«Право есть совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы». Принцип равенства субъектов.
Суверенитет принадлежит только народу и выражается в общей воле.
Разделение властей. Законодательная власть должна принадлежать только народу. Исполнительная власть подчинена законодательной, судебная власть назначается исполнительной.
Его идеал – гражданская свобода или обязанность повиноваться лишь тем законам, в создании которых гражданин принимал участие своим голосом, и равенство.
В конституциях ряда стран закреплено, что их государства являются правовыми. Так, в Конституции РФ 1993 г. утверждается, что Россия есть правовое государство (ч.1 ст.1). Такого же рода положения содержатся в основных законах многих других государств.
Однако эти положения далеко не всегда соответствуют действительности. Значит, они представляют собой скорее декларации, лозунги, идеальные устремления, чем нормативно-правовые установления.
Юридическая наука всегда выдвигала идеалы развития государства и права в надежде на их воплощение в жизнь. Одним из таких идеалов является концепция правового государства. Теория правового государства служит ориентиром развития современного государства, и ни одно существующее государство не отвечает всем требованиям этой теории.
Признаки правового государства.
1. Народ является носителем суверенитета и единственным источником гос власти, осуществляет свою власть непосредственно или через органы гос власти и органы местного самоуправления; суверенитет государства производен от суверенитета народа.
Правовое государство по сути своей не может не быть демократическим.
2. Граждане страны вправе участвовать в выборах представительных гос органов и быть избранными в их состав на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
3. Граждане обладают равноправием, широкими демократическими правами и свободами, гарантированными (обеспеченными и охраняемыми) в конституционном порядке, а также выполняют обязанности, предусмотренные законом; основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; каждый человек является независимым и свободным).
Индивид не объект, а субъект государственных и любых иных отношений. Он вправе требовать от гос власти определенных гарантий своей жизнедеятельности, их обеспечения необходимыми материальными и иными средствами (напр, право на участие в выборах, т.е. избирать и быть избранным в представительные гос органы, право на образование, медицинское обслуживание, судебную защиту).
4. Признается верховенство закона в правовой системе, обязательного не только для всех граждан и общественных формирований, но и для самого государства, всех его органов и должностных лиц.
Государство хотя и создает законы, но им же и подчиняется, само их соблюдает, исполняет и применяет.
5. Соблюдается строгая иерархия правовых установлений; закон находится на вершине правовой пирамиды, обладает высшей юридической силой, все иные правовые акты носят подзаконный характер, создаются на основе и во исполнение закона.
6. На основе комплекса требований законности, их неукоснительного соблюдения создается твердый, стабильный правовой порядок, в условиях которого осуществляется нормальная жизнедеятельность каждой личности и всего общества.
7. Последовательно проводится в жизнь принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, осуществляющие единые гос задачи и функции.
В правовом государстве парламент рассматривается как коллективный и непосредственный выразитель народной воли. Законодательная власть должна стоять выше всех других ветвей гос власти.
8. Признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, запрещается создание и деятельность общественных объединений, нарушающих целостность государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, пропаганда насилия и войны.
Проблема правового государства в современной России. Конституция РФ (ст. 1) провозглашает, что Россия является правовым государством. Однако это положение пока далеко не полностью соответствует действительности. Народ вовсе не играет решающей роли в государстве. И не только потому, что в подавляющем большинстве он в нынешних условиях думает о выживании, а не об активном участии в политико-государственной деятельности, но еще и потому, что СМИ делают все, чтобы запутать его так называемыми выборными технологиями. В результате избранными в представительные органы гос власти часто оказываются не подлинные представители народа, а лица, угодные тем, кто реально является решающей силой в государстве.
Едва ли можно считать, что Федеральное собрание (парламент) РФ обладает реальным верховенством в системе ветвей гос власти.
В условиях разгула преступности, в т.ч. и организованной, массового воровства, коррупции, взяточничества, наркомании и проституции, почти ежедневных разборок и убийств, беспомощности или по крайней мере слабой деятельности правоохранительных органов не может быть твердого и стабильного правопорядка, основанного на реализации требований законности, а, следовательно, не может быть правового государства.
