Картины и образы реальной жизни непосредственно взяты из жизни. «Слезные комедии» в первую очередь вошли в репертуар театров. Переводчики не пытались дословно донести до зрителя чужой текст, а стремились максимально приблизить его к отечественным реалиям.
Теоретиком этого направления был В.И.Лукин. Переводимые им пьесы «склонялись на русские нравы», герои получали русские «говорящие» о характере имена (Добролюбов). Сюжет обрастал бытовыми подробностями, почерпнутыми из русской жизни.
Д.И. Фонвизина.
В пьесе «Недоросль» (1782) писатель поднимает проблему происхождения социальных пороков в государстве.
Постепенный отход от канонической трактовки классицизма, черты сентиментализма и реализма.
Г.Р.Державин. Его наследие нельзя причислить ни к классицизму, ни к реализму, ни к сентиментализму. В нем есть примеры всех этих стилей. В зависимости от художественных задач, он включал в оды элементы элегий, песен.
В число первых поэтов Державина выдвинула ода «Фелица» (1782). Поэт придерживается монархических взглядов. Поэт восхваляет человеческие черты Екатерины II – скромность, трудолюбие, ум, воспитанность.
Державин пишет серию патриотических од: «На взятие Варшавы. Здесь Державин возвращается к стилю ломоносовских торжественных од и придерживается сложившихся классических традиций.
В последний период творчества (с середины 90-х годов) Державин все чаще обращается к темам личной и семейной жизни, к изображению простых, человеческих радостей.
А.Н. Радищев. Воспитанный на трудах французских просветителей, Радищев пришел к выводу о нравственном праве крестьянства бороться за свободу против деспотизма и произвола. Судьба народа становится главной темой его творчества.
«Путешествие из Петербурга в Москву». Вражда к крепостническому строю в целом.
Автор впервые нарисовал реальную картину жизни крепостных. Он не верит в возможность освобождения крестьян сверху и выдвигает идею уничтожения рабства и наделения крестьян землей в результате народного восстания.
«Путешествие из Петербурга в Москву» было издано в мае 1790 года и сразу получило большую известность. Прочитав книгу, Екатерина II усмотрела в ней вредные для общества призывы народа к «негодованию против начальников». Радищев посажен в Петропавловскую крепость, судим и приговорен к смертной казни, которую императрица заменила на ссылку в Восточную Сибирь.
Благодаря силе таланта и эрудиции Н.М. Карамзина, утверждается сентиментализм. В исполнении А.Н. Радищева сентиментализм обретал горьковато-гражданственный привкус. Карамзин и особенно его последователи предпочитают другой вариант сентиментальной прозы – с оттенком некоторой слащавости, жеманства и манерности.
Самым популярным сочинением Карамзина была сентиментальная повесть «Бедная Лиза» (1792).
Карамзин узаконил некоторые нововведенные слова, например, «утонченный», «трогательный». Благодаря Карамзину в русском алфавите появилась буква "ё".
Последние годы своей жизни Карамзин посвящает «Истории государства Российского», разбирает летописи, воскрешает дух отечественной старины.
25. Утверждение классицизма как господствующего направления худ.культуры во второй половине 18 века.
Во второй половине XVIII века классицизм утверждается как господствующее направление художественной культуры Петербурга. Существенную роль в этом сыграла Академия художеств.
Классицизм становится ведущим направлением Академии художеств, как это было характерно и для европейских академий. Русский классицизм основан на тех же принципах, что и классицизм европейский.
Его благородные идеалы, высокопатриотические гражданственные идеи служения Отечеству, восхищение внутренней и внешней красотой человека, тяга к гармонии питаются философией просветительства. Он привержен большим обобщениям, общечеловеческому, стремится к логике, упорядоченности. В качестве источника использует античное наследие.
Но русский классицизм XVIII века имеет свои специфические черты:
1. Отсутствует идея жесткого подчинения личности абсолютному государственному началу. В этом смысле русский классицизм ближе к искусству античному.
2. Античная и ренессансная система композиционных приемов и пластических форм пересматривалась художниками применительно к национальным традициям, к русскому образу жизни.
3. Русский классицизм более теплый и задушевный, менее официален, чем его европейский прототип.
В своем развитии русский, петербургский классицизм проходит несколько этапов: ранний (1760-е - первая половина 1780-х годов), строгий (вторая половина 1780 – 1800 год) и поздний (1800 – 1830-е годы).
