человека;
- трансформация индустриальной цивилизации в информационное общество, что повышает роль человеческой индивидуальности, творческой деятельности;
- демократизация общества и развитие свободы личности;
- появление новых проблем, связанных с развитием человеческой цивилизации, духовный кризис общества, что обострило внимание к вопросам смысла жизни человека и т.д.
2. Рационалистическая метафизика 17 века: Декарт. Вопрос о методе.
Декарт излагает основы своей метафизика как учения о наиболее общих принципа бытия и знания.
Декарт обосновал метод «картезианского сомнения ”: сомневаться во всем, в чем можно усомниться. Одно в чем можно не сомневаться — сам факт существования. — «Мыслю, следовательно существую ”. Это выражение отражает существо теории познания. Этот принцип делает мысль более достоверной, чем материю, и свое сознание — более достоверным чем сознание других.
В основе познания лежит интеллектуальная интуиция, которая начинается с сомнения. Положение «Мыслю, следовательно существую” — первопричина исходной интеллектуальной интуиции, из которой выводятся все знания о мире. Далее на основе дедукции разум выводит из интуитивных воззрений необходимые следствия. Центральное понятие картезианской метафизики — субстанция. Прежде всего Д. разделял Бог и сотворенный им мир.. Субстанцией является только Бог. При этом сотворенный мир делится на два рода субстанций — духовные и материальные. Т.о. Д. допускал три субстанции — Бога, дух и материю. Духовная субстанция обладает врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. Эти идей — воплощение естественного света разума. К врожденным идеям прежде всего относится идея Бога как существа всесовершенного, а также математические и др. научные идеи. Духовные субстанции неделимы. Сущность духовного начала — умозрение. Материальная субстанция делима до бесконечности. Материальная субстанция отождествляется с природой, главный ее атрибут — протяженность. Все в природе подчинено механическим законам, которые могут быть исследованы с помощью математической наука — механики. Из природы Д. изгоняет понятие цели. Материальные и духовные начала равны. Метафизика Д. — это дуализм субстанций (духовной и материальной). На ней основывается два учения — материалистическая физика, как учение о протяженной субстанции и идеалистическая психология, как идея о субстанции мыслящей. Связующее звено между ними — БОГ, который внес в природу движение и обеспечил действие ее законов. Д. был одним из основателей классической механики. Именно им создано представление о природе, как о гигантском механизме. Д. расщепляет всю действительность на объект и субъект. Субъект — носитель познаватель действия, объект — то, на что направлено действие. Субъектом является мыслящая субстанция — «Я”. Рационализм Д. основывается на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания.
Билет № 15