Петр Киле
Предисловие.
Заговорив о красоте женщин, я пришел к исходному, к философии любви Платона, которая у него непосредственно связана с красотой в полном соответствии с греческой мифологией и философией, в основе которых лежит эстетика, восприятие действительности - природы, жизни человеческой, искусства, Космоса - как прекрасной действительности. Любовь - сущее, Красота - высшая цель, а стремление к красоте и есть любовь.
Любовь (Эрос) - это движущая сила всего сущего; именно любовь обнаруживает себя как сущее, его потенцию и проявление, первоначально, казалось бы, из пустоты, из ничто. Но ничто как вселенское ничто уже нечто, и вселенская пустота - это всего лишь инобытие Вселенной, которой нет ни края, ни конца.
Из представлений древних о первоначалах необходимыми оказываются лишь два: Эрос и Хаос - вселенская пустота, чреватая своим инобытием, что есть праформа, - и здесь проступают две жизнетворящие силы - Любовь и Красота, первоначально они могут предстать как Вражда и Уродство. Естественная история развития флоры и фауны на Земле в течение сотен миллионов лет от тех же хвощей и динозавров до растительного и животного мира с начала человеческой истории показывает все это наглядно без всякой символики мифов.
Но в мифах всех народов мира с различными вариациями, в самых неожиданных образах описывается происхождение Вселенной и развитие жизни на Земле... Из всех мифологий мира именно древнегреческая обладает вочеловеченной образностью, гуманистична изначально... Представления о флоре и фауне, о богах у греков антропоморфны, перед нами вочеловеченная история о происхождении мира, всего сущего... Они говорят о богах как о прообразах людей, прекрасных и бессмертных, со всеми человеческими страстями... Перед нами вочеловеченная природа, в которой проступают две первосущности - любовь и красота, воплощение коих и есть Афродита.
Античная философия любви и красоты.
Считается, что первую философскую концепцию любви формулирует в своей поэме «О природе» Эмпедокл (V век до н.э.). Он выступает против чисто мифологического восприятия действительности и создает новую картину мира, основанную на природно-космических первоначалах. Он выделяет огонь, называя его Зевсом, землю, называя ее Герой, а также воздух и воду, и говорит, что эти природные стихии древнее самих богов.
Они под воздействием космических сил - Любви и Вражды - и создают мир... У Эмпедокла первоначально в космосе царила одна Любовь, соответственно и мир, затем проступает Вражда, которая приводит мир к хаосу и беспорядку, но силой Любви в мире снова воцаряется гармония. И эта борьба космических сил извечна. Но сквозь хаос и беспорядок всегда достижима гармония.
Любовь - это взаимное влечение всех элементов, с преодолением отталкивания, что проявляется во Вражде. Любовь - связь всех вещей и элементов, без нее космос распался бы. Такую же роль Любовь играет и в жизни людей, соединяя их с небом и землей и между собою. «Она-то считается врожденною смертным членам, - говорит Эмпедокл, - благодаря ей у них (людей) являются дружелюбные помыслы, совершают они дружные дела, прозывая ее Гефозиной (радостью), а также Афродитой (наслажденьем)».
Эмпедокл не обходится без мифологических образов, но создает свою версию мифа. Также поступает и Платон (427-347 до н.э.) в его знаменитом «Пире». Он сочиняет весьма странную и примитивную сказку о рождении Эрота от Пении (Бедность) и Пороса (Богатство), богов по его разумению. На пир богов по случаю рождения Афродиты Пению не пригласили, а Пороса пригласили; охмелев изрядно, сей бог вышел во двор, упал и заснул, - Пения, чтобы что-то иметь, и воспользовалась случаем: зачала от спящего выпивохи Эрота. Поэтому Эрот беден, но по отцу Поросу вроде бы всем обладает, прежде всего знаниями, он мудрец и даже колдун, а поскольку зачат на пире в честь богини любви и красоты тянется к красоте. При этом Эрот даже не бог, а демон, связующее звено между богами и людьми.