Наиболее полно проявил себя в архитектуре и в скульптуре. Для русских мастеров античность никогда не была важнейшим и почти единственным объектом изучения и подражания, в основе всех классицистических произведений русских мастеров лежит внимательное изучение натуры.
Достижения портретного жанра в скульптуре связаны, прежде всего, с творчеством Ф.И. Шубина.
Первое произведение Шубина – бюст бывшего вице-канцлера А.М. Голицына (1773).
У Шубина нет интереса только к «внутреннему», или только к «внешнему »: человек у него предстает во всем многообразии своего жизненного или духовного облика.
Шубин работал не только как портретист, но и как декоратор. Он исполнил 58 овальных мраморных портретов для Чесменского дворца (1771 – 1775), где изображены русские князья и цари от Рюрика до Елизаветы Петровны.
Во всех произведениях Шубина ярко выражен новаторский характер его дарования, что позволяет отнести произведения скульптора к числу крупнейших явлений художественной культуры Петербурга XVIII столетия.
В 1770-е годы вместе с Шубиным работает ряд выпускников Академии. Среди них выделялся Ф.Г. Гордеев – мастер монументально-декоративной скульптуры.
В его ранней работе – надгробии Н.М. Голицыной (1780) – он обращается к идеалам греческой античности.
В соответствии с просветительским духом в надгробии выражена мысль не только о бренности земного бытия, но и о бессмертии человеческого духа.
Гордеев принимал участие в создании главных памятников Петербурга: ему принадлежит змея «Медного всадника».
М.И. Козловский. Его творчество многообразно по жанрам: рельефы, статуарная пластика, надгробия, монументы.
Первыми его работами были два рельефа для Мраморного дворца: «Прощание Регула с гражданами Рима» и «Камилл, избавляющий Рим от галлов» (начало 1780-х годов).
Само название работ говорит о большом интересе мастера к античной истории именно героического периода Римской республики. Оба рельефа посвящены идее гражданской доблести и любви к отечеству.
Щедрин Ф.Ф. Исполненный им еще в Париже в 1776 году «Марсий» полон трагического мироощущения. Здесь сказывается влияние не только античности, но и пластики Возрождения, прежде всего – Микеланджело. Щедрин специально опускает лицо Марсия, уделяя главное внимание торсу и передавая пластикой тела стремительный порыв к освобождению.
Наиболее значительные работы Щедрина относятся к периоду позднего классицизма и все они монументально-декоративного характера.
Самое знаменитое создание Щедрина – скульптурный декор Адмиралтейства (1811 – 1813). Этот программный цикл средствами пластики должен был раскрыть величие и могущество России и ее флота.
И.П. Мартос. Казанский собор – «Источение воды».
Его творчество в рамках рассматриваемого периода – это мемориальная пластика. Мартос сумел создать образы просветленные, овеянные тихой скорбью, высоким чувством мудрого приятия смерти.
В этих произведениях высокого классицизма много живого человеческого чувства, как, например, в надгробии Е.С. Куракиной (1792).
Э.М. Фальконе (1716 – 1791, в России – с 1766 по 1778). Именно в Петербурге он создал свое самое значительное произведение, выразив в монументе понимание личности Петра I, названного Пушкиным «Медный всадник». Фальконе работал над памятником 12 лет.
В живописи классицизм утверждался более сложным путем, так как по своей специфике она более тяготеет к конкретному и индивидуальному. Вполне естественно, что идеи Отечества, гражданственности, героическое начало нашли свое отражение в первую очередь в историческом жанре.
Лосенко А.П. – первый русский исторический живописец. «Владимир и Рогнеда»
В ранних работах темы Священного писания чередуются у художника с античной мифологией: «Венера и Адонис» (1764), «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака» (1765).
Выдающимся мастером исторической живописи на рубеже XVIII – XIX веков был Г.И. Угрюмов.
В его произведениях 90-х годов наметилось новое понимание национальной истории. Картины Угрюмова, как правило, посвящены крупным событиям государственной жизни: «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами» (1793 – 1794), «Испытание силы Яна Усмаря» (1796), «Взятие Казани» (не позднее 1800).
Подводя итог, можно сказать, что русская историческая живопись более, чем какой-либо другой жанр, демонстрирует развитие принципов классицизма. Неизменным в нем было стремление к справедливости, чувство реального, живущее в национальной художественной культуре.
Наибольших успехов живопись второй половины XVIII века достигает в жанре портрета, который предстаёт во множестве своих разновидностей: парадный, полупарадный, камерный и интимный, портрет в пейзаже, портрет в интерьере, семейные портреты, двойные и т.д. Обогащается изобразительный язык, большое значение приобретает сложная нюансировка цвета, дополнительные цвета.
