Семинарское занятие планируется провести в форме игры. Для подготовки к игре студенты должны разделиться на 2 группы: «технократы» и «гуманисты».
Каждая из групп готовит обоснование своей позиции в соответствии с вопросами семинарского занятия. Каждый из вопросов должен быть рассмотрен в соответствии с позицией, которую выбрали участники группы.
Анализ взаимосвязей общественного и технического прогресса можно обосновать с позиций технократизма. Социальный прогресс выражается в возрастании степени свободы человека в удовлетворении потребностей. Развитие техники в современном обществе наглядно демонстрирует, что технический прогресс способствует росту социального благополучия. Следует привести примеры, демонстрирующие эту закономерность.
Сторонники гуманизма могут отстаивать альтернативную точку зрения. Она состоит в том, что нет линейной зависимости между техническим и социальным прогрессом. Это выражается, в частности, в том, что передовые отрасли техники, как правило, используются для антигуманных целей. Техника порождает новые потребности, они не освобождают, а порабощают человека.
Ценности гуманизма находят выражение в самосовершенствовании человека.
Сторонники техницизма могут рассматривать развитие техники, как процесс, который совершенствует интеллектуальные навыки человека. Внедрение новой техники сопровождается повышением требований к уровню образования работников. Технический прогресс делает образование более доступным, способствует становлению «общества знания».
Позиция гуманистов связана с критикой влияния техники на развитие человека. Технический прогресс приводит к тому, что утрачивается стимул к развитию интеллектуальных и физических способностей. Человек во многом полагается на возможности технических устройств, это может привести к снижению качества интеллекта. В современных условиях профессиональный спорт находится в состоянии кризиса. Это во многом связано с влиянием современных технологий.
Влияние техники на развитие культуры сторонники технократизма могут рассматривать как распространение массовой культуры. Она способна удовлетворить разнообразные потребности и вкусы. Благодаря использованию достижений техники массовая культура повышает доступность культурных образцов.
Сторонники гуманизма могут выступить с критикой массовой культуры. Объектом критики может стать потребительский характер массовой культуры. Техническая оснащенность культуры связанна с получением коммерческого успеха, она не требует глубокого духовного содержания.
Для подготовки к семинару рекомендуем выполнить следующие задания.
Задание 1.
Т. Адорно считает, что в современном обществе роль социальная сущность техники осознается не в полной мере. Философ пишет: «То обстоятельство, что техника и общество одновременно и совпадают и будто пропастью отделены друг от друга, в конечном счете, само свидетельствует об иррациональном, бесплановом и анархичном состоянии общества. В самом по себе сильном и действительно рациональном обществе техника могла бы убедиться в своей общественной сущности, а общество – в переплетении своей так называемой культуры с техническими достижениями» [2, с.265].
Ответьте на вопросы, исходя из той позиции («технократизм» или «гуманизм»), которую Вы занимаете в игре.
Ø Какие факторы влияют на то, что взаимодействие техники и общества осуществляется иррационально?
Ø Как, по Вашему мнению, может выглядеть рациональное взаимодействие общества и техники?
Ø Какую позицию занимает Т. Адорно при оценке социальной сущности техники «технократизма» или «гуманизма»?
Задание 2.
Согласно Т. Адорно, противопоставление духовной и технической сферы не является правомерным. Философ утверждает: «Концепция отвергающей технику духовной культуры сама происходит лишь от незнания обществом своей собственной сущности. Все духовное имеет технические элементы; лишь тот, кто знает дух как наблюдатель, как потребитель, может позволить обмануть себя тем, будто духовные продукты упали с неба. Поэтому нельзя останавливаться на жестком противопоставлении гуманизма и техники. Оно принадлежит ложному сознанию. В разделенном обществе его отдельные секторы не знают, чем они являются, и не знают, чем являются другие секторы. Сам разрыв между техникой и гуманизмом, каким бы он ни казался неизлечимым, является образчиком созданной обществом видимости <…>» [2, с.266].
Ответьте на вопросы, исходя из той позиции («технократизм» или «гуманизм»), которую Вы занимаете в игре.
Ø Существуют ли технические элементы в духовной деятельности?
Ø Как осуществляется взаимодействие духовного и технического?
Ø Есть ли препятствия для установления взаимосвязи между этими сферами?
Задание 3.
Какие проблемы существуют в развитии современной культуры под влиянием технического прогресса? Т. Адорно пишет: «К проблеме техники и культуры, несомненно, относится также и то, что техники тяжелее воспринимают культуру; они не считают расслабление делом, прежде всего не позволяют пичкать себя массовой продукцией, которую поставляет нам индустрия культуры и лишь скромным примером которой может служить кинофильм, в то время как мерзости телевидения нас еще только ожидают впереди…В господствующей сегодня потребительской культуре есть много такого, что заслуживает упразднения, и что техника имела бы полное право упразднить» [2.С.266].
Ответьте на вопросы, исходя из той позиции («технократизм» или «гуманизм»), которую Вы занимаете в игре.
Ø Согласны ли Вы с тем, что техническим специалистам сложнее воспринимать культуру, чем гуманитариям?
