A) Платон,
B) Аристотель,
C) Т. Мор,
D) Ф. Вольтер.
20. Философско-исторической концепции Августина Блажен.......
соответствует положение:
A) решающая роль в осмыслении истории принадлежит материальному производству и производственным общественным отношениям;
B) решающая роль в осмыслении истории принадлежит изучению смысла истории, законов истории, направленность исторического развития, а также возможностей предвидения будущего;
C) история - это длительный целенаправленный процесс «спасения» человечества, обретение им утраченного единства с Богом;
D) история есть совокупное существование локальных, изолированных друг от друга цивилизаций.
21. Автором книги «Об общественном договоре» является:
A) Августин Блаженный,
B) Ф. Аквинский,
C) Ж.-Ж. Руссо,
D) К. Маркс.
22. Теория общественного договора была создана:
A) Платоном, Аристотелем;
B) Т. Гоббсом, Д. Локком;
C) К. Марксом, Ф. Энгельсом;
D) Д. Бэллом, О. Тоффлером.
23- По мнению Т. Гоббса, нормальным состоянием первобытного человечества было:
A) желание жить в обществе;
B) тотальная вражда;
C) всеобщее благоденствие;
D) демократическое общество.
24. Согласно Г. Гегелю, история есть:
A) смена одной общественно-экономической формации другой;
B) саморазвитие мирового духа;
C) подчинение естественному порядку: одно состояние в обществе сменяется другим;
D) реализация воли божественного Провидения.
25. Философско-историческим взглядам Г. Гегеля соответствует следующее положение:
A) в историческом развитии отсутствует закономерность, поскольку любое историческое явление уникально и неповторимо;
B) история - это длительный целенаправленный процесс «спасения» человечества, обретение им утраченного единства с Богом;
C) история есть саморазвитие мирового духа;
D) история есть совокупное существование локальных, изолированных друг от друга цивилизаций.
26. Автором теории общественно-экономических формаций является:
A) Аристотель,
B) Т. Гоббс,
C) К. Маркс,
D) М. Вебер.
27. По К. Марксу, общественное сознание:
A) абсолютно не зависит от материального производства;
B) всецело зависит от материального производства;
C) исторически связано с общественным бытием при их относительной самостоятельности;
D) все вышеперечисленное.
28. Автором концепции, согласно которой исторический процесс представляет собой закономерную смену общественно-экономических формаций, является:
A) Л. Фейербах,
B) Г. Гегель,
C) К. Маркс,
D) М. Вебер.
29. Немецким социологом, автором работы «Протестантская этика и дух капитализма», в которой отстаивается мысль о связи зарождения капитализма в Европе с протестантизмом, является:
A) О. Шпенглер,
B) М. Вебер,
C) О. Конт,
D)Э.Дюркгейм.
30. Концепции индустриального и постиндустриального общества были созданы:
A) К Марксом;
B) Г. Гегелем;
C) Т. Гоббсом, Д. Локком;
D) Д. Бэллом, О. Тоффлером.
31. С точки зрения Г. Спенсера, сущность общественного прогресса заключается:
A) в переходе «от однородного к разнородному»;
B) в духовном совершенствовании;
C) в развитии человеческого разума;
D) в том, что сама природа, ее внутренний порядок содержит в себе зародыш всякого прогресса.
32. Согласно философской концепции О. Конта:
A) сама природа, ее внутренний порядок содержит в себе зародыш всякого прогресса;
B) прогресс есть результат развития индивидуальных способностей человека;
C) прогресс есть результат развития человеческого разума;
D) прогресс есть лишь матрица с прогресса органического.
33. Согласно концепции К. Ясперса, «ось» мировой истории - это:
A) единое мировоззрение;
B) кульминационный пункт мирового исторического процесса;
C) основа и смысл существования общества;
D) философская вера.