Платон придумал столь примитивный миф, чтобы наделить Эрота определенными свойствами, коими по сути он обладал как сын Афродиты и Гефеста (отнюдь не Ареса), как сын богини, которого она должна была родить тайно в лесах Кипра и оставить там в надежде, что звери позаботятся о нем, ведь Зевс повелел убить сына Афродиты, поскольку прознал, что родится бог, которому будут подвластны все - и люди, и боги. И он?!
Платона не только не смущает, что существуют другие варианты мифов об Эроте, наоборот, для него представляют интерес все варианты, ибо суть не в них уже, а в смысле любви и красоты, что он раскрывает поверх мифов, то есть от мифологии любви переходит к философии любви, как и Эмпедокл, но сфера его интересов не натурфилософия, а эстетика. В этом все дело.
Как известно, Эрот (Эрос) - бог любви, один из древнейших. Это самое общее представление об Эроте смыкается с Афродитой Уранией и Афродитой Пандемос, соответственно и Эротов два. Эрот воплощает космическую силу, которая проявляется во всем - и в животных и в растениях, и в человеческих душах. Эрот - это бог любви, благодаря которому человек тянется к красоте, к молодости, к рассудительности, к нежности, то есть ко всему, чем прекрасна жизнь.
Из речей собеседников Сократа в «Пире» Платона особняком стоит речь Аристофана об андрогинизме, будто бы люди первоначально совмещали в себе женское и мужское начала и каким-то образом умудрились провиниться перед Зевсом, и он разделил их на отдельные половинки, которые стремятся друг к другу, чтобы обрести целостность. Но это явно частный случай, который не имеет особого смысла, как и любовь к мальчикам, и страсть лесбиянок.
Платон, создав собственную версию о рождении Эрота и его природы, по сути, остается в пределах мифологии любви с Афродитой и Эротом, связывая любовь и красоту, только впервые устанавливает характер взаимосвязи между ними.
Любовь - это жажда явления в мире, зарождения и воплощения, поэтому любовь - это жажда красоты, при этом сама красота воплощает любовь, есть потребность любви... Все это мы наблюдаем в природе, особенно наглядно в строении человеческого тела, разумеется, прежде всего женского... Женщина в пору ее цветенья - это идея любви и красоты, или богиня, как у древних греков, Афродита...
«Вот каким путем нужно идти в любви - самому или под чьим-либо руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх - от одного прекрасного тела к двум, от двух - ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это - прекрасное», - это говорит Диотима Сократу.
Любовь у Платона - жажда познания, жажда неведомого, что человек лишь предчувствует, предугадывает, и эта жажда познания непосредственно связана с красотой во всех ее проявлениях, что всякий знает из своего опыта жизни. Философия любви, сформулированная Платоном за две с половиной тысяч лет тому назад, конкретна и актуальна и сегодня.
Во всяком случае, все детство и юность я горел жаждой любви и познания и шел от одного тела к двум и так далее, не буквально, конечно, но придет пора и буквально, и какой из этих опытов продуктивнее - еще трудно сказать, разумеется, для годов учения и творчества. В юности и в молодости приходит пора, когда ты поднимаешься на новую ступень познания - прекрасных нравов, пора юношеской мировой скорби или хандры Онегина...
Кто-то естественно обзаводится потомством, ибо воспроизводство рода - это жизнетворчество, рождение в любви и в красоте... Так, платоническая любовь не есть нечто отвлеченное, или романтическое, как думают, а самая что ни на есть житейская история миллионов людей на Земле.
Нередко из детей вырастают столь прекрасные создания, что в них просвечивают, по крайней мере, в юности и в молодости лучезарные проблески высшей красоты. Но заметить эти проблески красоты дано далеко не всем. Любовь как познание высшей красоты - это высшая ступень познания всего прекрасного на Земле в череде столетий и тысячелетий.
Философия любви у Платона естественно оказывается эстетикой, поскольку для него любовь - стремление к прекрасному, к эстетическому переживанию-постижению красоты. Вообще всякое эстетическое восприятие даже внешних форм природы и вещей, эстетическое переживание картин природы и искусства, эстетическое переживание красоты есть проявления любви.