Перечень негативных фактов нынешнего состояния российской государственности может быть продолжен и в отношении соблюдения принципа разделения властей, состояния национальных отношений, отношений собственности, безопасности страны и многих других сфер жизни общества.
Однако, по мнению, Мартышина, эти обстоятельства носят временный характер, в какой-то мере объяснимы переходным периодом (правда, несколько затянувшимся).
22. Концепция правового государства (ПГ)
ПГ - это такое государство (Г), в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека. (Термин впервые применил немецкий ученый Велькер)
Прообраз идеи ПГ возник как реакция на деспотизм.
Сократ, Платон, Аристотель сделали первые шаги по созданию учения о ПГ. Они высказали идею о верховенстве закона.
Д.Локк положил начало теории разделения властей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив сосредоточения всей полноты власти в одних руках, с целью исключения злоупотреблений.
Ш. Монтескье развивает теорию разделения властей, выделяя законодательную, исполнительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обеспечить соблюдение прав и свобод граждан.
Кант рассматривал Г как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, разработал философскую основу теории ПГ, центральное место в которой занимает личность, человек, его свобода. Источником развития Г является социальный антагонизм между склонностью людей жить сообща и присущими им эгоизмом. Разрешение этого противоречия возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого ПГ. ПГ - соединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и назначает судебную власть. Такой способ организации власти должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.
Гегель рассматривал Г и П как однозначные понятия, считал, что Г есть наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы.
Б.Спиноза дал теоретическое обоснование демократического Г, которое, будучи связано законом, обеспечивает действительные права и свободы человека.
Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения Г создаваемыми им законами. Однако время показало, что это еще не гарантирует гражданскому обществу защиту от произвола со стороны Г. Г может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг П произвол и насилие.
С сер. 14 до к. 18 в. Сперанский, Радищев, Пестель, Муравьев, Герцен занимались вопросом реорганизации российского общества. 1861 г. отменено крепостное право; 1864 г. начало судебной реформы. После событий 1905 г.: учреждение Госдумы, столыпинские реформы. Значительный интерес к теории ПГ был проявлен и российскими правоведами в к. 19- н. 20 вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от феодального, полицейского Г к буржуазному, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы.
Коркунов: главным в теории разделения властей является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдерживание. Он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в деятельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т.е. жалоб.
ПГ – это Г, ограниченное в своих действиях П, защищающим свободу и другие П личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Признаки ПГ:
1) идея народного суверенитета, который составляет основу и источник государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти Г. Суверенитет народа означает, что только народ - источник всей той власти, которой располагает Г.
2) господство закона. Деятельность Г должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с П.
3) взаимная ответственность Г и личности. Г, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол.
4) разделение властей, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью. Основатель - Монтескье. Создание «системы сдержек и противовесов», когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимного контроля и ограничения друг друга. Законодательная власть должна принимать законы, исполнительная – организовывать их выполнение, а судебная - решать спор о П на основании закона, принятого законодательным органом.
5) р еальное обеспечение прав и свобод личности и их гарантированность. С т. 2 Конституции РФ 1993 года. ПП человека - это суть ПГ, важнейший фактор в развитии общества в целом. Софист Протагор вывел формулу: «Мера всех вещей — человек». Кант считал, что П не только формальное условие внешней свободы, но и форма его бытия. Гегель понимал эволюцию человечества как последовательное развитие свободы через преодоление произвола.
6) наличие развитого гражданского общества;
7) создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа;
8) верховенство и правовое действие закона, установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;
9) возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности;
10) соответствие законов П и правовая организация системы государственной власти.
Гафуров: в современном мире нет ПГ в чистом виде, а есть социальное правовое Г. Социально-правовое Г возникает в сер. 20в. в результате длительного процесса перерастания ПГ в социально-правовое Г.
Причиной появления социально-правового Г стал глубокий кризис ПГ в пер. пол. 20в.: возникновение 2 мировых войн, национально-освободительных движений и восстаний народов колоний, последующего распада колониальных империй, народно-демократических и социалистических революций в Европе и Азии, рождение из них мировой социалистической системы, мировой экономический кризис, неспособность предотвратить раскол западного общества на два враждебных класса (имущие и неимущие).
