6. Повышение этажности зданий в центральной части города до 3 – 4 этажей.
7. Резкое возрастание общего объема каменного строительства.
Окончательный план Петербурга в целом был утвержден в 1769 году (разработан под руководством А. Квасова).
Новый план города во многом основывался на проектных предложениях Комиссии о Санкт-Петербургском строении конца 1730-х годов, идеях Еропкина, в значительной мере уже реализованных в застройке.
§ Три луча, расходящиеся от Адмиралтейства, были композиционно закреплены как главные элементы, объединяющие всю сеть магистралей Адмиралтейской части.
§ В проекте выявлены традиционно складывающиеся полукольцевые магистрали, параллельные каналу Грибоедова, Фонтанке.
§ Развивая идеи еропкинского плана, проект предусматривал за Фонтанкой магистраль Загородного проспекта, переходящего в Литейный.
§ Система площадей по Садовой закрепляла за ней профиль торговой магистрали.
§ Транспортные магистрали стали ведущим структурным элементом.
§ Предусматривалось объединение малых рек левобережья в единую систему: соединение Фонтанки с речкой Мойкой. Отдельные участки рек Мойки, Фонтанки спрямлялись, очищались и одевались в гранит, по обе стороны устраивались транспортные проезды и тротуары.
§ Усадебные дома и парки по Фонтанке и Мойке либо ликвидировались, либо отгораживались от реки новыми зданиями.
§ Решалась система центра Петербурга. Вновь подчеркивалась идея трактовки центра как развитой структуры, объединяющей на участке широкой части Невы здания и территории у берегов Адмиралтейской части, Стрелки Васильевского острова и Петропавловской крепости.
Выявлялась эта идея централизованной системой улиц и концентрическим замыканием их вокруг Невы.
Основное внимание при разработке центральных районов уделялось Адмиралтейской части. Три луча и другие улицы ручьями впадают в поток, омывающий с трех сторон здание Адмиралтейства и как бы вливающийся в Неву.
Разработанный под руководством А. Квасова проектный план Петербурга заложил принципиальные основы развития города на перспективу, и в течение всей первой половины XIX века он дорабатывался и корректировался лишь в своих элементах.
В своей основной части проект Квасова был осуществлен. К концу XVIII века Петербург стал одним из красивейших городов мира.
27. Ранний классицизм в архитектуре (Вален-Деламот, Ринальди, Фельтен).
Основоположником раннего петербургского классицизма стал французский архитектор Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот. Наиболее значительное произведение, в создании которого он участвовал вместе с А.Ф. Кокориновым и Ю.М. Фельтеном, – здание Академии художеств (1764 – 1788). По данным последних исследований, ему принадлежал предварительный проект здания.
К шедеврам Валлен-Деламота можно отнести Малый Эрмитаж, пристроенный к Зимнему дворцу в 1764 – 1775 годах и Арку Новой Голландии (1765), через которую, «классицизм вошел в Петербург».
Валлен-Деламот перестроил в классическом стиле Гостиный двор на Невском проспекте.Именно Валлен-Деламоту принадлежит проект работ по устройству главных набережных города (левый берег Невы), облицовка их камнем, сооружение спусков и пристаней. Деламоту принадлежит еще одно интересное здание на Невском проспекте – католическая церковь Святой Екатерины, завершенная А. Ринальди (освящена в 1786 году).
Крупнейшим представителем раннего классицизма был приехавший из Рима А. Ринальди. В Петербурге он становится архитектором «малого» двора наследника великого князя Петра Федоровича. С 1762 года – придворный архитектор Екатерины II.
Творчество Ринальди находится на грани барокко и классицизма. Он стал единственным архитектором русского рококо – Китайский дворец (1762 – 1768) и Катальная горка (1762 – 1774) в Ораниенбауме. В тоже время он вместе с современными ему зодчими вырабатывает принципы нового архитектурного стиля – классицизма.
Лучшее его произведение в стиле классицизма – Мраморный дворец (1768 – 1785). Для дворца характерны цельность и масштабность, которые определены его архитектурно-пластическим решением.
Внутри дворца эти связи значительно сильнее. В интерьере раннего классицизма как бы приглушено горение позолоты. От красочной и фактурной феерии барокко и прихотливости рококо новый стиль переходит к мягкости пастельных тонов и, наконец, останавливается на одном, ставшем любимым, цвете – белом.