34. Движущей силой истории, согласно концепции А Тойнби, является:
A) творческое меньшинство;
B) пролетариат;
C) производительные силы и производственные отношения;
D) народные массы.
35. В общих чертах азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства можно обозначить как прогрессирующие эпохи общественно-экономических формаций. Так считал:
A) К. Маркс,
B) М. Вебер,
C) А. Ростоу,
D) А. Тойнби.
36. Автором учения о «мировой теургии» является:
A) К. А. Сен-Симон,
B) В. С. Соловьев,
C) С. Л. Франк.
ТЕСТ(к теме №10)
1. Объединение государств для координации деятельности, называется:
А. федерация;
В. конфедерация;
С. союз;
D. коалиция.
2. Политика, это вид отношений, которые возникают между людьми по поводу:
А. материальных ценностей;
В. проявления воли (власти);
С. лидерства;
D. научных знаний;
3. Теория лидерства XX в. это теория:
А. элит;
В. харизмы;
С. черт;
D. ситуаций.
4. Первой классической формой демократического государства явилась:
А. Древний Египет;
В. Афинская республика;
С. Римская империя;
D. Персидская держава.
5. Автором системной трактовки власти является:
А. Т. Парсонс;
В. Г. Моска;
С. М. Вебер;
D. Р. Михельс.
6. Политические ценности относятся к подсистеме общества:
А. социальной;
В. политической;
С. духовной;
D. всем подсистемам.
7. Основной элемент политической системы общества:
А. профсоюзные организации;
В. государство;
С. политические партии;
D. политические отношение.
8. Что не относится к свойствам власти?
А. всеобщность;
В. присутствие во всех сферах деятельности;
С. объективность;
D. объединение людей.
9. Исследованием всеобщих фундаментальных проблем политики занимается:
А. социология;
В. психология;
С. философия;
D. обществоведение.
10. Первыми представителями политической философии были:
А. Сократ и Софокл;
В. Платон и Аристотель;
С. Марк Аврелий и Сенека;
D. Демокрит и Левкипп.
11. Политическая философия как особая область философского знания сформировалось в:
А. V – IV вв. до н.э.;
В. XVII – XVIII вв.;
С. XIX в.;
D. XX в.
12. Любая общественная проблема обретает политический характер, если прямо или косвенно связана с проблемой:
А. экономических отношений;
В. познания;
С. функционирования предприятий;
D. власти.
13. Политика – это:
А. одна из форм общественного сознания;
В. отрасль научного знания;
С. форма устройства общества;
D. совокупность норм и правил.
14. Трактат Аристотеля о государстве называется:
А. «Политика»;
В. «Государь»;
С. «Левиафан»;
D. «Государство и революция».
15. Политика ближе всего, теснее всего взаимодействует:
А. духовной сферой;
В. правом;
С. экономикой;
D. наукой.
16. Политическая система является:
А. самостоятельной изолированной системой;
В. подсистемой конкретной общественной системы;
С. растворяется в системе общества;
D. надстойной над общественной системой.
17. Первые государства, как главный элемент политической системы возникли:
А. III тыс. до н.э.;
В. V в. до н.э.;
С. XV в. н.э.;
D. XVII в. н.э.
18. Сфера общественной деятельности, связанная с участием в управлении государством это:
A. экономика;
B. политика;
C. право творчества;
D. формирование структуры.
19. Человека как «политическое животное» определил:
A. К. Маркс;
B. Н. Макиавелли;
C. Ж.Ж. Руссо;
D. Аристотель.
20. Идею «общественного договора», как предпосылки возникновения государства обосновали:
A. просветители XVIII в.;
B. Конфуций;
C. К. Маркс, Ф. Энгельс;
D. Т. Гоббс.
21. Государство как «Воля, возведенная в закон» определяя:
A. Г. Гегель;
B. В. Ленин;
C. К. Маркс;
D. Г. Плеханов.
22. По территориальному устройству выделяют форму государства:
