Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Указатель имен и прозвищ монахов




 

Устав св. Августина – принят военными орденами, тринитариями, сервитами, иезуатами, бонитами, иеронимитами, конгрегациями уставных каноников, нищенствующими орденами: братьями‑проповедниками, августинцами, братьями Сен‑Жан‑де‑Дье и другими и даже орденом уставных клириков – феотинами.

Августинцы – см.: уставные каноники, еремиты св. Августина, еремиты св. Павла, босоногие августинцы, малые августинцы, большие августинцы, августинцы‑францисканцы (реколлеты).

Босоногие августинцы – августинцы, реформированные в XVI веке, так называемые Малые отцы, большие августинцы, черные капуцины. Орден основан в 1470 году св. Батистом Фоджио. Им принадлежала церковь Нотр‑Дам‑де‑Виктуар. Августинцы‑францисканцы (реколлеты) – возникли в результате реформы, проведенной в Испании в 1438 году.

Большие августинцы – обосновались в Париже в 1293 году на месте Мешков – вначале на улице Вье‑Огюстен (Старых Августинцев), затем на набережной Гран‑Огюстен (Больших Августинцев). См.: августинцы, малые августинцы.

Малые августинцы – августинцы Реформы Буржа (1563), называемые также августинцами Королевы Маргариты. Это название было дано гильомитам по причине их одеяния, более короткого и узкого, чем у больших августинцев.

Авелланиты – см.: Фонте Авеллана.

Авис – военный испанский орден. Находился под сильным влиянием цистерцианцев, которые назначали своего аббата.

Агон – монастырь, основанный в VI веке. Швейцарская конгрегация св. Маврикия Агонского (1124). В настоящее время является частью конгрегации уставных каноников св. Августина.

Алексиане – мирская конгрегация, основанная в начале XIV века. Опекала осужденных на смерть, заботилась о психических больных, погребала умерших от чумы. С 1459 года приняла устав св. Августина.

Орден Алькантара – испанский рыцарский орден, основанный около 1156 года. Давал обет защищать идею Непорочного Зачатия.

Алькантаринцы – братья‑минориты Реформы св. Петра из Алькантары, называемые босоногими францисканцами или строгими обсервантами. См.: францисканцы.

Амвросиане – братья св. Амвросия. Монашеская конгрегация, признанная в 1375 году Григорием XI. Амвросийский ритуал.

Анахореты – см.: еремиты.

Антонинцы – сначала (в 1070 году) – община братьев‑мирян, затем – каноники св. Антония. Заботились об «одержимых».

Апостолики – так называемые Сантарелли (1370) или братья и еремиты св. Варнавы. См.: служители Блаженной Марии.

Апостолики св. Иеронима – см.: иезуаты.

Арруэз – конгрегация уставных каноников (в Аррасе, ок. 1090). Обычаи, идущие от св. Бернара.

Баптистинцы – обсервантская конгрегация августинцев, вначале – босоногих, называемая Нотр‑Дам‑де‑ла‑Консолатьон (1470).

Братья Барраты – см.: кармелиты.

Бегарды – см.: добровольные бедняки, богарды (или бегарды), бегины, гумилиаты Италии.

Бегины (вторая половина XII века): I – «монашествующие», которые жили вокруг реформированных цистерцианских и премонстрантских монастырей; позднее – нищенствующих орденов. II – отчасти «иноческие» секты: тюрлюпины, адамиты, Люди ума и пр., см.: Серые (бизе).

Апостольские бедняки – назывались также нищими еремитами Фра Анжело де Чьярино (кларенинцы). Ортодоксальные фратичеллы, живущие под началом епископов.

Католические бедняки – прежние вальденсы, основанные Дюраном де Гуеска. Назывались лионскими бедняками до воссоединения с Церковью (1210). Затем сольются либо с проповедниками, либо с еремитами св. Августина.

Христианские бедняки – см.: иезуаты.

Бедняки ‑еремиты – спиритуалы, объединенные в конгрегацию Целестином V (1294). Упразднены в 1302 году, осуждены и отлучены в 1318 году. Под именем «фратичеллы» преследовались Инквизицией (XIV век).

Бедняки ‑еремиты св. Иеронима (1377), – это конгрегация св. Иеронима; они еще назывались конгрегацией блаж. Петра Пизанского или Люпьянами, или еще «Братьями Любви Иисуса Христа». Сначала придерживались устава третьего ордена св. Франциска, затем – устава св. Августина.

Добровольные бедняки (ок. 1350) священников у них не было.

Лионские бедняки – см.: католические бедняки, вальденсы.

Христианские бедняки (XII век) – основаны Джерардо Сегарелли.

Бек – центр могущественной федерации монастырей, расположенных в Нормандии и Англии. Основан Герлуином (1035) и прославлен св. Ансельмом (скончался в 1109 году).

Белоризцы – нищенствующий орден св. Августина, называемый также служителями или сервитами Пресвятой Девы, Матери Иисуса Христа, или братьями‑сороками. Основан в Марселе в 1257 году. В Париже назывались белоризцами. В 1297 году слились с гильомитами. В 1618 году породили бенедиктинскую конгрегацию Сен‑Ванн.

Бенедикт Аньянский – скончался в 821 году. Реформатор монашеской жизни и предтеча Клюни. Составил «Capitulare monasticum» («Монастырский капитулярий») (817), первый пример законотворчества, предназначенный обеспечить единообразие в соблюдении уставов.

Бенедикт Нурсийский – «Отец Европы», патриарх и законодатель монахов Запада, «Учитель» (ок. 480–547). В 529 году основал Монте‑Кассино. После 534 года написал устав.

Бенедиктинцы – монахи, живущие по уставу св. Бенедикта. См.: камальдолийцы, сильвестринцы, валломброзанцы, цистерцианцы, оливетинцы и пр.

Кающиеся беретинцы (ок. 1134) – названы так, поскольку должны были сами ткать свои береты, см.: богарды.

Бернардинцы – I – народное и историческое название францисканских обсервантов (1453). Первый монастырь (в Кракове) был посвящен св. Бернардену Сиенскому. II – согласно Литтре: монахи Клерво, названные так по имени св. Бернара.