Комментируя «Пир», А.Ф.Лосев пишет: «Эстетическое переживание есть любовь. Любовь есть вечное стремление любящего к любимому. Это стремление завершается браком как в чувственной, так и в духовной области. Результатом брака является порождение нового, в котором любящий и любимая уже даны в виде устойчивого достижения, где оба слиты до неузнаваемости. Эти достижения являются объективациями любви, будь то в чувственной области, будь то в области духа... Таким образом, эстетическое и в своем субъективном аспекте есть любовное стремление, и в своем объективном аспекте пронизано этими же любовными стремлениями».
Платон в диалоге «Федр» возвращается к теме любви, рассматривая ее в аспекте божественного вдохновения, то есть созидающей творческой силы. Для наглядности он души сравнивает с колесницей, которую тянут два коня в разные стороны, один добрый, другой злой. Соответственно души, устремленные ввысь для созерцания истины, обретают крылья, одни возносятся, а другие падают на землю. Рождение крыльев мучительно и сладостно.
«Она (душа) неистовствует и от исступления не может она ни спать ночью, ни днем оставаться на одном месте. В тоске бежит она туда, где думает увидеть обладателя красоты». Так Эрос проявляется в душах как неистовство, экстаз и чувство блаженства. Так происходит рождение прекрасных вещей как законов природы и государства, так и созданий искусства...
Следует заметить, философия любви и красоты, сформулированная Платоном на исходе эпохи классики, кроме частностей, не есть его изобретение, а попытка анализа представлений о любви и красоте, сложившихся в мифологии, чем сполна воспользовался Гомер и что записал Гесиод и что явилось основой развития лирики, театра и пластических искусств Эллады.
Уже в первопричинах Троянской войны проступает нечто неожиданное: спор богинь о красоте, - в спор, кто из них прекраснейшая, вступают Гера, Афина и Афродита, хотя, казалось бы, ясно: разве не богиня красоты? Зевс уклоняется от решения спора, вероятно, чтобы избежать упреков Геры, и к решению спора богинь призван смертный Парис.
Афродита, кроме своего обаяния, прельщает Париса обещанием дать ему в жены прекраснейшую из смертных женщин - Елену, дочь Зевса, не смущаясь тем, что она вышла замуж за Менелая, а ее женихи со всей Эллады поклялись защищать ее честь. Затем сама Афродита принимает участие в обольщении и похищении Елены. Греки, вместо того чтобы посмеяться над Менелаем, вступаются с оружием в руках за красоту Елены, за прекраснейшую из земных женщин, в Троянской войне принимают участие боги, и в сказаниях о ней рождается национальный эпос - «Илиада» Гомера, в которой явлен мир греков, вечно прекрасная действительность.
Отныне поэма Гомера, в которой проступает впервые классический стиль, становится основой развития лирики, театра, пластических искусств, в которых определяющее место занимает Афродита, можно даже точно сказать, Афродита Книдская Праксителя, когда впервые во всей нагой красоте явилась женщина Эллады, гетера Фрина под видом богини любви и красоты.
Что касается Эрота, он однозначно сын Афродиты и Гефеста, отчего мог исходить Платон, ибо из-за страха Зевса, что богиня родит сына, которому будут все подвластны - и люди, и боги, Эрот оказывается в стесненных природных условиях, с тягой к прекрасному, и получает соответствующее воспитание, с участием харит и муз, спутниц Афродиты и Аполлона. Он тянется к красоте по матери и искусству по отцу, ведь Гефест, хотя и хром, он искуснейший бог-мастер.
Эрот из-за Зевса гоним и преследуем изначально, он остается вечно юным (опять-таки из-за Зевса, ибо, повзрослев, он мог бы отнять у него власть), в его взаимоотношениях с матерью проступает вся философия любви и красоты, включая версию Платона, все это в мифе, что в эпоху эллинизма разыгрывается как сказка Апулея об Амуре и Психее, это отголосок классической эпохи, и в ней снова проступает диалектика мифа о связи любви и красоты, бог любви влюбляется в красоту царской дочери, столь ослепительной, что ее принимают за саму Венеру, сошедшую на землю, и именно она преследует как Психею, так и сына, в чем можно увидеть наступление новой эпохи, христианской...