A. монархия;
B. диктатура;
C. федерация;
D. республика.
23. Социальной причиной политического действия выступают прежде всего:
A. нравственность;
B. духовные интересы;
C. этические отношения;
D. экономические интересы.
24. Политическая власть в обществе реализуется через:
A. политические партии;
B. политические нормы, принципы;
C. политическую систему;
D. общественные организации.
25. К основным ветвям государственной власти не относится власть:
A. исполнительная;
B. судебная;
C. информационная (СМИ);
D. законодательная.
26. Политические режимы подразделяются на:
A. диктаторский и демократический;
B. монархический и парламентский;
C. авторитарный и тоталитарный;
D. федеративный и унитарный.
27. Основной формой легитимации власти является:
A. политический строй;
B. право;
C. общественное управление;
D. традиции и обычаи.
28. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:
A. государству;
B. нации;
C. экономике;
D. науке.
29. Гегель полагая, что развитое общество – это:
A. нравственная реальность;
B. общество всеобщего благоденствия;
C. царство божие;
D. правовое государство.
30. По Гоббсу, государство – это «великий Левиафан», началом рождения которого стало:
A. захват вождем власти в племени и силой покорение остальных;
B. старейшины убеждали всех покориться власти одного человека;
C. жрецы обманом устанавливают власть богатых;
D. каждый человек добровольно отрекается от права владеть самим собой.
31. По Гоббсу государство законы природы:
A. развивает и совершенствует;
B. дополняет;
C. заменяет законами общества;
D. непосредственно использует.
32. По мнению Локка свобода человека:
A. абсолютна и никем не контролируема;
B. относительна, зависит от условий жизни;
C. ограничена свободой других;
D. ограничена силой государства.
33. Локк впервые в философии политики предлагает идею:
A. демократического централизма;
B. просвещенной монархии;
C. разделения властей;
D. общественного договора.
34. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали нередко определяется как:
A. гуманизм;
B. объективизм;
C. цинизм;
D. анархизм.
35. Гуго Гроций обосновал теорию:
A. абсолютного (божественного) права;
B. естественного права;
C. государственного права;
D. элитного права.
36. Государство – это:
A. социальный институт;
B. общественная организация;
C. добровольный союз граждан;
D. корпоративное объединение.
Тест (к теме №11)
1. Общественным животным, наделенным разумом, считал человека:
A) Сократ,
B) Аристотель,
C) Эпикур.
2. Для учения о душе Аристотеля характерны утверждения:
A) душа человека бессмертна;
B) в человеке бессмертен только разум;
C) разум человека не находится в зависимости от тела;
D) человеческая душа состоит из двух частей: высшей - разумной, низшей - чувственной;
3. Для этики Эпикура характерны утверждения:
A) индивид - первичен, все общественные связи и отношения зависят от отдельных лиц;
B) знание само по себе уже есть добро;
C) цель человеческой жизни - счастье, понимаемое как удовольствие;
D) высшее удовольствие - невозмутимость духа;
4. Философия эпохи Возрождения:
A) мыслила человека звеном в природной цепи;
B) рассматривала человека с позиций гуманизма и антропоцентризма;
C) открыла нравственный императив;
D) выделяла в человеке чувственно-эмоциональную природу в качестве определяющей.
5. Понятие личности впервые было сформулировано:
A) в средние века;
B) в эпоху Возрождения;
C) в Новое время.
6. Соответствует ли позиции Ф. Бэкона положение, согласно которому могущество человека не зависит напрямую от знания?
A) Да.
B) Нет.
7. Философы эпохи Просвещения понимали человека как:
A) отдельного, изолированного индивида;
B) образ и подобие Бога;
C) субъекта предметно-практической деятельности;
8. Суть антропологического принципа Фейербаха заключается в признании:
A) что человек есть чувственное существо;
B) что любовь к Богу есть форма подлинной любви;
C) что человек есть историческое существо.