ПГ оказалось несостоятельным и в качестве защитника прав и свобод человека, причем не только прав рабочего большинства, для которого П собственности превратилось в П на свою рабочую силу, но и П класса собственников, чье П собственности было поставлено под сомнение пролетарскими революциями.
Сегодня социально-правовой характер ГГ провозгласило большинство стран Запада, что отражено в их конституциях. Первой это сделала ФРГ, затем Испания, Португалия, Россия и т.д..
Главные признаки социально-правового Г:
- преобладание функций защиты интересов общества как целого над частными интересами;
- сознательное систематическое перераспределение национального дохода в пользу малоимущих;
- тенденция к усилению роли публичного П по сравнению с частным;
- существенное ограничение прав и свобод собственников во имя общего блага, во многом отождествляемого с господством корпоративного транснационального капитала;
- постепенный переход от формально-юридической свободы и равенства к фактической, т.е. социально-экономической свободе и равенству;
- изменение роли нравственного измерения в деятельности Г по сравнению с правовым на основе постмодернистского толкования самой нравственности;
- противоречивое единство правового и социального начал функционирования Г, создавшее конфликтный потенциал, накопившийся в обществе. Этот потенциал и есть главная пружина, приводящая в движение государственно-правовой механизм сегодняшней западной политико-правовой системы.
Суть противоречия между правовым и социальным началами Г заключаются в том, что первое начало означает неприкосновенность и неотчуждаемость ПП человека, а второе – возможность и необходимость их ограничения, главным образом ограничения П частной собственности в интересах целостности социума. Правовое начало исходит из приоритета ПП индивида, социальное – из примата ПП коллектива, в том числе класса и самого государственно-организованного общества в целом. Для первого на переднем плане не частное П, а конкретнее – П частной собственности, для второго – публичное П, П так или иначе социализированной собственности.
Основа правового начала – свобода, социального – равенство. И свобода, и равенство носят для первого формально-юридический характер, для второго – в возрастающей степени фактический. Как итог в первом случае ПГ «ночной сторож», во втором, социально-правовое Г - автор и исполнитель широких социальных программ в интересах населения. Главное в том, какое из этих двух начал преобладает.
23. Справедливость как ценность. Историческая эволюция понятия «справедливость».
Джон Ролс, амер. либерал, чья книга «Справедливость» заслужила признание в качестве одного из лучших исследований проблемы справедливости последних десятилетий, пишет, что справедливость - «первая добродетель общественных институтов». Ее можно рассматривать и как идеальную цель общественных отношений, в том числе государственно-правовых, и как критерий оценки.
По отношению к агенту действия, справедливость выступает как руководящий принцип поведения. Как подчеркивает Уолкер, этот принцип должен действовать «вопреки таким широко применяемым принципам, как удобтсво, целесообразность, выгода, преимущество». Это предполагает отказ от вульгарно-утилитаристского культа полезности и отождествления ее со справедливостью. Альтруизм интересов в обществе защите подлежит более высокий с нравственной точки зрения интерес. Справедливость проявляется в других ценностях, она устанавливает иерархию и отношение между ними. Конкретное преломление тех или иных ценностей подлежит проверке на предмет справедливости.
Категория «справедливость» впервые подвергалась обстоятельному разбору в «Большой этике» и «Никомаховой этике», а также «Политике» Аристотеля. Обращает на себя внимание широта и многоплановость этого понятия. Оно выражается посредством разные, хотя и близких терминов - «справедливое», «справедливость», «правосудность», «правосудие» и т. п. Для Аристотеля справедливость — это и личная добродетель, и объективно существующее и всеми признаваемое правило, обеспечивающее справедливое распределение благ.
А. выделяет разные виды справедливости применительно к формам общественных отношений. Он говорит о «домашнем справедливом», имея в виду отношения между отцом и детьми, хозяином и слугой, о «справедливом» в отношениях между мужем и женой и «гражданской справедливости», которую он называет также «государственным справедливым».
В центре внимания Аристотеля- «гражданское справедливое», на котором держится общественная жизнь.