Ф.С. Рокотов. Рокотов не подчеркивает мелких деталей наружности: непоседливый и капризный мальчик представляется не статично позирующим, а живым и подвижным. Но здесь еще много черт живописи барокко: вписанность фигуры в овал при сохранении прямоугольной формы самого холста, легкий наклон головы, едва заметная улыбка.
Д.Г. Левицкий. В своих произведениях он с наибольшей полнотой и художественной выразительностью воплотил многогранное восприятие человеческой личности и создал правдивые образы представителей разных слоев русского общества 70 – 90-х годов XVIII века.
Между 1772 и 1776 годами Левицкий создает серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц – «смолянок» (семь портретов).
Четкость пластических объемов, большая определенность линейных контуров, большая гладкость живописи – черты, которые усиливаются под воздействием укрепляющейся классицистической системы. Усиливаются также черты, роднящие его с учителем Антроповым: лицо сильно приближено к краю холста, подчеркнуто объемно, на щеках горит румянец.
Последние значительные произведения Левицкого датируются 90-ми годами. Лучшие из произведений этой поры – портреты детей близкого ему семейства Воронцовых.
Левицкий Д.Г. – живописец, выразивший образы своей эпохи, говоривший ее стилем, отвечавший на ее запросы. В портрете это сказывалось прежде всего в поисках более тонких средств передачи не одних только внешних черт человека, но и его переживаний.
Рубеж XVIII– XIX веков – время не только наивысшей славы Боровиковского, но и появления новых тенденций в его искусстве. Классицизм достигает своих высот, и в портретах художника этого времени наблюдается стремление к большей определенности характеристик, строгой пластичности, почти скульптурности форм, к усилению объемности.
Три замечательных художника второй половины XVIII века – Рокотов, Левицкий, Боровиковский – разрабатывали одну систему типологии портретного жанра и шли от барокко к классицизму, а Боровиковский дальше – от сентиментализма к романтизму.
Бытовой жанр в русском искусстве второй половины XVIII века, так называемый «исторический домашний род».
Михаил Шибанов. В 1770-х годах он написал два полотна из крестьянской жизни: «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора» («Сговор», 1777).
Художник сумел передать человеческое достоинство своих персонажей. Образы крестьян правдивы, написаны явно с натуры.
Работы М. Шибанова – первые произведения русского крестьянского жанра.
В последней четверти XVIII века приобрел самостоятельность пейзажный жанр. В 1776 году С.Ф. Щедрин стал первым профессором и руководителем пейзажного класса.
Характер его пейзажей лирический, поэтичный. Это в основном изображение окрестностей Петербурга – Павловска, Петергофа, Царского Села, Гатчины: нерегулярные английские парки с их живописными речками, прудами, островами, павильонами.
Художник часто употребляет один и тот же прием: на переднем плане развесистое дерево, затем водное пространство, фоном служит архитектурное сооружение, которое обычно и дает наименование пейзажу. Четко прослеживается трехцветная схема.
Ф.Я. Алексеев положил начало жанру городского пейзажа, образа столицы.
26. Переход к классическим градостроительным принципам. Генеральный план СПб 1769 года.
В начале царствования Екатерины II, Петербург все еще имел вид возникающего города. Улицы были нешироки, из них только три главные, примыкающие к Адмиралтейству, были вымощены камнем, другие выстланы были досками, дома в лучших улицах стояли тесно друг к другу, в других же местах, как на Васильевском острове, беднейшие деревянные лачужки перемешивались с большими кирпичными домами.
Город во второй половине 18 века строился и развивался в соответствии с принципами, заложенными Петром, как регулярный город. В то же время новые тенденции развития города вели к необходимости радикального пересмотра сложившейся системы, поискам новых планировочных решений.
Новый подход к застройке города был связан с использованием схем и канонов классицизма.
Город начинает мыслиться как завершенная в своем геометрическом построении целостность, рационалистическое начало которой неотъемлемо от системы прямых и четких пространственных связей улиц, площадей, формируемых плоскостями фасадов многоэтажных зданий. Новый этапе регулярной застройки – целостно-регулярной.
2. Более жесткое регулирование плана, геометрическая схема которого вносила новый порядок в пространственную композицию. Ориентация основного направления развития города в южную сторону.
3. Максимальное уплотнение застройки. Благоустройство улиц и набережных, их мощение и освещение побуждало к экономному использованию территорий.