9. Идея, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, что в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений, принадлежит:
A) Г. Гегелю,
B) К. Марксу,
C) К. Ясперсу,
D) 3. Фрейду.
10. Смысл любви, по Вл. Соловьеву, заключен:
A) в любви к Богу;
B) в индивидуальной любви;
C) в спасении в человеке человеческого через «жертву эгоизма».
11. Учение, согласно которому единственной подлинной действительностью является бытие человеческой личности, это:
A) феноменология,
B) герменевтика,
C) экзистенциализм,
D) прагматизм.
12. Когда Аристотель определял человека как «политическое животное», он тем самым хотел сказать, что:
A) только политика может обуздать зоологический индивидуализм человека;
B) политика - главное дело в жизни человека;
C) человек - существо полисное, т.е. общественное.
13. Для средневековой антропологии характерно утверждение:
A) человек есть низшая ступень в иерархии разумных существ;
B) человек - выше космоса, он должен быть господином природы, «повелевать стихиями»;
C) человек есть образ и подобие Бога;
D) человек не может преодолеть свои греховные влечения без благодати.
14. Для понимания человека в эпоху Возрождения характерно:
A) человек есть прежде всего животное, т. е. живое тело, наделенное разумной душой;
B) человек есть образ и подобие Бога;
C) человек есть творец самого себя и в этом его отличие от других природных существ;
D) утверждение, что человек есть низшая ступень в иерархии разумных существ.
15. Философы эпохи Просвещения понимали человека как:
A) образ и подобие Бога;
B) субъекта предметно-практической деятельности.
16. Мысль о том, что человек по своей природе добр, принадлежит:
A) Ж.Ж. Руссо,
B) Т. Гоббсу,
C) К. Марксу,
D) М. Веберу.
17. Понятие личности впервые сформулировано:
A) в эпоху античности;
B) в средние века;
C) в эпоху Возрождения;
D) в Новое время.
18. Высказывание «Мыслю, следовательно, существую» принадлежит:
A) Д. Локку,
B) Б. Спинозе,
C) Т. Гоббсу,
D) Р. Декарту.
19. Высказывание «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» принадлежит:
A) Г Гегелю,
B) К. Марксу,
C) М. Веберу,
D) Э. Дюркгейму.
20. Состояние переживания человеком своей зависимости или причастности некоторому большему или высшему порядку называется... (напишите как).
21. Характеристика своеобразия личности, ее неповторимости и уникальности черт называется... (вставьте слово).
22. Способность человеческого духа в единичном видеть всеобщее, согласно М.Шеллеру, называется... (напишите как).
23. Положение, что человек есть единственный, универсальный и высший предмет философии, впервые выдвинул:
A) Г. Гегель,
B) К. Маркс,
C) Л. Фейербах,
D) М. Шелер.
24. Свойство потока сознания быть направленным вовне, на внешний мир, в феноменологии называется... (вставьте слово).
25- Внимание на абсурдности человеческого бытия акцентировал:
A) Л. Фейербах,
B) К. Маркс,
C) М. Хайдеггер,
D) А. Камю.
26. Способность человека добиваться сознательно поставленных целей, преодолевая естественную необходимость, называется...(вставьте слово).
27. Совокупность психических функций, процессов и комплексов, о содержании и влиянии которых на самого себя человек непосредственно не отдает себе отчета, называется... (вставьте слово).
28. Целеполагающая и обязательно предметно-преобразующая деятельность человека называется... (напишите как).
29. Основными проблемами, рассматриваемыми в персонализме, являются:
A) проблема свободы и нравственного воспитания человека;
В) проблема бессознательного;
С) проблема коммуникации как вовлечения людей в преобразование мира;
D) доказательство бытия Бога.
30. Учение, согласно которому единственной подлинной действительностью является бытие человеческой личности, это:
A) феноменология;
B) герменевтика;
C) экзистенциализм;
D) позитивизм.
