В последние годы место и роль национального государства как главного субъекта власти и носителя суверенитета, его перспективы подвергаются переоценке в связи с теми процессами и сдвигами, которые происходят на уровне международно-политической системы. Особенность нынешней ситуации состоит в увеличении числа реальных субъектов мировой политики вследствие интенсификации в последние десятилетия процессов интернационализации, универсализации и глобализации.
Наиболее ярко эти процессы проявляются в постоянно укрепляющейся тенденции к экономической и политической интеграции, регионализации и образовании множества межгосударственных и международных неправительственных организаций, приобретающих все более возрастающую роль в качестве активных субъектов мировой политики. Растущее влияние на конфигурацию, характер и функционирование международно-политической системы оказывают транснациональные и многонациональные корпорации.
Эти сдвиги и перемены не могут не сказываться на роли и функциях отдельно взятых государств. Результатом их действия является, в частности, то, что благосостояние простых граждан более не зависит исключительно от усилий, предпринимаемых правительствами их стран. Во все более растущей степени они оказываются в зависимости от действий и решений, например, по таким вопросам, как обменный курс, установление процентных ставок, валютная политика, кредит и т.д., принимаемых далеко за пределами их собственных стран, другими правительствами или международными организациями.
Благодаря прогрессирующему размыванию границ между национальными экономиками проблемы, ранее считавшиеся исключительно внутриполитическими, в возрастающей степени приобретают международно-политический характер. Имеет место беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики: растет значимость внутриполитических последствий внешней политики и внешнеполитических последствий политики внутренней. Все меньше остается сфер, в которых правительство отдельного государства могло бы принять чисто внутренние решения, не оказав в той или иной степени влияния на внутреннюю политику других стран. Темпы технологических изменений, особенно в сфере информатики и телекоммуникаций, способствуют ускорению этого процесса.
Однако, сознавая действительность и значимость этих реалий, было бы преждевременно списать национальные суверенные государства в архив истории. Национальные государства отнюдь не отказываются от своего суверенитета. Основополагающими элементами международно-политической системы остаются суверенные национальные государства, каждое из которых ревниво защищает свою независимость, в конкурентной борьбе с другими государствами стремится сохранить свободу действия и приверженность максимизации национального благосостояния и влияния.
Фактом является то, что государство, наряду с семьей, языком, культурой и т.д., является одним из неискоренимых фундаментальных институтов, составляющих инфраструктуру жизнедеятельности человека как существа общественного. В основе государства как формы политической самоорганизации человеческих сообществ лежит стремление людей к достижению стабильности внутреннего и внешнего мира. Не случайно Б.Н. Чичерин рассматривал государство в качестве главного двигателя и творца истории.
В этом смысле государство не есть выражение определенного отдельно взятого, скажем, только экономического, только социального, только культурного или иного аспекта существования человеческого сообщества или же выражением голого экономического интереса. «Государственное устройство народа, — писал Г. В. Ф. Гегель, — образует единую субстанцию, единый дух с его религией, с его искусством и философией... с его культурой вообще».
Если бы это было так, то государство могло бы иметь в лучшем случае лишь форму своего рода олигархической республики. В действительности же экономическое господство собственников уживается с разнообразными политическими формами — как с диктатурой, так и с демократией. Имущие классы, конечно, стремятся превратить институты власти в орудие своего господства. Однако принципы политической самоорганизации человеческих сообществ, заложенные в основу государственного устройства, обеспечивают значительную степень его независимости от тех или иных экономических и соответственно социально-классовых интересов.
Государство — такое образование, в котором в различных сочетаниях представлены и тесно сплетены этнические, национальные, социальные, культурные, имущественные и гражданские интересы людей. Разумеется, здесь ключевое значение имеет основополагающая цель, нерасторжимо объединяющих их независимо от всех неизбежных разногласий, противоречий, конфликтов. Этой целью является прежде всего реализация общей воли, обеспечение общего блага всех граждан государства. Любое государство может существовать до тех пор, пока всех или большинство его граждан объединяют общая воля и общий интерес к совместному проживанию в едином политическом сообществе.
Достаточно мысленным взором окинуть, например, огромные пространства России, чтобы убедиться в том, насколько пестр и многолик ее социальный и политический ландшафт, различающийся множеством региональных, этнических, национальных, религиозных, социальных, экономических и иных красок. В стране борются множество конкурирующих, противостоящих друг другу интересов. Обострение противоречий и конфликтов между ними способно привести к нагнетанию напряженности в обществе, а то и к усилению сепаратистских настроений в национальных республиках, отдельных регионах.
И все же, как показывает исторический опыт, то, что объединяет различные народы, республики и регионы России, всегда перевешивало то, что их разъединяет. Ведь Россия — не составленный произвольно конгломерат территорий и культур, а нерасчленимое, органическое целое, связанное единой социально-экономической и культурной инфраструктурой, интересами национальной безопасности всех народов, потребностью обеспечения оптимальных условий для их экономического, социального и духовного развития.