Серые (бизе) – прозвище бегинов по причине пепельно‑серого цвета их облачения.

Бизоки – см.: целанты.

Богарды (ок. 1170) – назывались также добряками, папелярами, беретинцами, Бони валети. Организация, похожая на терциарии, с которыми они часто были вынуждены объединяться. Некоторые примкнули к протестантам.

Бониты (ок. 1217) – орден еремитов брата Иоанна Доброго. В 1256 году присоединились к ордену августинцев.

Бонанфаны – см.: братья Общей жизни. Название улицы в Париже.

Босоногие – монахи, которые носили сандалии на босу ногу (францисканцы, августинцы, мерседарии, сервиты, тринитарии, камальдолийцы).

Босоногие францисканцы (1480), называемые также капучиаты. Противопоставлялись францисканцам ограниченного соблюдения устава, которых называли реформированными.

Братья Аве Мария – см.: сервиты.

Братья Шарите‑Нотр‑Дам – основаны Филиппом Красивым (1299), см.: брусочки.

Братья Святого Духа – см.: целестинцы.

Братья Свободного Духа – называемые также Boni Homines или братья ума (XIII век), или еще тюрлюпины. Пантеистическая, квиетистическая, пелагианская и народная секта. После 1430 года исчезла или растворилась в анабаптизме.

Братья Смерти – см.: паулисты.

Братья Нотр‑Дам‑Мон‑Вер – см.: белоризцы.

Братья Страстей Иисуса Христа – см.: сервиты.

Кающиеся братья – учреждены св. Франциском Ассизским для тех лиц, которые живут без обетов в миру (1221). Источник третьего ордена (терциариев).

Кающиеся братья Иисуса Христа – см.: «мешки». Братья‑сороки – прозвище белоризцев. См.: кармелиты.

Братья ‑строители мостов – мирское братство, занимавшееся общественными работами, основано около 1177 года Бенезе Авиньонским. В 1210 году стало орденом Сен‑Жак‑дю‑О‑Па. Упразднено в 1459 году по причине накопления слишком больших богатств. Братья‑саккиты – см.: «мешки».

Братья Вовера – см.: «мешки».

Братья Общей жизни – мирское общество, распространившееся в Нидерландах и Германии, основанное Жераром Гротом из Девентера (в 1376 году). Фома Кемпийский был братом Общей жизни. Эразм и папа Адриан VI были учениками братства. Уничтожено во время Реформы.

Братья ‑миряне, занимавшиеся ручными ремеслами. В 1470 году приняли устав св. Августина.

Братья Святого Креста – см.: крестоносцы Бельгии.

Братья на ослах – см.: тринитарии.

Бригиттины – соблюдающие устав св. Августина и общие установления св. Бригитты Шведской (1373). Смешанный орден. Настоятельницей монахов является аббатиса. Единственный мужской орден, основанный женщиной.

Бриктинцы – еремиты Бреттино (ок. 1227), в Анконской марке. В 1256 году объединились с орденом августинцев.

Брусочки – прозваны так за маленький наплечник, похожий на брусочек (элемент геральдики). В 1633 году заменены умеренными кармелитами, также прозванными брусочками.

Бургашар – монастырь уставных каноников (1142).

Валломбрёз – см.: валломброзанцы.

Валломброзанцы – основаны около 1037 года св. Джованни Гвальберто. Бенедиктинский устав. Обычаи полуеремитские, полукиновитские. Родственны старинным обычаям камальдолийцев, Клюни и Гирсау.

Вальденсы – названы так по имени своего основателя Вальдеса (или Вальдо). Возникли около 1169 года. Назывались также лионскими бедняками. Отделились от них, так как отказывались работать ради пропитания. После 1210 года назывались католическими бедняками. В 1243 году слились с августинцами. Преследовались, как и вальденсы, укрывались в горах Северной Италии.

Валь‑де‑Шу – орден отшельников, основанный Одоном Бургундским. Устав св. Бенедикта. Создан по образцу Гранд‑Шартрез.

Валь‑дез‑Эколье – канонический орден, одобренный в 1219 году. В 1625 году был вынужден примкнуть к конгрегации св. Женевьевы. Название дано потому, что в ордене состояло большое число школяров.

Варфоломиты – монашеская конгрегация армянского происхождения (1307 год). Распущена в 1650 году «из‑за больших беспорядков, признанных неисправимыми».

Веревочники (кордельеры) – народное прозвище монастырских францисканцев (конвентуалов), возникшее в начале XIII века. Вначале им принадлежал монастырь Мирабо (1388) во Франции. См.: обсерванты.

Викторинцы – см.: конгрегация каноников Сен‑Виктор (1110).

Виллакретьены – францисканская реформа строгого соблюдения устава, начатая около 1390 года Пьером де Виллакрезе и продолженная св. Пьером Регалато (скончался в 1456 году).

Виндесгейм – реформированная конгрегация каноников‑августинцев, основанная в 1387 году с целью дополнять собой деятельность братьев Общей жизни.

Братья Виргулаты – см.: кармелиты.

Вовер – замок, расположенный в Жантийи, отданный Людовиком XI картезианцам.

Гильбертины – английский смешанный орден, основанный около 1131 года св. Гильбертом де Сампрингемом. Вдохновлялся примером Гранмона и Фонтевро. Включал в себя монахинь – единственных владелиц богатств ордена, каноников (устава св. Августина), светских братьев и сестер. Упразднен Генрихом VIII (XVI век).

Гильоминцы – см.: гильомиты.

Гильомиты – основаны (ок. 1155) св. Гильомом (Гийомом) де Мальвалем, отсюда их название. Носили черные одеяния, чтобы отличаться от белоризцев. В 1256 году часть гильомитов приняла устав св. Августина. Другая их часть осталась верной уставу св. Бенедикта.

Гирсау – «германское Клюни». Основано аббатом Вильгельмом в 1079 году.

Госпиталь Иерусалима – устав 1182 года, самый старый у госпитальеров.