Ø Связано ли господство потребительской культуры с развитием техники?
Ø Как Вы относитесь к мнению философа о том, что недостатки массовой культуры можно преодолеть при помощи техники?
Задание 4.
Согласно Т.Адорно, принципы гуманизма необходимы для научно- технического прогресса. Философ пишет: «Требование гуманизма не должно становиться отговоркой для ворчунов и культурно отсталых людей. Именно наиболее прогрессивные мыслители и художники самым энергичным образом отвергают культурные отбросы прошлого и настоящего, которыми нас пичкают, и делают это достаточно часто … во имя техники. Техник сам должен в этом отношении не отставать от авангарда, которому он давно завидует, а помогать ему» [2, с.267].
Ответьте на вопросы, исходя из той позиции («технократизм» или «гуманизм»), которую Вы занимаете в игре.
Ø Какую роль играет реализация принципов гуманизма для развития техники?
Ø Как Вы относитесь к суждению о том, что деятели культуры вносят вклад в развитие техники?
Ø Способны ли инженерно-технические работники внести вклад в развитие культуры?
Задание 5.
Какое влияние оказывает развитие техники на мораль? Т. Адорно пишет: «Только два слова к вопросу об ответственности техников. Если в решение этого вопроса желают внести нечто большее, чем фразы, то необходимо исходить из реальной ситуации. В нашей работе мы, каждый из нас, в значительной мере, оказываемся не самими собой, а носителями функций, которые нам предписаны. Только в плохих романах великие медицинские изобретения делались из любви к людям или большие изобретения в области военной техники из патриотизма. Наши личные мотивы и, тем самым, та область, которую обычно называют этикой, мало и прежде всего лишь опосредованно проникают в то, что мы выполняем как работники» [2, с.268].
Ответьте на вопросы, исходя из той позиции («технократизм» или «гуманизм»), которую Вы занимаете в игре.
Ø Согласны ли Вы с тем, что моральные ценности не имеют значения для инженерной деятельности
Ø Влияют ли моральные ценности на техническое творчество?
Ø Как меняется мораль под влиянием развития техники?
Задание 6.
Т. Адорно считает, что «приносит ли современная техника, в конечном счете, пользу или вред человечеству, зависит не от техников и даже не от самой техники, а от того, как она используется обществом. Это использование не является делом доброй или злой воли, а зависит от объективных структур общества в целом» [2, с.268].
Ответьте на вопросы, исходя из той позиции («технократизм» или «гуманизм»), которую Вы занимаете в игре.
Ø Какие объективные структуры оказывают влияние на использование техники?
Ø Несут ли техники ответственность за то, как применяется техника?
Ø Применимы ли оценки «полезная» или «вредная» по отношению к самой технике?
Задание 7.
«В обществе, устроенном соответственно человеческому достоинству, техника не только была бы освобождающим фактором, но и обрела бы сама себя. Если сегодня техники иногда испытывают страх перед тем, что может произойти с их изобретениями, то ведь лучшей реакцией на этот страх была бы попытка как-то содействовать установлению общества, отвечающего человеческому достоинству,» – пишет Т. Адорно[2, с.269].
Ø Способствует ли техника освобождению человечества?
Ø При каких условиях техника могла бы стать средством освобождения человечества?
Ø Оказывает ли техника влияние на становление общества, соответствующего человеческому достоинству?
Задание 8.
Х. Ленк предлагает следующий способ борьбы против антигуманного влияния техники: «Необходимо сделать все возможное, чтобы в общественной дискуссии, в образовании и повышении квалификации технической интеллигенции социально-научные подходы, а также оценочные и целевые аспекты стали результативными. Только тогда станет возможным разумное равновесие между негуманностью механической административно-технологической диктатуры, с одной стороны, и катастрофой со снабжением, с другой» [38, с.43].
Ответьте на вопросы, исходя из той позиции («технократизм» или «гуманизм»), которую Вы занимаете в игре.
Ø Существуют ли антигуманные аспекты влияния техники на человечество?
Ø Какие способы борьбы с антигуманными проявлениями технического развития Вы считаете эффективными?
Ø Как Вы считаете, являются ли эти способы действенными для преодоления негативных аспектов влияния техники?
Выполните тестовые задания, направленные на проверку освоения основных понятий темы.
1.Современное состояние цивилизации, связанное с изменением и разрушением природы, называется …
а) кризис развития
б) антропологический кризис
в) кризис доверия
г) экологический кризис
2.Являются субъектами, творцами научно-технического прогресса
а) люди с высшим образованием
б) инженерные кадры
в) научно-технические специалисты
г) работники умственного труда
3.Современное состояние цивилизации, связанное с изменением и разрушением человека, называется…
а) антропологический кризис
б) кризис доверия
в) кризис развития
г) экологический кризис
4.Деятельность, направленная на решение различных технико-технологических проблем, на производство, приращение научно-технического знания
а) научно-исследовательская
б) информационно-аналитическая
в) системно-прогностическая
г) культурно-информационная
5.Формирование новой технической картины мира и типа рациональности
предполагают рассмотрение проблем влияния техники на
а) моду
б) идентичность
в) безопасность
г) толерантность