Одновременно с Мраморным дворцом Ринальди строит Гатчинский дворец (1766 – 1781). Все более меняются понятия о прекрасном. Живописность, динамика, нарядность уступают место относительной камерности, удобству, большей целесообразности в расположении помещений.
Память о себе Ринальди оставил и в Царском Селе, где им воздвигнута Чесменская колонна, Кагульский обелиск, Орловские ворота (все памятники 1770-х годов). Завершающей работой Ринальди в России была Исаакиевская церковь.
Одним из наиболее характерных зодчих раннего классицизма был Ю.М. Фельтен. Его имя связывают с созданием совместно с П. Егоровым знаменитой ограды Летнего сада (1773 – 1777). В решетке Летнего сада сохранено сочетание черного металла и золоченых деталей, как и в типично барочной решетке Большого Царскосельского дворца Растрелли. Но вместо ее изменчивого, прихотливого узора в ограде Летнего сада господствует строгая вертикаль: вертикально стоящие пики пересекают прямоугольные рамы, равномерно распределенные, массивные пилоны поддерживают эти рамы, подчеркивая своим ритмом ощущение величавости и покоя.
Среди наиболее крупных произведений Фельтена, которые являются типичными памятниками архитектуры раннего классицизма, можно назвать «здание в линию с Эрмитажем» (1775 – 1785) рядом с Малым Эрмитажем и Зубовский корпус, пристроенный в 1778 – 1784 годах к Екатерининскому дворцу в Царском селе. В произведениях Фельтена можно обнаружить и романтические настроения (Чесменская церковь).Фельтен пытался решать и крупные градостроительный проблемы. Он участвовал в организации главных площадей Петербурга: Луговой – будущей Дворцовой, Сенатской с памятником Петру Великому работы Фальконе.
28. Строгий классицизм в архитектуре СПб (И. Е. Старов; Ч. Камерон; Дж. Кваренги; В. Бренна).
Творчество И. Е. Старова, оказало огромное влияние на развитие классицистической школы. Так, Таврический дворец стал образцом усадебного строительства.
Таврический дворец (1783 – 1789) – одна из самых значительных построек И.Е. Старова. План дворца внешне прост: главный корпус объединяет с боковыми флигелями галерея. Средняя часть дворца имеет шестиколонный дорический порядок, увенчанный фронтоном. Над ним монументальный, торжественный купол спокойного рисунка. Дорический ордер украшает и боковые корпуса, обращенные внутрь парадного двора. Экстерьер прост и величественен, как бы скрывает роскошь и театральность интерьеров. Богатством красок, форм, пространства веет от этого лучшего создания Старова. Дворец был предназначен для торжественных приемов и пиров. Основной акцент сделан на Купольном зале и Большой галерее.
Одним из главных принципов классицизма становится принцип гармонии архитектурной и природной среды. Наиболее полно он проявился в творчестве Чарлза Камерона. После приезда Камерона в Россию, он стал архитектором Екатерины II. Сразу же он получил заказ, который отвечал его интересам в архитектуре: Агатовы комнаты и Холодные бани в Царском селе. Агатовы комнаты с их светло-желтыми стенами и красно-терракотовыми нишами, с белой скульптурой и внутренней облицовкой из агата; классическая строгость Холодных бань, украшенных барельефами на мифологические сюжеты, и Камероновой галереи – напоминание античности рядом с пышностью и блеском барокко Екатерининского дворца. Безукоризненный вкус Камерон проявил в отделке парадных апартаментов и личных комнат Екатерины II в Большом дворце. Одновременно Камерон вел работы в селе Павловском, которое Павел отдал жене, Марии Федоровне. Он возводит ряд павильонов в парке: ротонду «Храм дружбы»; колоннаду Аполлона, Молочный домик, Павильон трех граций и т.д.
80-е годы XVIII века – время расцвета творчества Джакомо Кваренги (1744 – 1817), одного из величайших архитекторов XVIII столетия. Центр композиции выделяется портиком. Типичным для него является здание Академии наук (1783 – 1789). Фасады здания не декорированы, оновной центр выделен восьмиколонным ионическим портиком. Придворный Эрмитажный театр, построенный Кваренги, стал одним из красивейших и лучших камерных театров мира. Кваренги считал театр своим лучшим творением.
