В.способствует совершенствованию профессиональных знаний;
С.является средством общения всех людей между собой;
D.служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации.
21. "Бессознательное" в современной философии - это:
А.явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
В.рефлекторные процессы в организме человека;
С.все, что не осознается человеком;
D.нечто, присущее только отдельному человеку.
22. С позиции субъективного идеализма сознание:
А.тождественно бытию;
В.первично;
С.вторично;
D.нейтрально.
23. Понятие "душа":
А.тождественно сознанию;
В.шире сознания;
С.уже сознания;
D.не связано с сознанием.
24. Будучи осмыслением реальности, сознание реализуется в виде:
А.отдельных идей;
В.практической и теоретической деятельности;
С.поступков;
D.художественных образов.
25. Кардинальной характеристикой сознания является:
А.представление;
В.абстракция;
С.цель;
D.обобщение.
26. Учение о цели (целеполагании) это:
А.аксиология;
В.онтология;
С.телеология;
D.гносеология.
27. Р. Декарт в вопросе соотношения материи и сознания стоит на позиции:
А.плюрализма;
В.монизма;
С.агностицизма;
D.дуализма.
28. Сознание обладает:
А.консерватизмом и инертностью;
В.относительной активностью и самостоятельностью;
С.пассивным восприятием;
D.простотой отражения.
29. К функциям сознания не относится функция:
А.активно-отражательная;
В.объяснительная;
С.производительной силы;
D.конструктивно-критическая.
30. С точки зрения физикализма сознание есть:
А.самостоятельная независимая субстанция;
В.несамостоятельная субстанция, она есть порождение материи и объясняется с точки зрения физики, химии, биологии;
С.свойство мозга отражать объективную действительность;
D.есть надчеловеческая сущность, это "мозг материи".
31. Что сознание есть свойство высокоорганизованной материи - мозга, отражать объективную действительность - это позиция:
А.солипсизма;
В.объективного идеализма;
С.умеренного материализма;
D.физикализма.
32. Предпосылкой возникновения и функционирования сознания не является:
А.трудовая деятельность;
В.инстинкты;
С.развитие языка (информации)
D.социальная среда.
33. Отражение в живой природе соответствует форме движения материи:
А.физической;
В.биологической;
С.химической;
D.механической.
34. Биологической предпосылкой сознания является:
А.генетический код;
В.рефлексы;
С.мозг;
D.психика.
35. Политическое сознание - это:
А.Структура политической системы;
В.совокупность знаний о политике, политической системе и умение применять их на практике;
С.система политических образов;
D.деятельность политических лидеров и политических структур.
36. Идеаторность сознания - это:
А.направленность на предмет;
В.независимость от социальной среды;
С.тождественность материальному объекту;
D.способность творить и воспроизводить идеи.
Тест (к теме №6)
1. Формирование образов реальности посредством отвлечения свойств от их носителей и вещей от условий их существования есть:
A) гипостазирование,
B) философствование,
С) абстрагирование.
2. Внутренняя способность человека к конструированию идеальных образов называется:
A) восприятие,
B) ощущение,
C) воображение,
D) моделирование.
3. Для философской герменевтики основной категорией является:
A) знание,
B) понимание,
C) представление.
4. Теоретическое предположение о сущности предмета познания, которое вызревает вместе с постановкой проблемы и является необходимой предпосылкой для начала научного исследования, называется:
A) версия,
B) гипотеза,
C) заблуждение.
5. Сущность, которая определяет видимое движение, изменение, поведение вещей и событий, называется:
A) закон,
B) детерминизм,
C) факт.
6. Мировоззренческая позиция, имеющая место как в философском, так и научном познании, согласно которой все явления причинно обусловлены, называется... (впишите слово).
7. Противоположная ей позиция называется... (впишите слово).
8. Укажите суждение, означающее идею познаваемости мира:
A) можно получить исчерпывающее знание о мире.
B) нет предела развитию знания.
C) имеющееся знание, проверенное практикой, не может быть уже исправлено.
9. Сократу принадлежит изречение:
A) «Познай самого себя»,
B) «Человек есть мера всех вещей»,
C) «Я знаю, что я ничего не знаю».
10. Бытие и мышление тождественны - утверждал:
A)Пармепид,
B) Фалес,
C) Демокрит.
11. Идею, что добродетель тождественна знанию, первым выразил:
A) Сократ,
B) Платон,
C) Плотин.
12. Понятие «эйдос» является ядром учения о познании-.