А как же дело обстояло в самой жизни? Классическая древность тем и прекрасна, что между религией, ставшей с развитием искусства художественной религией, философией и действительностью не было разрыва, как в Средние и последующие века. Античная философия была, по сути, эстетикой, заключающей в своей всеобъемлющей сфере бытия законы природы, мироздания, государства, искусства и морали. Жизнь в греческих государствах имела свои особенности, но именно Афины представляют классическую Грецию.
Приходится отвлечься от участи рабов и неграждан Афинского государства, при этом мы видим зарождение и утверждение демократии в борьбе с тиранией и олигархией, с зачатками социализма, и это в условиях постоянных войн то с персами, то между греками, или со Спартой, зарождение и расцвет классического искусства в Золотой век Афин. Все это предполагало прежде всего высокую степень образования и культуры граждан Афинского государства.
Именно тогда зародилось классическое образование, основанное на поэмах Гомера. Образованием и воспитанием подрастающих поколений занималось государство, но лишь по основным целям и задачам, а школы были в частных руках. Девочек обучали дома - грамоте (по поэмам Гомера, как и мальчиков в школах), ведению домашнего хозяйства, ткачеству и т.п., пению, танцам и игре на музыкальных инструментах.
Хотя и считается, что затворничество женщин в пределах семьи и дома отражалось на их развитии, что вряд ли справедливо. Женщины с детьми наравне с мужчинами посещали многодневные, с утра до вечера шедшие театральные представления и другие празднества, девушки и юноши принимали участие в Панафинейских играх в честь города и Афины. Какое же это затворничество? А в Спарте и девушки принимали участие в публичных гимнастических упражнениях, при этом обнаженными.
Образованием и воспитанием мальчиков занимались основательнее, ведь их готовили к военной службе и к управлению государством. В восемнадцать лет они вступают в эфебы (призывники), проходят уже настоящую военную подготовку, что сочетается со слушанием лекций по литературе, музыке, геометрии и риторике. В девятнадцать лет они несут настоящую службу в городе при необходимости или посылают их на защиту границ.
У эфебов своя униформа и самоуправление. Они очень горды своим положением и соответственно смотрят на сверстниц, скромных и тайных, а то и явных, зрительниц их возмужания. Юность естественно тянется к юности, тем более что им не сойтись: девушек рано выдают замуж и за уже взрослых мужчин, а юноши лишь ближе к 30 встретятся в браке с юностью из другого поколения.
Но, можно не сомневаться, именно эта пора юности и первой молодости, пора платонической любви, вынесенная Платоном из опыта своей юности, была пронизана непрерывными токами любви и стремлений к красоте и формировала афинян. И ошибаются те, кто говорит о бездуховности греков по сравнению с христианами, путая духовность (культуру и долг) с религиозностью и моралью, односторонне выделенными в христианстве взамен жизни, искусства и науки.
Вот торжественная клятва афинской молодежи:
«Я не опозорю священного оружия и не брошу стоящего рядом со мной, кто бы он ни был. Я приду на помощь обрядам государства и святым службам - в одиночку и вместе с товарищами. Тем, кто придет за мной я передам мою родину, не умаленной, но большей и лучшей, чем когда я ее получил. Я буду повиноваться тем, что в положенное время станут судьями; я буду повиноваться принятым уставам и любым другим правилам, которые будут введены в действие народом. Если кто попытается уничтожить уставы, я не допущу этого, но отражу покушение - один и вместе со всеми. Я клянусь чтить веру предков».
Высокая гражданственность и патриотизм пронизывают Золотой век Афин. Это любовь к отечеству. Грек одержим и любовью к богатству, отсюда его предприимчивость. Ведь богатство необходимо для жизнестроительства да по законам красоты. Грек одержим любовью к мудрости, он прирожденный и деятельный философ, как Сократ, чертами которого попытался наделить Платон Эрота, превратив его из бога любви, что он очень хорошо знал, в демона, чтобы сделать его связующим звеном между богами и людьми. Грек одержим созданием прекрасных вещей, ибо они дают ему бессмертие. Классическая Греция в самом деле, став основой цивилизации и культуры Рима, взошла вновь в эпоху Возрождения в Европе, отбросившей ее наследие в столетия упадка.
© Петр Киле