Самое поэтическое создание зодчего – Александровский дворец в Царском Селе, предназначенный Екатериной для любимого первого внука. Чисто строгой архитектурой, без всякого пластического декора мастер достигает почти барочной живописности.
После смерти Екатерины Кваренги продолжает строить. Уже в александровское время им исполнен Смольный институт, имеющий четкую рациональную планировку в соответствии с требованиями учебного заведения и типичный для Кваренги восьмиколонный портик по центру фасада.
Последним выдающимся архитектором XVIII века был Винченцо Бренна. В Россию он приехал по приглашению Павла I и был ведущим архитектором Петербурга в годы его правления. Много и плодотворно работал в Павловске и Гатчине. Он перестраивал и достраивал дворцы, переделывал и создавал их интерьеры, усовершенствовал парки, всему придавая военизированный, "бренновский" дух, столь близкий сердцу Павла Петровича. Вершиной творчества архитектора стал Михайловский замок – своеобразный символ эпохи царствования Павла I и наиболее значительное ее архитектурное произведение. С первого же дня восшествия на престол Павел I решил осуществить проект строительства дворца-замка. Император повелел воздвигнуть его на месте Летнего дворца, построенного в 1741 – 1745 годах архитектором Растрелли. Император сам составил первый набросок плана Михайловского замка и не жалел средств на его сооружение. Уже в царствование Александра I была подсчитана сумма израсходованных на строительство дворца денег. Это была самая дорогостоящая постройка XVIII века. Профессиональное решение проекта принадлежало архитекторам Баженову и Бренне. Процесс реализации проекта осуществлял В. Бренна, который отказался от многих предложений Баженова. Михайловский замок можно рассматривать как проявление в конце XVIII века романтизма в рамках строгого классицизма. В своем творчестве Бренна нередко обращался к наследию барокко. Бренну можно назвать предвестником высокого классицизма, или русского ампира, получившего развитие в первой трети XIX века.
Творчество Бренны подводит черту под архитектурой Петербурга XVIII века и намечает пути новой градостроительной эпохи.
30. Женское образование во второй половине 18 века.
Особое внимание Екатерина II уделяла созданию специальных женских учебных заведений. В 1764 году именным указом императрицы создается Общество благородных девиц в Смольном монастыре (Смольный институт благородных девиц).
Реформы Петра и Екатерины открыли путь радикального изменения судьбы женщины во всех сферах жизни.
Смольный институт был задуман как учебное заведение с очень широкой перспективой. Учебную программу для него разрабатывал Д. Дидро. Предполагалось, что смолянки будут обучаться, по крайней мере, двум языкам, а также физике, математике, астрономии, экономике, истории, географии, стихотворству, танцам, архитектуре, рисованию, музыке, шитью, вязанию. Учиться в институте считалось почетным. Обучение велось девять лет с 5 – 6-летнего возраста. В течение этих лет ученицы практически не бывали дома.
Принцип замкнутости был положен в основу обучения осознанно: этим стремились отгородить воспитанниц от семьи – носительницы старых, отживших традиций. Много времени уделялось нравственному воспитанию учащихся, которое включало в себя усвоение «светских добродетелей»: кротости, учтивости, скромности и великодушия; физическому воспитанию – соблюдению гигиенических норм, прогулкам на свежем воздухе, здоровой пище.
31. Конфронтация Москвы и Петербурга в конце 18 века.