A) Парменида,
B) Платона,
C) Аристотеля.
13. Понятие «эйдос» предполагало-.
A) чувственные свойства вещи;
B) общие образы вещей.;
С) сущность вещи.
14. Платон именовал познание... (впишите слово).
15. Родоначальником логики является:
A) Платон,
B) Аристотель,
C) Гегель.
16. Тот, кто сомневается в достоверности любого знания, является
A) рационалистом,
B) скептиком,
C) aгностиком,
D) эмпириком.
17. Представителем агностицизма является:
A) И. Фихте,
B) Г. Гегель,
C) И. Кант.
18. Философское направление, признающее разум основой познания
и поведения людей, это:
A) номинализм,
B) эмпиризм,
C) рационализм,
D) реализм.
19. Выделите правильное суждение. Эмпиризм:
A) признает чувственный опыт источником нашего знания;
B) принижает роль чувственного восприятия;
C) утверждает, что разум обладаег способностью постигать не только частное, случайное, но и всеобщее, необходимое.
20. Отметьте правильное суждение. Согласно позиции рационализма:
A) «Я мыслю, следовательно, существую».
B) «Нет ничего в разуме, чего предварительно не содержалось бы в чувстве».
C) «Критерий истины - интуитивная способность понимания».
21. К представителям paционализма относится:
A) Р. Декарт,
B) Б. Спиноза,
C) Т. Гоббс.
D) Ф. Бэкон.
22. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех сторон и связей, синтез данных отдельных ощущений называется.... (напишите как).
23. Обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавший на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемый в данный момент, называется.....(напишите как).
24. Под термином «сознание» материализм понимает:
A) материальный продукт;
B) свойство любой материи;
C) метка, иероглиф объективного мира;
D) субъективный образ объективного мира.
25. Из приведенных ниже суждений выделите прагматическое понимание истины.
A) это то, что просто и экономно описывает опыт;
B) знание, с которым все согласны;
C) полезное заблуждение;
D) объективное знание, т. е. не зависящее ни от человека, ни от человечества.
26. Наиболее ярко выражает необходимость дальнейшего развития познания следующая форма научного познания:
A) факт,
B) проблема,
C) гипотеза,
D) теория.
27. Отметьте правильные суждения. Согласно позиции сенсуализма
A) «Мысль есть движение мозгового вещества».
B) «Я мыслю, следовательно, существую».
C) «Нет ничего в разуме, чего предваритльно не содержалось бы в чувстве».
28. Критерием истины, согласно Р. Декарту, является:
A) ясность и очевидность знания,
B) полезность или эффективность знания,
C) практика.
29. Метод познания, опирающийся на показания органов чувств и предусматривающий движение мысли от частного к общему Ф. Бэкон назвал... (напишите как).
30. Ф. Бэкон «идолами театра» назвал следующие заблуждения:
A) ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств,
B) искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира,
C) ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов,
D) ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных систем.
31. Метод, применяемый в науке и философии при установлении истинности научных положений путем их эмпирической проверки, называется... (напишите как)
32. Согласно И. Канту, знание является априорным, если:
A) по времени предшествует опыту,
B) не зависит от всякого опыта,
C) связано с формулированием общих правил.
33- Согласно И. Кату, общая задача чистого разума:
A) указать причины всех явлений,
B) сделать возможным научное знание,
C) установить формы априорных суждений,
D) установить, имеет ли мир начало.
34. Согласно И. Канту, высшей ступенью интеллектуальной деятельности является:
A) разум,
B) интуитивная способность суждения,
C) рассудок.
35. Автором понятия «вещи-в-себе» является:
A) И. Кант,
B) И. Фихте,
C) Ф. Шеллинг,
D) Г. Гегель.
36. Был ли И. Фихте сторонником агностицизма?
A) Да.
B) Нет.
