Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Функции философии в обществе.




Мировоззренческая функция философии занимает центральное положение в ряду других. Обусловлено это прежде всего тем, что сама философия — тип мировоззрения и как таковая включает в себя целостную совокупность знаний и представлений человека об объективном мире и своем месте в нем. Следовательно, мировоззренческая функция философии несет с собой огромный потенциал рациональности. И именно в силу этого опора на разум и свободу позволяет человеку самостоятельно формулировать свое жизненное кредо, то есть веру и следовать ей в своем социальном поведении и личных поступках. Чем демократичнее общество и государство, тем больше создается реальных возможностей для осуществления свободного выбора граждан.

Гносеологическая функция философии призвана обеспечить уяснение сложных взаимоотношений, складывающихся между субъектами и объектами в процессе познавательной деятельности. Ее область — отношения познающего и познаваемого, истина как таковая и ее критерии. Поскольку речь идет преимущественно о сложных вопросах философской теории и о познавательном процессе, данная функция философии определяется как теоретико-познавательная. Оно касается прежде всего вопроса о том, познаваем ли мир. Данная философская функция реализуется двумя путями. Первый из них рационалистический (лат. rationalis — разумный), другой — эмпирический (гр. empeiria — опыт). Рационалисты возвышают в познании разум, недооценивая опыт и опытное знание. Эмпирики, напротив, абсолютизируют в познавательных возможностях человека роль опыта, эксперимента, игнорируя абстрагирующие возможности человеческого ума, интеллекта. В открытой форме рационализму противостоит иррационализм (лат. irrationalis — неразумный), делающий в познании ставку на интуицию субъекта, его инстинкты, «натуру». Таким образом, гносеология, или философская теория познания, включает различные подходы к познавательному процессу, которые нуждаются в специальном рассмотрении и квалифицированной оценке.

Методологическая функция философии также связана с познанием, но только с точки зрения применения в нем определенных методов, позволяющих получить познающим субъектом искомые результаты, сведения об объекте. Природа метода познания носит двойственный характер. Он субъективен, поскольку применяется человеком (обществом) сознательно, в соответствии с его выбором, явно выраженной волей. Одновременно метод объективен, поскольку не носит произвольного характера: любой метод избирается и применяется с обязательным учетом особенностей конкретного объекта исследования. Следовательно, метод познания субъективен по своему носителю и объективен по своему содержанию.

Аксиологическая функция философии также весьма полезна и важна как для теории, так и практики. Она оперирует ценностями, которые присущи явлениям объективного мира не по самой их природе, а в силу того, что они стали неотъемлемой составной частью общественной практики, бытия человека, например его призвание, долг, смысл жизни, благородство и т. п., а также их антиподы, антиценности— зло, корысть, бесчестие и др. Аксиологической функции философии присущи свои очевидные гуманистические, воспитательные и образовательные (педагогические) аспекты.

Интегрирующая функция философии заключается в ее способности объединять, синтезировать знания, добытые частными науками в целях получения более общего знания, освобожденного от деталей, подробностей, носящих непринципиальный, временный и местный характер. Тем самым достоинства конкретного анализа действительности подкрепляются и обогащаются преимуществами теоретического абстрагирования, что расширяет, горизонты науки, ускоряет ее прогресс. Данная функция существенно важна для развития всей духовной сферы, а также углубленного познания социальных и политических отношений и процессов.

2. Марксистская философия и её развитие в XX веке. Основные представители, проблемы и идеи.

В XX веке в западной философско-социологической мысли возникла альтернативная версия марксизма, которая получила название неомарксизм. Неомарксизм - это направление, представители которого (Эрих Фромм, Ю. Хабермас, Л. Альтюсер, Г. Маркузе) заявляя о своей приверженности классическому марксизму, тем не менее, считали необходимым его обновление путем соединения с неофрейдизмом, экзистенциализмом, структурализмом, герменевтикой. Для неомарксизма характерно критическое отношение как к капиталистической системе и западной цивилизации, так и к «советскому» варианту марксизма, являвшимся важным фактором создания советской модели социализма.

Неомарксизм - явление многоплановое и неоднородное. Тем не менее, в нем можно выделить два основных направления: сциентистское и гуманистическое. Сциентистское направление в неомарксизме, ориентированное на работы Маркса позднего периода, складывалось под влиянием идей структурализма. В центре внимания гуманистического направления оказалась проблема человеческой субъективности. Данное направление опирается на работы Маркса раннего периода. Полагая, что проблема бытия человека в обществе должна быть центральной проблемой в любой философской концепции, представители гуманистического неомарксизма указывают на недостаточную разработанность данной проблемы в классическом марксизме.

Так Г. Маркузе как- представитель фрейдомарксизма критически освещает ряд важных проблем современного социального кризиса, касающихся положения человека в обществе, социализации личности. Исследуя процессы социальных и идеологических манипуляций, Маркузе фиксирует особый тип личности, сформировавшийся в развитом индустриальном обществе, названный теоретиком неомарксизма «одномерным человеком». Одномерный человек характеризуется полной утратой социально-критического отношения к социальной действительности, это человек, сознанием которого можно успешно манипулировать. Одномерный человек не ощущает отчуждения, так как нормы и установки современного общества перестали осознаваться им как противостоящие его сущности. Маркузе утверждает, что «одномерным» сегодня является не только человек, одномерными стали общество, культура, мышление.

 

Билет № 6





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 406 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.