Уже отмечалось, что царевич Алексей и Петр II хотели вернуть столицу в Москву. «Знаю, — говорил Петр I противникам своего дела, — что вы чувствуете отвращение к Петербургу, я помру, и возвратитеся в вашу возлюбленную Москву...» Многие московские бояре, переселившиеся по приказу Петра в новую столицу, «легко признавались в том, что часто желали, чтобы Петербург ушел под воду». По свидетельству М.Ломоносова, Москва была пленена «злодейской вольностью». И хотя Елизавета и Екатерина II укрепили и продолжили сделанное Петром, оппозиция курсу европеизации сохранялась на протяжении всего XVIII века; естественно, что исходила она от «порфироносной вдовы», которая надолго стала убежденной противницей европеизированного варианта русской культуры и противопоставляла ему, как будто бы «нерусскому», сложившийся в средние века и упорно консервировавшийся в Москве «истинно русский» и «единственно русский», с точки зрения патриархальных московских мыслителей, строй отечественной культуры. Екатерина Великая исходила из убеждения, что «Россия есть европейская держава», и потому закономерно, что Петр «ввел нравы и обычаи европейские в европейском народе». Но при этом продолжательница дела Петра прилагала всемерные усилия к тому, чтобы европейское просвещение приняло в России русский облик. В одном из ее писем читаем: «Было время, в которое приказано было все заимствовать у датчан, потом у шведов, потом у немцев, но уские кафтаны таковых тел малых не были впору колосу нашему и долженствовали исчезнуть, что и збылось».Один из самых фанатичных защитников старых порядков и противник Екатерины московский князь M.Щербатов начинал свое рассуждение «О повреждении нравов в России» с прямого заявления, что «на нынешнее состояние отечества» он взирает как человек, «воспитанный по строгим древним правилам», а с этой точки зрения происходящее в стране есть «совершенное истребление всех благих нравов, грозящее падением государству». Виной всему — перемены, учиненные Петром, который, «подражая чужестранным народам... тщился ввести познание наук, искусств и ремесел». Совершенно очевидно, что тут имелся в виду Петербург. Есть у князя и другая статья «Прошение Москвы о забвении ея», где он прямо противопоставляет Москву Петербургу и призывает государыню вернуть столицу в Москву: «Средоточное местоположение среди Империи моего града было бы удобным к скорейшему дохождению всех известий до правительства», «вельможи бы... более нутренность страны познали и нужды бы народные известнее им были», а кроме того, «вельможи, быв отдалены от порта, не имея только удобности получать чужестранные товары, самым сим сластолюбие и роскошь их стеснится, а пример их, воздействуя и над прочими, повсюду сие зло, вкрадшееся в Россию, сократит».История показала, однако, что повернуть историю вспять невозможно; петербургское Просвещение определило дальнейший ход развития страны, хотя антипетербургская оппозиция не только сохранится, но и будет укреплять и развивать свои атаки на Град Петра как на цитадель и символ движения России к высотам европейской цивилизации.
32. Проблема «Москва – Петербург» и ее обсуждение в публицистике и литературе.
Сложная история взаимоотношений этих городов началась с того, что уже царевич Алексей мечтал о возвращении столицы в Москву, а после смерти Петра I и падения Меншикова хотел это сделать Верховный Тайный Совет. В 1728 году Долгоруковы перевезли туда малолетнего Петра II, и началась массовая «эмиграция» жителей Петербурга — от придворных до ямщиков. В следующем году запустение Петербурга достигло таких значительных размеров, что стало угрожать его дальнейшему существованию. Однако Анна Иоанновна решила вернуть столицу в град Петра, и в начале 1730-х годов началось восстановление разрушенного и возобновилось строительство. В 1779 году вышло в свет первое фундаментальное «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга, от начала заведения его, с 1703 по 1751 год, сочиненное г. Богдановым, со многими изображениями первых зданий; а ныне дополненное и изданное... В.Рубаном. В Санкт-Петербурге 1779 года». Оно открывалось обращением автора к Екатерине: «Петербург есть град знатнейший в Европе».Пятнадцать лет спустя появилось второе, еще более обстоятельное (более 700 страниц) описание Петербурга — уже цитированное в первой главе сочинение И.Георги. С самого начала своего существования Петербург был «сборищем всего совершенного в Российском Государстве», а в царствование Екатерины II столица стала, «так сказать общим благотворным светилом, которое училищами, народной надобности соразмерными, и другими действительными средствами вокруг себя свет простирает...».Во второй половине XVIII века город стремительно развивался. Была создана Комиссия о каменном строении городов, проводились конкурсы на разработку общего плана Петербурга и застройки Дворцовой площади, появились гранитные набережные Невы, множество новых прекрасных зданий. Современники говорили, что Екатерина приняла «Санкт-Петербург деревянный, а оставила каменный». Известный в то время драматург и теоретик искусства П.Плавильщиков писал в 1792 году в журнале «Зритель», издававшемся им совместно с И.Крыловым и А.Клушиным: «Все художества и науки у всех племен землеродных медлительно восходили на известную ступень своего совершенства, а в России они сделали такой скорый шаг, который привел весь свет в удивление». Княгиня Е.Дашкова, возглавлявшая Академию наук и художеств, с восхищением говорила о том, что при Екатерине город «процвел вчетверо больше, как по красоте, так и обширности общественных зданий, царских дворцов, и постройка их не стоила нам ни усиленных налогов, ни чрезвычайных мер...». Прибывший в Петербург в 1785 году французский посол граф Сегюр писал, что новая российская столица стала «одним из богатейших, замечательнейших городов в Европе». Русская культура все отчетливее обнаруживала альтернативность противоположных устремлений, позиций, идеалов, вкусов — рационализма и сенсуализма, классицизма и барокко, дидактизма и гедонизма, аристократизма и демократизма, масонского мистицизма и религиозной индифферентности, высокой трагедийности и бытовой сатиры... Эти аспекты конфронтации проявлялись и в Петербурге, и в Москве, потому что при всех различиях духовной жизни старой и новой столиц они представляли единую национальную культуру, к тому же контакты между обоими городами становились в екатерининское время все более тесными благодаря развитию журналистики, книгопечатания, переписке, наконец, частым переездам деятелей культуры из города в город... Все же суть дела в том, что именно преобладало, превалировало, доминировало в том и в другом... Оказывается, что уже в это время два главных российских города представляют разные типы, как принято сейчас говорить, ментальности, которые проявлялись во всех сферах их бытия, начиная с быта и кончая господствующими формамихудожественного сознания: в Москве ментальность эта отличалась большей эмоциональностью, непосредственностью и вместе с тем прочностью религиозных устоев и традиционных, сложившихся в средние века нравственных представлений; в Петербурге же складывалась новая социально-психологическая структура. Активно развивавалась благодаря созданию Академии «трех знатнейших художеств» живопись и скульптура. Особенно рельефно различия Петербурга и Москвы проявлялись, несомненно, в соотношении светского и религиозного начал в культуре — здесь был нерв всей духовной жизни русского общества этого переломного для его истории времени.
33. Типологические особенности культуры СПб первой половины 19 века.
34. Сохранение традиции Просвещения и её развития в сферах науки, образования и книжного дела в первой половине XIX века.
Идея Просвещения, положенная Петром в основу его культурной политики и воплощавшаяся Екатериной Великой, к началу XIX века сохраняла свой потенциал в большой мере еще нереализованным. Достаточно заметить, что в столице России не был восстановлен университет, что гимназическое образование, книгоиздательское дело, журналистика, многие отрасли знания, в том числе философия, не соответствовали уровню развитых стран Европы. Осознание потребности развития просветительской идеологии получило мощный импульс после Отечественной войны, но встретило резкое сопротивление после поражения восстания декабристов. Самодержавие стремилось уложить систему образования, развитие наук и искусств в жесткие рамки официальной идеологии, к тому же различая условия обучения для высших и низших сословий. Наряду с пансионами для детей знати, гимназиями и институтами благородных девиц существовало десять одногодичных приходских и три трехгодичных уездных училища для простолюдинов. Программа обучения и в училищах, и в гимназиях и в высших учебных заведениях – Университете, Педагогическом и Техническом институтах – основывалась на убеждениях царей и их министров, которые не признавали просвещения, оно для них было «неопытное, безнравственное и бесполезное», а призывали учить «нравственности, прилежному служению и усердию». Резко ужесточена цензура, негласный комитет для наблюдения за цензурой., постановление министра просвещения прекратить преподавание государственного права европейских стран.
Идеологическая формула – «православие, самодержавие, народность». Прекратилось чтение лекций по теории познания, метафизике, истории философии, этике. Преобразование русского языка, европеизация русской речи.
В Академии наук продуктивно развивались лишь естественные науки, тем более, что это отвечало потребностям начавшегося промышленного развития страны и дальнейшего углубления просвещения.
Характерные черты петербургского мышления – авторитет естественно-научного, точного знания, логическая строгость суждений, известный рационализм. Драматическая для петербургской культуры ситуация, которая сложилась после декабрьского восстания, усугубилась на протяжении всех 30 лет царствования Николая I. Петербург по-прежнему приглашал зарубежных архитекторов, музыкантов, педагогов, учёных.
Идеальной моделью интернационалистской тенденции петербургской культуры является опять-таки творчество Пушкина, который с равными эстетической свободой, психологической глубиной и художественным мастерством обрабатывал отечественные и зарубежные сюжеты, переводил стихи иностранных поэтов, достаточно вольно интерпретируя их во имя превращения в произведения русского искусства, утверждая духовное единство мировой культуры с культурой родной страны и обогащая ее всем, что могло быть ей полезно из исторического опыта других народов. Пушкин стремился художественно осмыслить всю историю человечества и понять своеобразие развития России в контексте мирового исторического процесса. Он выражает «всецело русскую, национальную черту характера».
35. Место художественной культуры в пушкинском Петербурге.
1. Художественная культура играла особую роль в пушкинском Петербурге.
Факторы: понимание русскими царями значения худ.облика столицы, эстетизация всего образа жизни для утверждения мирового престижа, необходимость худ.осмысления противоречий, проявлявшихся в жизни столицы, стремление творческой интеллигенции через искусство выразить свое отношение к смысло-жизненным вопросам современности, гармоничность культуры в целом.
2. Император Александру I - «добрый вестник» в искусстве, архитектуре Петербурга. В его царствование была построена значительная часть выдающихся памятников архитектуры столицы. Завершил классический облик формирования СПб. Господствующим стилем художественного оформления стал русский ампир или «стиль империи». Декораторы: Фонтена, Персье, Росси. Зодчие: Стасов, Воронихин. Музыка. Прикладное искусство (Гамбс, Фаберже).
3. «Словесность» создала определенный тип общественной и культурной жизни, определяла смысл понятия «просвещенное общество». Слияние эстетических и общественных идеалов: общественная мысль носила литературно-эстетическую оболочку. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Жанры: роман, повесть.
4. Прямые контакты, взаимодействия, взаимопроникновения: синтез разных искусств.
36. Рождение в Пет. нового типа россиянина – русского интеллигента. Дворянские интеллигенты.
Вековая история Петербурга привела к рождению нового типа россиянина — петербуржца, русского интеллигента. В социологическом аспекте интеллигент — это представитель умственного труда; в таком понимании интеллигенты есть в каждой стране и на всем протяжении истории цивилизации. Однако в культурологическом контексте понятие это имеет другой смысл. Понятие «интеллигенция» по своему происхождению является категорией русской культуры. Таким образом, представления об интеллигенции как социокультурной среде, моральном облике и типе поведения уже складывалось. Большинство русских интеллигентов остро переживали пропасть, отделяющую их от народной массы, главным образом крестьянской, и воспринимали этот разрыв как свою вину, а не только беду народа. Скрещение просвещенности и нравственности рождало у российского интеллигента особый стиль мышления — отнесение каждого конкретного факта, к общим проблемам бытия. Соединение воспитанного православием глобализма, мироосмысления с привнесенным буржуазной цивилизацией индивидуализмом вело к драматической напряженности духовной личности. Российская интеллигенция первого поколения была дворянской по происхождению и социальному положению. Особенности жизни дворянской интеллигенции в Петербурге обусловили преобладание западнической идеологии и психологии. Наиболее последовательными представителями петербургской дворянской интеллигенции стали декабристы. После возвращения гвардии из Заграничных походов 1813–1814 годов в Петербурге стали возникать кружки и союзы молодых офицеров, которые начинают играть весьма существенную роль в жизни столицы. В феврале 1816 года - «Союз спасения, или Общество истинных и верных сынов отечества». Речь шла о спасении России от тягот самовластья и крепостного права. Новую организацию назвали «Союзом благоденствия» (1817 г.). «Член общества должен был «отличным образом» исполнять как семейные, так и общественные обязанности; содействовать разоблачению порочных людей и возвышению добродетельных; во всех поступках проявлять благородство; не расточать попусту время, а использовать досуг для полезных занятий и бесед с «людьми благомыслящими». Он обязан был поощрять всякого к добродетели, распространять сообразные с целью Союза понятия, говорить правду и бесстрашно отстаивать ее». Большинство декабристов были высокообразованными людьми, так мы получим целостное представление о дворянском интеллигенте декабристского типа. Поражение декабристского восстания и установленный Николаем I режим не остановил развития петербургской интеллигенции и отчасти породил золотой век русской литературы. На смену аристократам-патриотам шло поколение так называемых «лишних людей» — другая разновидность дворянских интеллигентов, и опять преимущественно петербургских. Одним из проявлений этого времени стал дендизм. Для петербургской дворянской интеллигенции характерен высокий удельный вес эстетических критериев поведения, деятельности, мировосприятия, особое отношение к женщине и национальная и религиозная толерантность.