ТЕСТ(к теме №7)
1. Определение «Учение о всеобщей связи и развитии» соответствует понятию:
А. диалектика;
В. эпистемология;
С. метафизика;
D. аксиология.
2. Движение-это:
А. одна из логических операций;
В. форма существования материи;
С. основное свойство материи;
D. способ существования материи.
3. Понятие «движения» находится в диалектической взаимосвязи с понятием:
А. познание;
В. материя;
С. покой;
D. развитие.
4. Философия-это:
А. научное исследование окружающей действительности;
В. определенное мировоззрение и действия, основанные на вере;
С. вольные рассуждения на житейские темы;
D. системы теоретических взглядов на мир.
5. Методы философского познания – это:
А. описание и сравнение;
В. индукция и дедукция;
С. анализ и синтез;
D. диалектика и метафизика.
6. В основе диалектического материализма лежит диалектика:
А. Сократа;
В. Гегеля;
С. Фихте;
D. Гераклита.
7. Демокрита считают:
А. основателем скептической школы;
В. создателем объективной диалектики;
С. основоположником объективного идеализма;
D. творцом атомической теории строения мира.
8. Учение о ________ - это прагматизм:
А. роли практики в познании;
В. практическом использовании накопленного опыта;
С. практическом решении жизненным проблем;
D. практической полезности знания.
9. Понятию «материализм» соответствует определение:
А. провозглашение приоритета чувственных удовольствий;
В. принцип философского исследования;
С. философское направления, утверждающее первичность материи;
D. учение о материальности мира.
10. Диалектика и метафизика – это:
А. формы философского познания;
В. способы философского познания;
С. методы философского познания;
D. приемы философского познания.
11. Название _______ носит философская система К. Маркса и Ф. Энгельса:
А. диалектического материализма;
В. агностицизма;
С. трансцендентальной философии;
D. абсолютного идеализма.
12. Альтернативой диалектики является:
А. рационализм;
В. метафизика;
С. эмпиризм;
D. сенсуализм.
13. Субъективная диалектика это диалектика:
А. природы;
В. общества;
С. мышления (сознания);
D. материи.
14. Впервые понятие «диалектика» ввёл:
А. Платон;
В. Гераклит;
С. Сократ;
D. Аристотель.
15. Основные законы диалектики разработал:
А. Платон;
В. Гегель;
С. Кант;
D. Демокрит.
16. Является законом диалектики:
А. закон сохранения и превращения энергии;
В. закон единства перехода количественных изменений в качествееные;
С. закон фазового перехода вещества;
D. закон всемирного тяготения.
17. Диалектика это учение о:
А. движении;
В. взаимных связях;
С. развитии;
D. форме познания.
18. Субъективная диалектика это диалектика:
А. природы;
В. общества;
С. мышления;
D. физических процессов.
19. Античная диалектика связана с именами:
А. Пифагора, Анаксилона, Фалеса;
В. Гераклита, Платона, Аристотеля;
С. Парменида, Протагора, Мелисса;
D. Мариа Аврелия, Сонеки, Эпиктета.
20. Основой развития является:
А. покой;
В. движение;
С. механическое перемещение;
D. равновесное состояние.
21. Принципом диалектики не является:
А. принцип всеобщей универсальной связи;
В. принцип дополнительности;
С. принцип причинности;
D. принцип системности.
22. Главной альтернативой диалектики является:
А. софистика;
В. догматизм;
С. метафизика;
D. электрика.
23. Универсальным законом диалектики является закон:
А. сохранения и превращения энергии;
В. отрицания отрицания;
С. фазового перехода вещества;
D. всемирного тяготения.
24. Сущность диалектики (развития) раскрывает закон:
А. отрицания отрицания;
В. системного взаимодействия;
С. перехода количественных изменений в качественные;
D. единства и борьба противоположностей.
25. Основными структурными элементами диалектики являются:
А. стороны и отдельные моменты предметов, явлений и процессов;
В. категории, принципы, законы;
С. выводы, рекомендации;
D. анализ, классификация знаний.
26. Источник любого развития вскрывает закон:
А. перехода количественных изменений в качественные;
В. отрицания отрицания;
С. единства и борьбы противоположностей;
D. тождества.
27. Целостное единство качественной и количественной определенности выражает категория:
А. форма;
В. мера;
С. граница;
D. интервал.
28. Категория диалектики, выражающая перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления это категория:
А. мера;
В. становление;
С. скачок;
D. граница.
29. Диалектика как методологический императив это:
А. всеобщие требования, универсальные нормы;
В. правила поведения;
С. социальные ориентиры;
D. программа деятельности.
30. Истинно научным методом познания и преобразования действительности считается:
А. метафизика;
В. прогнозирование;
С. диалектика;
D. системность.
31. Впервые понятие «диалектика» ввел:
А. Платон;
В. Сократ;
С. Аристотель;
D. Демокрит.
32. Диалектика в современной философии и науке рассматривается как:
А. учение о законах и закономерностях бытия;
В. логика, теория познания и всеобщий метод;
С. альтернатива метафизике и релятивизму;