Госпитальеры (XII век) – наряду с очень многочисленными братствами госпитальеров (братьев и сестер), которые устраивали больницы, госпитали и лепрозории, в XII веке возникли и ордена госпитальеров.

Госпитальеры Святого Духа – основаны в 1195 году в Монпелье. В XV веке насчитывали тысячу членов. Особый обет – всю жизнь быть слугой бедных.

Гранмон – еремиты, объединенные около 1077 года св. Этьеном де Мюре или Тьером. Орден упразднен во время Великой французской революции.

Гранмонтанцы – см.: Гранмон.

Гран‑Сен‑Бернар – см.: уставные каноники св. Августина.

Гренендаль – блаженный Иоанн Русброк основал в 1350 году монастырь уставных каноников. В 1412 году он объединился с конгрегацией Виндесгейма (основана в 1387 году).

Гумилиаты – народное евангелическое движение, преследующее социальные цели, в частности, защищавшее интересы чесальщиков шерсти. В 1201 году признано Иннокентием III. Смешанные монастыри.

Добряки – прозвище различных групп монахов. См.: Гранмон, бегарды, минимы, «мешки», альбигойцы, братья Св. Духа, каноники Виллара де Фрада. Добряки Сен‑Мартен и Карья (третий орден св. Франциска).

Дом (maison) – общий термин для обозначения местопребывания определенного числа монахов. См.: монастырь.

Доминиканцы – проповедники (1215), нищенствующий орден, основанный св. Домиником согласно уставу св. Августина для проповеди веры, первоначально из альбигойцев;

Еремиты св. Августина – произошли от слияния (1256) бонитов, гильомитов, бриктинцев, тосканских еремитов Св. Троицы, братств затворников и еремитов, других групп («мешки», католические бедняки Дюрана де Гюеска).

Еремиты св. Дамиана – см.: целестинцы.

Еремиты св. Гильома – см.: гильомиты.

Еремиты св. Иеронима Фисольского – см.: иеронимиты.

Еремиты св. Иеронима обсервации (буквально «соблюдения закона св. Иеронима») – основаны Лупом Ольмедойским (1425). Устав базируется на трудах св. Иеронима. Угасли в 1850 году. См.: иеронимиты.

Еремиты св. Иеронима блаж. Петра Пизанского – см.: еремиты‑бедняки св. Иеронима.

Еремиты‑францисканцы св. Августина (1912) – произошли от босоногих августинцев.

Еремитизм – XI–XIII века характеризовались развитием строгой еремитской жизни, которая в некоторой степени компенсировалась странствиями еремитов и их проповедничеством в народе. Общежительная жизнь у еремитов сведена к минимуму. См.: камальдолийцы, картезианцы, Гранмон, Валломбрёз, Ла‑Рое, Сов‑Мажёр, монахи Сен‑Поля, Фонте Авеллана.

Женевьевцы – уставные каноники аббатства св. Женевьевы (ок. 1148). Из их крипты позднее, вырос Пантеон, предназначенный для женевьевцев. См.: Сен‑Виктор в Париже.

Иезуаты – апостолические клирики св. Иеронима, основаны блаж. Иоанном Андреа Коломбини (1367). Это братский орден без священников. Назывался еще «Padri dell' Acquavita» – «Отцы живой воды» – по причине их занятий дистилляцией. Упразднены в 1628 году.

Иеронимиты – см.: нищие еремиты св. Иеронима.

Иеронимиты Фьезолы (1325) – каноническая конгрегация, основанная блаж. Карлом де Монтегранелли. Им принадлежали Сен‑Юст и Эскуриаль.

Религиозный институт – этот термин заменил собой слово «религия», которое осталось только в выражениях «принять религию», «религиозный обет». См.: ордена, конгрегации.

Мирские институции – их члены дают только частные обеты. Например, общество Сердца Христова, Opus Dei, отцы и братья Прадо и др.

Кава (1011) – основана по образцу Клюни. В 1497 году воссоединилась с бенедиктинской конгрегацией св. Юстина из Падуи.

Кадуэн – монашеская конгрегация, основанная в 1116 году Жиро де Салем в провинции Перигор. Устав св. Бенедикта. Обычаи Сито.

Казамари (ок. 1033) – сначала бенедиктинская конгрегация, затем (ок. 1140–1150) – цистерцианская, так называемая св. Бернара.

Калатрава – орден, основанный в 1158 году цистерцианским аббатом из Фитеро Раймондом. В начале XIII века к нему присоединились монашеские воинства Монте‑Фраго, Авис и орден Алькантары.

Камальдолийцы (1012) – орден основан св. Ромуальдом (скончался в 1027 году), придерживавшимся устава св. Бенедикта. В ордене были еремиты и киновиты.

Каноническое возрождение – происходило в XI–XII веках под знаком либо Ordo Antiquus («Старый устав») – устава Аахена, дополненного уставом св. Августина, либо Ordo Novus («Новый устав») – смеси существовавших тогда обычаев, дополненных Ordo Monasterii («Монастырский устав»).

Капуцины – реформа обсервантов‑миноритов, проведенная Матфеем де Басси (1524). В 1619 году капуцины стали независимым орденом.

Капучиаты – см.: босоногие (францисканцы).

Кармелиты (1209) – монахи из Нотр‑Дам‑дю‑Мон‑Кармель. Нищенствующий орден. Изначально – обычаи еремитов. Были прозваны Бородатыми братьями, виргулатами, сороками (pica) по причине своих одеяний. См.: большие кармелиты, малые кармелиты, босоногие кармелиты, умеренные кармелиты.

Босоногие кармелиты – возникли после реформы св. Терезы Авильской (XVI век). Назывались также малыми кармелитами, см.: умеренные кармелиты.

Большие кармелиты (старого устава) – кармелиты, оставшиеся верными первому уставу. См.: умеренные кармелиты, босоногие кармелиты.

Умеренные кармелиты (конвентуалы) – принявшие уставные послабления, предложенные папой Евгением IV (1431).

Картезианцы (1084) – монахи, которые вели жизнь еремитских общин. Орден основал св. Бруно. Первоначальные обычаи составлены Гигом около 1127–1130 годов.