31. Высказывание «Моральность есть стадный инстинкт в отдельном человеке» принадлежит:
A) И. Канту,
B) Ф. Ницше,
C) А. Шопенгауэру,
D) А. Камю.
32. Одна из основных модальностей сознания, свидетельствующая о принадлежности человека полноте или целостности Мира, форма непосредственного сопричастного знания - это:
A) вера,
B) мышление,
C) чувство.
33. Вина - это:
A) экзистенциальное переживание своего унижения от осознания того, что не сделал чего-то, хотя мог и должен был сделать как человек;
B) бессмыслица, то, что не имеет смысла, т. е. не связано с целым, а потому непонятное;
C) позиция моральной ответственности за то целое, которому человек принадлежит (семье, роду, обществу, человечеству, Миру), выражающая то онтологическое обстоятельство, что человек есть существо, открытое миру и поэтому «отвечающее за все».
34. Моральное сознание начинается с того момента, когда субъект понимает:
A) относительность этих категорий и необходимость личного свободного выбора;
B) абсолютность этих категорий и необходимость подчиняться им;
C) бессмысленность этих категорий и право на свободу воли.
35. Содержанием «категорического императива» является моральный принцип:
A) поступай с другим как хочешь;
B) поступай с другим так же, как с тобой поступают;
C) поступай только так, будто принцип твоего поступка есть всеобщий закон.
36. Автором понятия «категорический императив» является:
A) Г.-В. Гегель;
B) И. Кант;
C) Л. Фейербах.
Тест (к теме №12)
1. Культура есть универсальный способ или форма существования человеческого сообщества, основанного на... (впишите три основных способа существования культуры).
2. Общей чертой всех этих аспектов культуры является то, что каждый из них выражает способ достижения:
A) понимания,
B) знания,
C) умения.
3. Первоначальный смысл идеи культуры:
A) воспитание,
B) поклонение,
C) искусственная среда.
4. Исходная оппозиция культуры:
A) культура - натура;
B) культура - природа;
C) культура - жизнь.
5. Если в природе царствует необходимость и причинно-следственные зависимости, то в культуре:
A) свобода и смысловые отношения;
B) зависимость и абсурдность.
C) Нет.
8. Архетип - это:
A) культурные иллюзии;
B) культурные первообразы;
C) культурные изделия.
9. Автором понятия «архетип» является:
A) К.Г. Юнг,
B) О. Шпенглер,
C) 3. Фрейд.
10. Архетипы - это форма проявления:
A) коллективного бессознательного;
B) индивидуального бессознательного.
11. Форма речевого общения, в которой Истина (Смысл) возникает из единства различных высказываний - это:
12. Материальная (т.е. пространственно - локализованная) вещь, которая служит в качестве представителя некоторой другой вещи, выступает посредником между материальной и идеальной сторонами бытия, это:
A) символ,
B) знак,
C) артефакт.
13. Архетип культуры, выражающий принцип жизни, который противоположен труду это:
A) наслаждение,
B) творчество,
C) игра.
14. Область культуры (культурная форма), в рамках которой на основе творческого или эстетического отношения человека к миру происходит создание и восприятие художественных произведений, это... (впишите слово).
15. Социальная форма диалога - это:
A) обмен,
B) дар,
C) коммуникация.
16. К специфическим свойства мифа можно отнести:
A) единство желаемого и действительного, слова и вещи;
B) персонификацию природных сил;
C) синкретическое (внутренне нерасчлененное) представление о явлениях природы и общественной жизни;
D) все вышеперечисленное.
17. Правомерным определением мифологии можно считать:
A) систему научных представлений о мире, обществе и человеке;
B) бессознательно-стихийную ложь первобытного человека;
C) праформу (первую, исходную форму) духовной культуры человечества;
D) иррациональную составляющую человеческого бытия.
18. Образование - процесс усвоения индивидуумом знаний, умений и навыков (культурных образцов) в той мере, в которой результатом выступает:
A) общество,
B) личность,
C) культура.