D. учение о всеобщих связях.
33. Противоречие философии Гегеля состоит в том, что:
А. философская система есть объективный идеализм, метод познания – диалектика;
В. основой всего сущего является «абсолютная идея» («абсолютный дух»);
С. не ограничивает разум рассудочностью и дискурсивностью и наделяет его опытной интеллектуальной интуицией;
D. отожествление логики и математики.
34. Диалектик, как умение «вести спор» называли:
А. Зенон Элейский;
В. Сократ;
С. Платон;
D. Аристотель.
35. Диалектика изучат изменения и связи:
А. частные;
В. всеобщие, универсальные;
С. научно-обособленные;
D. духовные.
36. Специфику предмета, явления или процесса, тождественную бытию определенность выражает категория диалектики:
А. количество;
В. мера;
С. качество;
D. содержание.
ТЕСТ (к теме №8)
1. Понятию «Материя» соответствует определение:
А. одна из философских категорий;
В. свойства объективного мира;
С. объективно существующая реальность в многообразии ее свойств и связей;
D. реально ощущаемый мир.
2. Понятие «теория» в узком и специальном смыслах означает:
А. совокупность логических приемов исследования;
В. абстрактные рассуждения о реальном мире;
С. высшую форму организации научного знания;
D. результат мыслительной деятельности человека.
3. Учение о __________ - это прагматизм:
А. практическом решении жизненных проблем;
В. практическом использовании накопленного опыта;
С. роли практики в познание;
D. практической полезности знания.
4. Теория общественного развития К.Маркса и Ф.Энгельса – это:
А. исторический материализм;
В. антропологический материализм;
С. объективный идеализм;
D. креационизм.
5. Объект философии – это:
А. объективная реальность;
В. духовная жизнь общества;
С. человеческая психика;
D. материальное производство;
6. Понятие – это:
А. идеальный образ предмета;
В. высшая форма организации научного знания;
С. представление о каком – то реальном объекте;
D. комплекс человеческих ощущений.
7. Методом научного познания у Р. Декарта выступает:
А. анализ;
В. индукция;
С. синтез;
D. дедукция.
8. Творцом атомической теории строения мира считают:
А. Демокрита;
В. Сократа;
С. Пифагора;
D. Анаксимандра.
9. Понятию «практика» соответствует определение:
А. материальная преобразующая деятельность общества;
В. конкретные действия по изучению определенного объекта;
С. метод научного познания;
D. результат мыслительной деятельности человека.
10. Основоположником _____ был Френсис Бэкон:
А. номинализма;
В. рационализма;
С. эмпиризма;
D. реализма.
11. Основателем эмпириокритицизма считается:
А. Э. Мах;
В. О. Конт;
С. Р. Карнап;
D. К. Поппер.
12. Философское определение материи впервые дал:
А. К. Маркс;
В. Платон;
С. Демокрит;
D. Гегель.
13. Научная рациональность возникла в:
А. античную эпоху;
В. ХХ в.;
С. XI в.;
D. XVII в..
14. Рациональное познание начинается с формирования:
А. суждения;
В. понятия;
С. представления;
D. мнения.
15. Протяженность и структурность материи характеризуется понятием:
А. движение;
В. сознание;
С. пространство;
D. материя.
16. Возникновение философии Нового времени относится к:
А. XV в.;
В. XVIII в.;
С. XVII в.;
D. XVI в.
17. Определение «учение о всеобщей связи и развития» соответствует понятию:
А. диалектика;
В. аксиология;
С. эпистемология;
D. метафизика.
18. Предметом изучения философии являются:
А. комплекс человеческих переживаний;
В. система научного знания;
С. наиболее общие законы развития материального мира;
D. паранормальные явления.
19. Основы философии науки заложены в:
А. экзистенциализме;
В. прагматизме;
С. позитивизме;
D.феноменологии.
20. Наука как самостоятельная отрасль возникает в:
А. XIX в.;
В. XIII в.;
С. XVII в.;
D. XVIII в.
21. Постнеклассическая наука это наука:
А. XVIII в.;
В. конца XIX в.;
С. второй половины XX в.;
D. первой половины XX в.
22. Создание первой научной теории связано с именем:
А. Н. Коперника;
В. М. Фарадея;
С. Н. Бора;
D. И. Ньютона.
23. Время второй научной революции:
А. первая половина XX в.;
В. конец XIX начало XX вв.;
С. XVIII-XIX вв.;