Гражданская или государственная справедливость призвана распределять на разумных основаниях блага и тяготы жизни в рамках единого государственного объединения. Возможность «уделять себе бОльшую долю безусловных благ и меньшую — безусловных зол» А. объявляет неправосудностью, т. е. несправедливостью.
Справедливость — это пропорция, мера распределения общественных благ. Выделяют два ее свойства. С одной стороны, она представляет собой середину между излишеством и нехваткой, между многим и малым. С другой стороны, справедливость отождествляется с равенством, а несправедливость с неравенством. Однако принцип равенства преломляется по-разному. При обмене и возмещении вреда равенство является полным, буквальным, фактическим. Это уравнивающая справедливость. Но и «пропорционально равное тоже будет справедливым», хотя это и предполагает фактическое неравенство. Право, по А., «есть нечто соотносительное», «правосудие — это пропорциональность, а неправосудие — это непропорциональность». «Распределительное право... должно учитывать известное достоинство». Такова распределяющая справедливость. Определив пропорциональное равенство как ее специфику, А. отмечает, что «достоинством» не все называют одно и то же.
В «Политике» А. выделяет еще одно важное свойство государственной справедливости — общее благо. «Государственным благом, - пишет Аристотель, - является справедливость, т. е. то, что служит общей пользе», «равномерно правильное имеет в виду выгоду для всего государства и общее благо всех граждан».
Итак, признаками, принципами гражданской справедливости по А., являются: уважение к интересам других (чужое благо), равенство или соразмерность и общее благо.
А. удалось раскрыть свойства справедливости. Высказанные им идеи развивались и обогащались на протяжении тысячелетий.
Христианская этика с ее основополагающим правилом «возлюби своего как самого себя» представляет собой отрицание эгоцентризма и уважения к «чужому благу».
Утилитаристский принцип «наибольшего счастья наибольшего количества людей» служит модификацией общего блага как критерия оценки всех человеческих учреждений и поступков.
«Против притязания на защиту, предъявляемого личным эгоизмом, общество имеет право выставить свои интересы, -писал выдающийся немецкий юрист фон Иеринг. - Интересы же общества составляют то, что выгодно не одному, а всем, на чем все могут сойтись, и этот интерес...есть не что иное, как справедливость. Она выше свободы, индивид существует не для себя исключительно, но и для мира; поэтому свобода и должна подчиняться справедливости, т. е. тому, что требуется интересами всех».
Наиболее существенное обогащение аристотелевских представлений о справедливости произошло в связи с постановкой социального вопроса левыми и социалистическими течениями. Ими был выдвинут тезис о неполноте и фальшивом характере справедливости, сводимой лишь к формальному равноправию, о необходимости известного равенства условий ради осуществления социальной справедливости. Эти идеи давно уже получили широкое распространение и разделяются сегодня не только социалистами, коммунистами и левыми радикалами, но сторонниками либерализма. Они вовсе не предполагают непременно обобществления средств производства, как у коммунистов или имущественного уравнивания (эгалитаризм), но во всех случаях и формах означает создание некоторых льгот для бедных и обездоленных за счет всего общества, что невозможно без государственногог регулирования и перераспределения богатств.
Характерна в этом отношении работа Ролса «Теория справедливости». Ролс понимает справедливость как политическую и социальную, а не формально-юридическую категорию. Ее суть в том, как в экономической, политической и социальной жизни распределяются права, обязанности и выгоды общественного сотрудничества. Ролс формулирует два принципа справедливости. Первый состоит в том, что все люди обладают равными основными свободами, совместимыми с такой же свободой других людей. Это юридическое и политическое равенство». Второй принцип подразделяется на два положения:1) социальное и экономическое неравенство допустимо только в пользу наиболее обездоленных. Именно в этом случае оно будет служить благу общества в целом;2)при этом должности и общественный статус должны быть доступны всем. Замысел Ролса — обеспечение социально-экономической справедливости без пренебрежения правами человека. Такая позиция характерна для подавляющего большинства политиков, философов, правоведов последних десятилетий. Исключение составляют представители консервативных кругов. Их наиболее известный во второй половине Xxв. Идеолог Хайек полагал, что социальная справедливость нереальна и бессмысленна, а попытки ее осуществления связаны только с тоталитарным государством и противоречит свободы личности.