Келлиты (ок. 1300) – первоначальное название алексиан. Назывались также добровольными бедняками.

Киновиты – монахи, которые живут общежительной жизнью в монастырях. Отметим, что этимологически слово «монах» означает: «тот, кто живет один».

Кларенинцы (1302) – нищие еремиты, собранные Андхелем Кордовским возле реки Кларены, были привязаны к принципу использования дозволенных вещей. См.: фратичеллы, спиритуалы.

Клерво (1115) – одно из первых четырех «дочерних» аббатств Сито. Создано св. Бернаром.

Клостро – см.: конвентуалы.

Клюз – аббатство (1060–1091), ставшее во главе конгрегации при настоятельстве св. Бенедикта II.

Клюни – аббатство, основанное св. Берноном (скончался в 928 году). Бенедиктинский устав, толкуемый в духе св. Бенедикта Аньянского (ГХ век). Централизованный орден.

Колетанцы, или колеттинцы (1412) – францисканская реформа, проведенная Г. де ла Бомом, исповедником и помощником св. Колетт Корбийской (скончалась в 1446 году), которая реформировала кларисс.

Комменда – передача регулярного бенефиция от аббатства или приората светскому лицу – клирику или мирянину, который получает доход, но при этом не ведет монашескую жизнь.

Конвентуалы (ок. 1250) – называемые также Клостро, миноритами. Это францисканцы традиционного соблюдения устава, защищаемые от спиритуалов Бонаграцием Бергамским (скончался в 1330 году). Названы так для отличия от монахов, живших в уединенных скитах.

Конгрегации – XV век был отмечен роспуском больших орденов и подъемом конгрегации – национальных, бенедиктинских, цистерцианских. Та же эволюция наблюдается у уставных каноников и камальдолийцев.

Клерикальные конгрегации – группы клириков, ведущих общежительную жизнь, дающих простые обеты; к ним присоединялись и братья‑миряне, которые, однако, не могли ни образовывать конгрегации, ни руководить ими. Примеры: спиританцы (1703), монфортанцы (1722), пассионисты (1725), редомптористы (1732). См.: религиозный институт, общества священников.

Конгрегация – см.: религиозный институт, церковные конгрегации, мирские конгрегации.

Бенедиктинская конгрегация Англии – 1215 год.

Бенедиктинская конгрегация Бурсфельда – возникла в 1430 году в Германии, распространила свое влияние на Бельгию, Голландию, Данию.

Бенедиктинская конгрегация Клостро – 1230 год.

Бенедиктинская конгрегация Тела Господня (1328), присоединившись к цистерцианцам в 1393 году, в 1582 году объединилась с оливетинцами.

Бенедиктинская конгрегация шотландцев –1215 год.

Бенедиктинская конгрегация Губбио (1264) – присоединилась к оливетинцам в 1505 году.

Бенедиктинская конгрегация Мелк (1418), в Австрии.

Конгрегация бенедиктинцев св. Юстина из Падуи (1408) – объединила в себе конгрегации Кервары (1460) и Сицилии (1506), орден Кавы (1497) и Монте‑Кассино (1505), Лерен(1516).

Бенедиктинская конгрегация Вальядолид – 1492 год.

Конгрегация каноников Сен‑Виктор в Париже – основана в 1110 году Гильомом де Шампо, который был одним из учеников Абеляра. В 1634 году объединилась с женевьевцами. Упразднена в 1790 году.

Цистерцианская конгрегация строгого соблюдения устава (1428) – создана Мартином де Варга, отлученным от церкви в 1445 году. Порвала все связи с Сито, но один раз в три года посылала своего представителя на генеральный капитул цистерцианского ордена.

Конгрегация обсервантов св. Бернара (или Сиона) – см.: цистерцианская конгрегация строгого соблюдения устава.

Конгрегация Сен‑Совер (XII век) – произошла от конгрегации Шанселад. В 1458 году объединилась с уставными канониками св. Амвросия близ Губбио.

Мирские конгрегации – организации папского или епархиального права, в которых было мало священников и их члены не контролировали функции управления институцией. Например, алексиане (1305), братья Христианских Школ (1680), братья Христианского Воспитания (1705).

Бельгийские крестоносцы – основаны в 1211 году в Юи. Распространили свое влияние на Нидерланды, Францию, Англию и Германию.

Крестоносцы Иерусалима – 1114 год.

Крестоносцы Италии (1169) – так называемые croci‑feri. Орден госпитальеров, одобренный в 1169 году Александром III. Упразднен в 1656 году.

Крестоносцы Красного Сердца конфессии св. Мучеников (1250) – основаны в Кракове. Действовали в основном на территории Польши.

Крестоносцы Красной Звезды (1237) – уставные каноники, соблюдающие устав св. Августина, основаны в Праге св. Агнессой Чешской. Так называемые варфоломиты. Изначально госпитальерский, позднее орден стал военным.

Крестоносцы Нидерландов (ок. 1221) – орден Святого Креста, Kruisheeren. Устав св. Августина. Основан в Клерлье близ Юи Теодором Селльским (скончался в 1236 году).

Крестоносцы Польши – см.: крестоносцы Красного Сердца.

Крестоносцы Португалии (1131) – называемые крестоносцами Святого Креста Комбры, исчезли.

Крестоносцы Чехии – см.: крестоносцы Красной Звезды.

Ла‑Рое – общество уставных каноников. Изначально еремитское, основано Робертом д'Арбрисселем. См.: Фонтевро.

Ла‑Шез‑Дье – аббатство, основанное Робертом д'Орильяком (1052) или Тюрландом. Изначально было еремитским.

Лазаристы – с 1140 года работали в приюте для прокаженных в Иерусалиме. Немецкие лазаристы в 1498 году объединились с мальтийскими рыцарями. Во Франции они объединились с кармелитами (1608).

Лепрозории – в XII веке прокаженные братья и сестры создали уникальное монашеское братство совместно со здоровыми людьми, преданными служению прокаженным. В некоторых общинах руководителем обязательно являлся прокаженный.

Лионский собор (1274) – признал проповедников и миноритов. Кармелиты и августинцы узаконивались в своем статусе до принятия иного решения.

Лолларды – I: еретики (XIV век), проповедавшие бедность, отрицавшие мессу, таинства, заступничество святых. II: ученики Уиклиффа. III: см.: алексиане.

Мавристы – конгрегация св. Мавра (Сен‑Мор).

Магелонн – братство еремитов, зависимых от монастыря Сен‑Гильгем‑ле‑Дезер (1330).

Мальтийский орден – орден госпитальеров в Иерусалиме, основанный в 1048 году. Стал военным в 1137 году. Орден занял Кипр, затем Родос, откуда был изгнан в 1522 году. До 1798 года занимал Мальту.

Матюринцы – см.: тринитарии. Улица Матюрен в Париже на правом берегу Сены в память о ферме, которой владел орден в XIII веке.

Меченосцы (рыцарский орден) (1202) – сражались со славянами в Ливонии. В 1238 году объединились с Тевтонским орденом.

«Мешки» – прозвище еремитов, кающихся братьев Иисуса Христа (ок. 1210–1215). Назывались также добряками или братьями Вовера. Частично объединились с августинцами или же с францисканцами. Оставшиеся были упразднены декретами Лионского собора в 1274 году.

Минимы – еремиты св. Франческо де Паоло (их аббатство – Сен‑Франсуа де Поль), которые совмещали созерцательную жизнь с апостольским служением. Четвертый обет абсолютного и полного воздержания.

Минориты – нищенствующий орден, основанный в 1210 году св. Франциском Ассизским.

Михаелиты – братья‑фратичеллы, верные Михаилу Чезанскому смещенному и отлученному Иоанном XXII (1327).

Монастырь (couvent) – изначально братство, община, собрание. Затем – жилище, особенно для нищенствующих орденов.

Монастырь – слово, означающее общину монахов или уставных каноников, которые дали (или нет) торжественные обеты, начиная монастырскую жизнь.

Смешанные монастыри – в них одновременно жили и монахи, и монахини (XII век), при таких монастырях могли быть исправительные дома, а также лепрозории. Существовали в Южной Германии и Австрии вплоть до XVI века. См.: Фонтевро, Сен‑Сульпис, Кадуэн, Савиньи, Сен‑Пьер и Сен‑Бавон, гильбертины, Нид‑де‑Мерль (Гнездо Дрозда), бригиттины.

Молем – аббатство, основанное в 1075 году св. Робертом Шампанским. Община еремитов, жившая в Коланском лесу.

Монах – «монахами называют всех тех, кто дал обет бедности, целомудрия, послушания в религиозном институте» (Ж. Крезен). См.: религия, институт, орден, каноники, нищенствующие ордена, госпитальеры, уставные клирики, уставные монахи.

Мирской монах – это светское лицо, как правило, воин, которого король назначает в подчиненное ему аббатство и который живет за счет этого аббатства.

Монахи – см.: бенедиктинцы (валломброзанцы, сильвестринцы, камальдолийцы, оливетинцы), цистерцианцы, трапписты, картезианцы, монахи св. Павла, Первого еремита.

Монахи св. Павла, Первого еремита (ок. 1215) – слияние двух групп еремитов в Венгрии. В настоящее время владеют еще несколькими домами, в числе которых Ченстохова в Польше.

Серые монахи – «Словарь католической теологии» утверждает, что цистерцианцы назывались серыми монахами в противоположность клюнийцам, которые были черными монахами. См.: валломброзанцы, цистерцианцы.

Черные монахи – см.: серые монахи.

Монашество – сообщество, одобренное законными церковными властями, члены которого в соответствии с законами этого сообщества дают большие или малые обеты, стремясь к евангельскому совершенству (Ж. Крезен).

Монтаре – этой конгрегации папа Гонорий III доверил в 1222 году церковь св. Петра На Золотом Небе (Сен‑Пьер) в Павии. В 1451 году эта церковь перешла каноникам Латерана.

Монте‑Верджино – основан св. Гильомом Верчельским на юге Италии, на Сицилии в 1124 году. Пришел в упадок в 1350 году. Бенедиктинский устав и послушание еремитов.

Монтеса – военный орден, основанный в Испании в 1319 году.

Мурано – камальдолийская конгрегация, основанная в 1476 году.

Нид‑де‑Мерль (Гнездо Дрозда) – смешанный монастырь, основанный Раулем де ла Фюте (1110) на границе Анжу и Бретани. См.: Ниуазо.

Ниуазо – см.: Нид‑де‑Мерль.

Нищие ломбардцы – присоединились к гумилиатам. Разрешалось иметь имущество, был сохранен институт рака. Отказывали священникам в праве совершать таинства. Женщинам позволяли проповедовать. Осуждены в 1184 году.

Обазин – конгрегация в Лимузене. В 1147 году присоединилась к ордену Сито.

Обет – «сознательное обещание Богу возможного и лучшего, нежели упущенное» (Ж. Крезен). Публичный обет принимается от имени Церкви законным настоятелем. Торжественный обет – если Церковь признает его таковым. В противном случае обет является простым.

Обсерванты – францисканцы правильного соблюдения устава (1348). См.: веревочники (кордельеры).

Общества и братства – объединения ради молитвы и дел милосердия, включавшие определенное число монастырей и узаконенные специальной уставной грамотой.

Общества отцов – это общества «мирян‑отцов», которые жили общежительной жизнью, но не давали обетов. Не являются монахами и не образуют орденов. Например, ораторианцы (1575), доктринеры (1592), лазаристы (1625), сульпициане (1642) и др.

Обычай, кутюм (обычное право, consuetudines) – неписаное или обычное право, которое возникло в результате постоянного повторения определенных действий из желания очертить обязанности и установить права. Обычай мог создать, истолковать или отменить закон. Систематизация обычаев.

Оливетинцы – конгрегация Сент‑Мари‑дю‑Мон‑Оливе основана в 1313–1319 годах Бернардом Толоме. Строгое следование бенедиктинскому уставу.

Ольп в Савойе – монастырь, происходящий от Молема, возник в 1097 году. Строгое соблюдение бенедиктинского устава.