D. вторая половина XX в.
24. Идея «парадокса времени» обоснована:
А. И. Ньютоном;
В. Аристотелем;
С. А.Эйнштейном;
D. М. Ломоносовым.
25. Ведущим принципом современной науки является:
А. эмпиризм;
В. глобальный эволюционизм;
С. сенсуализм;
D. догматизм.
26. Формирование дисциплинарно-организованной науки происходит в:
А. XVIII в.;
В. XIX в.;
С. XX в.;
D. XXI в.
27. Научная карта мира базируется на:
А. религиозном представлении;
В. чувственном восприятии мира;
С. конкретных научных принципах и законах;
D. мифологическом мировосприятии
28. Научно-техническая революция произошла в:
А. середине XIX в.;
В. начале XX в.;
С. XVIII в.;
D. середине XX в.
29. К базовым отраслям естествознания не относится:
А. физика;
В. социология;
С. биология;
D. химия.
30. Первая научная революция это период:
А. XIX в.;
В. XVII в.;
С. XVI в.;
D. XVIII в.
31. Современная научная картина мира носит название:
А. квантово-механической;
В. синертетической;
С. термодинамической;
D. механической.
32. Этап развития науки первой половины XX в.:
А. постклассический;
В. преднаука;
С. неклассический;
D. классический.
33. К. Поппер обосновывая принцип научности знания:
А. верификация;
В. фальсификация;
С. дополнительности;
D. объективности.
34. Парадигма это:
А. метод научного познания;
В. научный образец;
С. элемент научной теории;
D. научная проблема.
35. Идею научной революции как фактор роста научного знания обосновал:
А. И. Лакатос;
В. Т. Кун;
С. К. Поппер;
D. Ст. Тумлин.
Тест (к теме №9)
1. Социальная философия К. Маркса выступает как учение:
A) об объективных социальных отношениях;
B) о субъективных социальных отношениях.
2. Соответствует ли учению К. Маркса утверждение, что не обществ o есть продукт человека, но человек есть продукт общества?
A) Да.
B) Нет.
3. Общественные отношения есть совокупность пространственно- временных отношений:
A) не зависимых от воли каждого отдельного человека;
B) зависимых от воли каждого отдельного человека.
4. Поскольку человек условно является продуктом социальной среды, выполняет в обществе определенную роль, он является:
A) социальным агентом;
B) социальным субъектом.
5. Аномия есть такое состояние общества, когда происходит:
A) разрыв социальных связей;
B) переход на качественно новый уровень социальных отношений.
6. Власть всегда выступает как явное или скрытое насилие?
A) Да.
B) Нет.
7. Формой социальных отношений, отличающей общество от общины, является:
A) труд,
B) частная собственность,
C) государство.
8. Позиции социального детерменизма придерживался:
A) Платон,
В) Ж.-Ж. Руссо,
С) К. Маркс,
D) О. Конт,
9. Превращенная форма идеи, когда устремления, выраженные одним индивидуумом, выдаются за всеобщие, есть:
A) религия,
B) утопия,
C) идеология.
10. Характер совместной человеческой деятельности определяется:
A) правителями,
B) обычаями,
C) социальными институтами,
D) природными инстинктами.
11. Развернутый во времени событийный план общественного развития, который выступает одновременно как реальное действие, так и предание о нем, есть:
A) легенда,
B) история,
C) эволюция.
12. Легитимной называется та форма отношений, которая выходит за рамки социальных норм (легитимное означает «законное»):
A) да,
B) нет.
13. Безличностная совокупность людей, в которой «все равны», называется:
A) народ,
B) масса,
C) толпа.
14. В работе «Восстание масс» проявления «массового общества» проанализировал:
A) М. Вебер,
B) П. Сорокин,
C) X. Ортега-и-Гассет.
15. Учение об «идеальном государстве» было создано:
A) Демокритом,
B) Платоном,
C) Д. Локком,
D) Ж.-Ж. Руссо.
16. Основным принципом идеального государства, по Платону, является:
A) мужество,
B) мудрость,
C) справедливость,
D) благоразумие.
17. Найдите верное, согласно Платону, утверждение:
A) благо целого (государства-общества) превыше всего;
B) важнее всего интересы и потребности отдельного индивида;
C) природные задатки у всех людей одинаковы;
D) экономика, в конечном счете, определяет всю человеческую жизнь.
18. «Хорошими» формами правления Аристотель считал:
A) монархию,
B) аристократию,
C) олигархию,
D) политию
19. Идею идеального утопического государства первым в истории европейской мысли выдвинул: