Искусные законы определяются тем, насколько они справедливы. "Вообще повсюду причиной возмущений бывает отсутствие равенства, коль скоро это последнее оказывается несоответственным в отношении лиц, находящихся в неравном положении".
Но: "Равенство же бывает двоякого рода: равенство по количеству и равенство по достоинству... Вообще ошибка --- стремиться провести повсюду тот и другой вид равенства с его абсолютной точки зрения".
По Аристотелю, справедливость не есть равное распределение благ и не есть правый суд. Справедливость есть правильная оценка объема и степени сложности труда, которая проявляется в обмене и может измеряться деньгами.
"Некоторым кажется, что воздаяние равным безусловно справедливо... Однако воздаяние равным нельзя подвести ни под понятие распределяющей справедливости, ни под понятие уравнивающей".
Речь идет о том, что никогда нельзя кому-либо разделить что-нибудь, по справедливости. Несправедливо также и то, когда люди из общего блага, например, земли, хватают каждый кто сколько может. В любом случае здесь действует грубая сила или корыстная хитрость.
Понимание социальной справедливости в Европейском Средневековье.
Бог, как известно, любит троицу. Вот и понятие «социальная справедливость» имеет три основные значения, которые сегодня не различаются и поэтому постоянно склеиваются. Первое значение –справедливость как ценность индивида. Поскольку, однако, почти у каждого из нас свои ценности, то это значение справедливости соответственно у каждого свое. Коммунисты под справедливостью понимают одно, либералы другое, правозащитники третье, консерваторы четвертое, националисты ‒ пятое и т.д.; да и внутри каждой из указанной категории понимание социальной справедливости может различаться, поскольку и коммунисты (либералы, правозащитники и т.д.) могут иметь разные ценности.
Второе значение социальной справедливости – общее для определенного времени и социальной системы. Оно может существенно расходиться с пониманием справедливости отдельным человеком. Например, исповедуемое партией большевиков понятие социалистической социальной справедливости в 20-30-х годах кардинально расходилось с понимаем её миллионами крестьян, интеллигенции, верующих (не говоря уже об остатках буржуазии).
Третье значение социальной справедливости устанавливается в результате взаимодействия двух предыдущих, например, если некто осознает, что его ценности расходятся с общепринятыми и старается выработать такой, по сути, компромиссный взгляд на социальную справедливость, который бы обеспечил ему нормальную жизнь.
Поворот индивидуального гуманизма в гражданское русло (КолюччоСолютани)
Однако, «примирение и слияние гуманистической позиции и гражданского духа стали возможными лишь только когда Флоренция оказалась в финале кризиса». Таким образом, эпоха гражданского гуманизма, по Барону, начинается с 1402 г., т.е. с окончания противостояния между Флоренцией и миланской синьорией. Во Флорентийской республике, отстоявшей независимость, начинается осмысление своего демократического опыта, пробуждается интерес к истории и этике человеческого поведения, основанной на приоритете гражданственности.
Единый гражданский организм по Гоббсу
Строение государства он уподоблял устройству живого организма: суверена – душе государственности, тайных агентов – глазам государства и т.д. Гражданский мир сравнивался им со здоровьем, а мятежи, гражданские войны – с болезнью государства, влекущей за собой его распад и гибель. Т.Гоббс считал саму природу, вообще все существующее в мироздании устроенными и функционирующими по типу механизма