Орден – см.: религиозный институт, в котором дают торжественные обеты. См.: монахи, каноники, уставные каноники, нищенствующие ордена, уставные клирики, конгрегация.

Орден Святой Троицы для выкупа пленных – см.: тринитарии.

Орден Тре‑Сен‑Совер и св. Бригитты – см.: бригиттины.

Орден мерседариев (небесный, королевский и военный орден Нотр‑Дам‑де‑Мерси) – основан в 1223 году для выкупа пленных. Давали четвертый обет – добровольно занять место пленного, если оказавшийся в рабстве христианин мог потерять свою веру.

Орден кающихся Иисуса Христа – объединение мужчин и женщин, ведущих жизнь аскезы и умерщвления плоти. Во многом похожи на монахов, но не на монашеский орден. Назывались еще серыми кающимися братьями (XIII век).

Орден Святого Духа – каноники‑госпитальеры, одобренные в 1213 году. Сначала светский, затем клерикальный орден, но его руководителем всегда был мирянин.

Орден Христа – военный орден, созданный в Португалии (1317).

Ордена военные и госпитальеров – охраняли паломников и защищали Святую землю. Это были ордена уставных каноников, которые одновременно были военными: Мальтийский орден (1118), тамплиеры (1128), Калатрава (1158), Алькантара (1177), Тевтонский орден (1190) и др.

Нищенствующие ордена – см.: тринитарии, францисканцы, кармелиты, доминиканцы, мерседарии, сервиты, августинцы, минимы.

Отвилле – аббатство основано монахом из Люксёй (VII век). В XVII веке оно стало частью строгой конгрегации Сен‑Ванн. Обычаи Монте‑Кассино. Родина шампанского благодаря гению своего келаря дома Периньона (1638–1713).

Отцы живой воды (Padri dell' Acquavita) – см.: иезуаты.

Малые Отцы – см.: босоногие августинцы.

Паулисты – см.: монахи св. Павла и минимы.

Премонтре, премонстранты – орден каноников, основанный в 1120 году св. Норбертом Ксантенским. Каноническая жизнь и приходское проповедничество. Назывались также «белыми канониками» в противоположность «черным каноникам» – августинцам. См.: норбертинцы.

Пульсано – конгрегация еремитов (ок. 1120), основанная в Апулии св. Иоанном Матерским. Устав св. Бенедикта. В XIV веке слились с целестинцами.

Реколлеты – реформистское движение в XVI веке у францисканцев, августинцев и др. См.: босоногие.

Реколлеты св. Августина – см.: августинцы.

Реформы X–XI веков – следствие набегов норманнов, венгров и сарацинов. «Реформы» более духовные, чем конституциональные.

Родос (орден) – см.: Мальтийский орден.

Савиньи – монашеская конгрегация (29 аббатств, в том числе Трапп). Основана в 1105 году блаж. Виталем де Тьерсвилем. В 1147 году приняла установления Сито и присоединилась к цистерцианцам. Смешанный монастырь.

Сантарелли – см.: служители Пресвятой Девы.

Сантьяго – испанский орден, который охранял паломников, отправлявшихся на поклонение в Санть‑яго‑де‑Компостела (1175). Принимал важное участие в испанской реконкисте.

Сассовиво – конгрегация монахов, основанная в 1080–1091 годах блаж. Мейнардом. Цистерцианская рееформа в 1332 году. В I486 году перешла к оливетинцам.

Сен‑Ванн – конгрегация, реформированная в 1604 году.

Сен‑Виктор в Париже – аббатство каноников, основанное в 1108 году Гильомом де Шампо. Устав св. Августина.

Сен‑Мор – бенедиктинская конгрегация, основанная в 1621 году.

Сен‑Рюф (ок. 1039) – устав одобрен в 1095 году папой Урбаном П. Первое проявление канонического возрождения. См.: уставные каноники и каноническое возрождение.

Сен‑Сепулькр (орден Гроба Господня) – орден каноников, основанный в Палестине и одобренный в 1122 году.

Сен‑Сульпис (орден св. Сульпиция) – смешанный монастырь, основанный Раулем де ла Фютё (скончался в 1129 году). Монахи «получали от монахинь все необходимое для жизни» и не смели выходить без разрешения аббатисы.

Сент‑Антуан‑ан‑Вьеннуа – канонический орден, см.: антонинцы.

Сент‑Круа‑де‑ла‑Бретоннери – монахи, обосновавшиеся в Париже с 1258 года и прозванные Cruciferi, Cruce fignati, крестоносцами по причине их размышлений о Кресте и Страстях Господних. Распущены в 1769 году.

Сент‑Круа в Коимбре – португальская конгрегация каноников (1132), создана по образцу конгрегации Сен‑Рюф.

Сервиты Пресвятой Девы Марии – орден основан в 1233 году семью патрициями Флоренции. Был принят устав св. Августина (1240).

Сильвестринцы – основаны в 1231 году в Монте‑Фано св. Сильвестром Гоццолини. Бенедиктинские установления, сильное влияние нищенствующих орденов и анахоретов.

Сито – аббатство, основанное в 1075 году св. Робертом де Молемом. Строгое и буквальное соблюдение устава св. Бенедикта. Орден организован на основе Carta caritatis («Хартия милосердия») вторым аббатом св. Этьеном Хардингом (скончался в 1134 году). См.: Клерво.

Служители Пресвятой Девы – монахи св. Варнавы, основаны в 1370 году в Генуе, соблюдали устав св. Августина. Распущены в 1644 году. См.: апостолики.

Сов‑Мажёр – аббатство «в окрестностях Бордо, в месте, названном Два Моря» (Элио). Называлось также Сильв‑Мажёр или Гранд‑Сов (Великое Спасение). Основано Жираром де Корби (1079). Первоначально было еремитским. В 1667 году объединилось с Сен‑Мор.

Сороки – см.: кармелиты, белоризцы.

Тамплиеры (храмовники) – орден создан Гуго де Пайеном (1118). Цистерцианский устав, составленный св. Бернаром. В 1312 году орден упразднен Климентом V без суда и приговора.