37. Реализация принципа ансамблиевости в застройке СПб.
38. Стиль ампир в архитектуре СПб.
Ампир – стиль «империи», модифицировавший принципы классицизма, придававший его рационально-конструктивной монументальности великолепие богатого. Использование античных мотивов декоративного убранства. Однако по сравнению с французским и даже австрийским ампиром петербургский отличался умеренностью декора, стремлением к тому, чтобы он не противоречил функциональному назначению предмета.
Вершина классицизма.
Отличие: плоскосноность и линиарность; декор – военная тематика.
Представитель:К. Ив. Росси
В этом стиле строили Ансамбли
Простота, ясность, монументальность форм.
39. Дальнейшая демократизация петербургской культуры во второй половине XIX века. Интеллигенты-разночинцы
В первой половине XIX века интеллигенция как социальное и культурное явление, безусловно, играло огромную роль в истории нашей страны, но во второй половине столетия её существование и деятельность стали едва ли не центральной проблемой общественного бытия и культуры. Представители интеллигенции воспринимались как носители нового типа сознания и социального действия, как «новые люди» или «нигилисты». В это время началось выдвижение на авансцену общественной жизни, не редко приводя к достаточно острым конфликтам интеллигентов двух типов. Если представители дворянской интеллигенции последекабристского времени были обречены на положение «лишних людей», то интеллигента-разночинца его социальный статус понуждал к той или иной практической деятельности. Разночинная интеллигенция – это революционеры демократы и революционеры народники – от Чернышевского до Желябова. Это были люди, уверовавшие в научный и инженерный прогресс как реальный путь совершенствования жизни общества отдававшие все свои силы такому пониманию народного блага. Бедность, а часто провинциальное происхождение не способствовали развитию их эстетического сознания. Человек мог быть вообще эстетически неразвитым и пренебрегать искусством, поскольку оно не приносит никакой видимой, материальной пользы. На этой почве возникает конфликт между двумя типами интеллигенции. Этим же объясняется смена научных интересов – гуманитарная доминанта дворянской культуры вытесняется безусловным приоритетом естествознания, ибо оно лежит в основе полезной практической деятельности. Интеллигента-разночинца не могло быть и той терпимости, деликатности, душевной тонкости, какие были присуще представителям дворянской интеллигенции: его психология гораздо более жестка, критична, бескомпромиссна – монологична, а не диалогична. Оттого столь широкий круг представителей разночинной столичной интеллигенции не останавливался в революционной борьбе с властью перед индивидуальным террором. Иезуитская мораль «цель оправдывает средства» порождалась искренним в большинстве случаев стремлением служить народу – крестьянству, пролетариату, с готовностью пожертвовать ради высокой цели и своей жизнью.Но в этой же среде разночинной интеллигенции крайности практического аморализма встречалось решительное осуждение. Ему противопоставлялся иной путь служения народу, чисто культурный, просветительский. Понятно, что революционное крыло разночинной интеллигенции оказалось гораздо более узким, чем либерально-просветительское. Нередки были переходы от политической и террористической борьбы к социальной пассивности.Эмансипированная девушка – девушка, вырвавшаяся из социального бесправия на уровень духовно насыщенной активной научной, художественной, педагогической, общественно-политической деятельности. Девушки со всей страны стремились в Петербург, чтобы учиться здесь и работать, принося пользу обществу. С 1869 г. в Петербурге стали открываться всевозможные женские курсы – Аларчинские, Владимирские, в 1878 – Высшие женские врачебные.
40. Петербургская интеллигенция в эпоху трёх революций. Рождение пролетарской интеллигенции.
Новый социальный тип – рабочий, поднимающийся до уровня интеллигентности. Хотя это было ему гораздо труднее, чем разночинцу или дворянину, случаи превращения пролетариев в подлинных интеллигентов становились все более частыми.
Начало общеобразовательным школам для рабочих было положено Русским технически обществом, которое до 1896 г. устроило, кроме специальных технических училищ, курсов и школ для детей рабочих, еще 5 воскресно-вечерних классов для рабочих и 2 класса для работниц. С 1879 г. организовываются воскресные школы. Было создано 12 аудиторий в разных частях города, в частности в рабочих районах.
Вскоре рабочие начинают входить в художественную культуру не только как читатели и зрители, но и как создатели произведений искусства.
1914 г. – «Сборник пролетарских писателей»