19. Культурная норма поведения, разновидность традиции:
A) стереотип,
B) обычай,
C) этикет.
20. К какому типу относится религия, основанная на стремлении к установлению человеческого (народного или группового) всеединства на почве избранного «священного объекта»: царя, государства, идеологии, техники и т.п. (в рамках этого типа возникают разного рода культы: культ личности, культ знания (разума) и пр.)?
A) Эго-центрическому;
B) Социо-центрическому;
C) Космо-центрическому.
21. Теизмом называется:
A) полагание Абсолюта в качестве Бога и стремление к установлению (некогда разорванной) связи человека с ним;
B) полагание связи Бога и мира, которая представлена в форме тех законов, по которым живет человек и природа;
C) отрицание существования персонального Бога, замещение его неким безличным законом, энергетическим центром мироздания и т. п.
22. Культурный феномен, который призван представлять одно через другое, целое через часть, духовное через материальное, есть:
A) знак,
B) произведение искусства,
C) символ.
23. Симулякр - это образ отсутствующей реальности?
A) Да.
B) Нет.
24. Главная особенность современной культуры состоит в том, что на первое место выходит:
A) процесс создания произведений, т. е. новаторство и творчество;
B) накопление предметности (ценностей - книг, произведений искусства, фиксированных знаний, техники и пр.);
C) процесс передачи (трансляции, копирования) содержания созданных образцов, досгигнутого уровня знания (в межличностном общении, системе массовых коммуникаций, обучении).
25. Осмысленная вещность - предмет, который позволяет человеку реализовать себя как сознательное существо, - это:
A) символ,
B) знак,
C) ценность.
26. Язык:
A) является базовым элементом и феноменом культуры;
B) не является базовым элементом и феноменом культуры.
27. Идею культуры как «технэ» выразил:
A) Платон,
B) Аристотель,
C) Августин.
28. Культура является частью «жизненного порыва», поэтому в ней должна находить воплощение «творческая эволюция», - считал:
A) И. Кант,
B) О. Конт,
C) А. Бергсон.
29. Разделения понятий культуры и цивилизации придерживался:
A) Н. Бердяев,
B) Дж. Вико,
C) Г. Гердер,
D) О. Шпенглер.
30. Автором концепции культуры «Вызов - Ответ» является:
A) В. Соловьев,
B) А. Тойнби,
C) 3. Фрейд.
31.3. Фрейд понимал культуру как:
A) систему запретов;
B) среду для формирования человеческой уникальности;
C) как материальную среду человека.
32. Современную эпоху как «кризис культуры» рассматривали:
A) постмодернисты,
B) А. Швейцер,
C) X. Ортега-и-Гассет,
D) все перечисленные.
33. Г. Гердер является:
A) автором самой первой систематической концепции культуры;
B) основателем теории локальных культур;
C) автором концепции конфликта культуры и жизни;
D) автором первой педагогической системы.
34. Мистическое понимание, согласно которому культура создает такой тип человека, который способен вместить в себе сверхразумный смысл бытия, в идею культуры привнес:
A) И. Кант,
B) Г. Гегель,
C) В. С. Соловьев.
35. Взглядам И. Канта соответствует следующее суждение о культуре:
A) искусство является высшей формой культуры;
B) препятствием к складыванию единой культуры является религия, которая вырабатывает предрассудки, разъединяющие людей на враждующие культуры;
C) культура - это мир свободы, где человек существует, руководствуясь законами не природной необходимости, а свободного разума;
D) первичным фактором развития культуры является сфера экономических отношений.
36. Сторонником идеи единой и универсальной культуры из философов Просвещения был:
A) Г. Гердер,
B) Ф. Вольтер,
C) оба философа.
Приложение – 1
ГЛОССАРИЙ
Абсолют – основная категория философии Шеллинга, означающая наличие высшей духовной сущности.