Тевтонские рыцари (1190) – учреждены в Сен‑Жан‑д'Акр. Призваны в Пруссию около 1230 года. К ним присоединились рыцари‑меченосцы.

Тевтонский орден – военный орден, основанный в Иерусалиме около 1128 года. Устав позаимствован у тамплиеров. Слились с рыцарями‑меченосцами (1202) и рыцарями Добрика (1269). Осуществляли германизацию Пруссии и прибалтийских стран.

Тирон – монашеская конгрегация, основанная в 1109 году св. Бернаром д'Аббевилем (или Тироном). Цистерцианское влияние. В 1629 году объединились с конгрегацией св. Мавра (Сен‑Мор).

Трапп – см.: трапписты.

Трапписты – аббатство Трапп, основанное около 1120–1122 годов, с 1147 года стало цистерцианским. Реформировано в 1664 году аббатом Ранее. Цистерцианцы строгого соблюдения устава.

Третий орден (терциарий) – изначально объединение мирян, живших в миру (отдельно или общиной) и служивших Богу по образу и подобию какого‑либо конкретного монашеского ордена. Существовали третьи ордена по образцу францисканских, доминиканских, августинских, сервитов, кармелитов.

Тринитарии – основаны в 1198 году св. Иоанном Маффийским и св. Феликсом Валуа. Призвание – выкупать пленных христиан, попавших в руки берберов.

Тюрлюпины – еретические секты, распространенные во Франции, Германии и Нидерландах (XIII–XIV века). Осуждены в 1372 году. См.: братья Свободного Духа.

Устав – несмотря на церковное законодательство, по которому новым организациям следовало принимать уже существующие уставы, Рим одобрил устав тринитариев (1178), францисканцев (1208), кармелитов (1171) и минимов (1435).

Уставной монах – монах, который служил в ордене.

Уставные каноники – после Латеранского собора (1059) определилось различие между уставными канониками, которые были соблюдавшими устав епархиальными клириками, и неуставными, то есть светскими канониками, которые не жили общежительной жизнью. См.: Сен‑Виктор, Премонтре. Арруэз, крестоносцы, гильбертинцы, женевьевцы, Вальдез‑Эколье, Сен‑Рюф.

Уставные каноники Германии (1118) – более многочисленные, чем цистерцианцы и премонстранты, вместе взятые.

Уставные каноники Латерана (ок. 1073) – секуляризованы в 1421 году папой Бонифацием VIII. В настоящее время разделены между конгрегацией Сен‑Совер, появившейся в 1408 году, и одной австрийской конгрегацией, которая объединяет монастыри, существующие с XI и XII веков.

Уставные каноники св. Августина – этот орден сегодня включает в себя конгрегацию госпитальеров Гран‑Сен‑Бернар (см.: уставные каноники) и швейцарскую конгрегацию Агона (1128).

Уставные каноники Валь‑дез‑Эколье – см.: Валь‑дез‑Эколье.

Уставные каноники Виндесгейма (1137) – см.: Виндесгейм.

Уставные клирики – члены этого ордена не служат в церкви, но носят священническое облачение. Не нищенствуют. Превалирует апостольское служение. К ним относятся, например, феатины (1524), сомаски (1520), варнавиты (1530), иезуиты (1540), сколопы (1597) и др.

Фарфа – аббатство, реорганизованное в конце X века на основе обычаев Клюни. С XIV века – командорские аббаты. В XVI веке объединились с кассинской конгрегацией.

Фельяны – цистерцианское аббатство, которым руководил Жан де ла Баррьер (1544–1590). Их имя носит одна из террас Тюильри.

Флагелланы (бичующиеся) – социально‑религиозное милленаристское движение антисемитского толка, направленное против гражданских и церковных институтов. Вызвано к жизни эпидемией чумы (1348–1349). Осуждено в 1349 году.

Флор – цистерцианская конгрегация, основанная около 1189–1192 годов Иоахимом Флорским. От нее произошла конгрегация Калабрии (1570).

Фонте‑Авеллана – группа еремитов, созданная (ок 1000) св. Домиником Фолиньи. Св. Петр Дамияни (скончался в 1072 году) ввел среди них практику телесных бичеваний.

Фонтевро – основано около 1101 года блаж. Робертом д'Арбрисселем. Устав св. Бенедикта, затем – св. Августина. Основатель ордена «изменил порядок вещей» (Элио), и монахи в этом аббатстве управлялись аббатисой и служили монахиням. Гран‑Мутье был оставлен для монахинь, Мадлен – для обращенных грешниц, Сен‑Лазар – для женщин‑прокаженных.

Фонтевристы – см.: Фонтевро.

Францисканцы – монахи нищенствующего ордена св. Франциска Ассизского. См.: алькантринцы, бернардинцы, капуцины, капучиаты. цезаринцы, колетанцы, конвеналы, веревочники, фрати делла Коммуниа, фратичеллы, михаелиты, обсерванты, целанты.

Босоногие францисканцы – см.: капучиаты.

фрателли делл опиньоне – см.: целанты.

Фрати Биги – см.: братья Милосердия.

фрати делла Коммуниа – начало XIV века, францисканцы традиционного соблюдения устава, защищаемые Бонаграцием да Бергамо от спиритуалов.

Фрати Гауденти (ок. 1261) – монахи, занимавшиеся юридической защитой слабых и умиротворением людей во время беспорядков.

Фрати Целанти – см.: целанты.

Фратичеллы – в 1317 году Анджело Коарено основывает независимый францисканский орден, называемый Братья нищей жизни. Были осуждены Иоанном XXII, но смогли выжить. См.: михаелиты.

Фруттуариа – монашеская конгрегация, основанная в 1004 году в Пьемонте св. Гильомом де Вольпьяно.

Цезаринцы (ок. 1230) – группа францисканцев, поддерживавшаяся св. Антонием Падуанским и руководимая Цезарием Спирским, который пытался исполнять устав со всей строгостью.

Целанты – группы францисканцев, множество раз осужденных Римом. Преследовались Инквизицией под именем фратичеллов и бизоки.

Целестинцы (1263) – монахи‑бенедиктинцы, называемые еремитами св. Дамиана, находившиеся под сильным влиянием нищенствующих орденов. Основаны папой Целестином V.

Цистерцианцы – см.: Сито.

Цокколанты (1368) – францисканцы так называемого правильного соблюдения устава. См.: обсерванты.

Шале (ок. 1100) – группа еремитов, одобренная в 1177 году, основывается на цистерцианской Carta caritas («Хартии милосердия»).

Шанселад (1120) – еремиты, ставшие канониками, устав св. Августина в 1133 году. Упразднены в 1790 году.

Шатийонне – см.: Валь‑де‑Шу.

Школяры – см.: уставные каноники Валь‑дез‑Эколье.

Якобинцы – монастырь братьев‑проповедников, расположенный на улице Сен‑Жак (св. Иакова) в Париже.

 

 


[1] Понятию discretio будет посвящена отдельная глава. (Прим. ред.)

 

[2] Гряди, Создатель (лат.).

 

[3] форма обращения к лицу духовного звания (Прим. ред.).

 

[4] те, кто готовится к принятию пострига. (Прим. ред.)

 

[5] Свое название получила по традиционному церковному обряду: во время молитвы в церкви священник посыпает головы верующих пеплом со словами: «Memento homo, quia pulvis es et in pulverem reverteris» («Помни человек, что ты есть прах и во прах обратишься»), (прим. ред.)

 

[6] Сжалься (лат.) – Помилуй мя Боже… – начало 50‑го псалма

 

[7] Бог в помощь (лат); Слава (лат.); Господи помилуй – Kyrie eleison (греч.).

 

[8] Конверзы («обращенные») принимали часть монашеских обетов, но не постриг, и жили отдельно от братии. Обет послушания обязывал конверзов работать столь долго, сколько требовал аббат. (Прим. ред.)

 

[9] восьмидневный праздник. (Прим. ред.)

 

[10] Куколь или кугель, гугель, – средневековый капюшон, покрывающий плечи, переходя в пелерину; теплая удобная, очень популярная в XIII–XIV веках одежда, хорошо защищает от холода и к тому же украшает голову как ореол. (Прим. ред.)

 

[11] «Отче наш» (лат.).

 

[12] Европейский фунт равен примерно 453,5 г. (Прим. ред.)

 

[13] этим словом называется темно‑серый мрамор из окрестностей Лиона, а также ситниковое растение маярник. (Прим. ред.)

 

[14] сдобная сладкая лепешка, род пирожного, не имеет никакого отношения к блинам. (Прим. ред.)

 

[15] этот трактат в переводах и переделках с арабского языка на латинский и другие, был популярен в XIV–XV века.

 

[16] Славное вино (лат.)

 

[17] Может, и русское слово «бражка»? (При. ред.)

 

[18] Пелиссон – свободная длинная или полудлинная одежда на меху с длинными рукавами. Мужские пелиссоны иногда делали с капюшоном. В XIV веке пелиссоном называли также плащ на меховой подкладке с прорезями для рук. (Прим. ред.)

 

[19] В данном случае в оригинале речь идет о башмаках на деревянной подошве, подбитых мехом. (Прим. ред.)

 

[20] Шемиз – нижняя рубашка (мужская – без рукавов) существовала еще у франков и в мужском костюме сохранилась до 30‑х годов XX века. (Прим. ред.)

 

[21] Буре – грубая шерстяная ткань. (Прим. ред.)

 

[22] Капуччо по‑итальянски, шаперон по‑французски – средневековый капюшон, закрывающий плечи, с длинным «хвостом» от затылка. В XIV веке мужчины стали носить его с жестким бортом, «хвост» удлинился, его драпировали над бортом различным образом, спуская конец на плечо. (Прим. ред.)

 

[23] Манто – накидка, плащ без рукавов, королевская мантия имеет форму круга или полукруга, позднее – одежда некоторых должностных лиц, но уже с рукавами. (Прим. ред.)

 

[24] буквально «наплечник», головной убор, закрывающий плечи, сшитый из двух прямоугольных кусков ткани с оставленным в одном шве отверстием для лица. Разновидность куколя. (Прим. ред.)

 

[25] первоначально кольчужный подшлемник, закрывавший шею и плечи, позже короткая пелерина, соединенная с капюшоном. (Прим. ред.)

 

[26] первоначально в XIII веке обобщающее понятие мужской и женской верхней одежды с распашными полами и застежкой, если она есть, по центру; в отношении католических монахов ее смело можно назвать рясой. (Прим. ред.)

 

[27] длинный широкий плащ из любой ткани в форме полукруга с небольшим отложным воротником, если его делали с капюшоном, то называли «кап по‑испански».

 

[28] мягкий мужской головной убор, состоящий из широкого круга ткани, сосборенного по объему головы на узкий околыш с небольшими отогнутыми полями, слегка расширенными в верхней части.

 

[29] женский чепец из полотна, поверх которого надевали все головные уборы в эпоху Средневековья. IX–XIV века.

 

[30] Речь идет о длине «хвоста» шаперона. (Прим. ред.)

 

[31] плащ с рукавами и капюшоном

 

[32] разъемные широкие штаны‑чулки до колен и длиннее.

 

[33] по‑немецки буквально «юбка», любая длинная широкая одежда с отрезной юбкой.

 

[34] средневековая мужская и женская одежда, до XII века соответствовала блузе, у мужчин до этого времени была выше колен, затем – ниже щиколоток, в XIV веке вновь стала короткой. Крестьянский вариант назывался «котерон», что‑то вроде короткой куртки без рукавов, к низу тесемками привязывали разъемные штаны.

 

[35] длинные, плотно облегающие ноги разъемные штаны‑чулки XI–XV века.

 

[36] старинная мера длины во Франции, равен примерно 120 см. (Прим. ред.)

 

[37] первоначально плотно облегающая голову шапочка, при выходе на улицу поверх нее надевали головной убор.

 

[38] шелковая ткань.

 

[39] буквально «бочка», речь идет о gonnelle – форменной одежде, украшенной гербом. (Прим, ред.)

 

[40] католический священник, состоявший при капелле, то есть церковном хоре. (Прим. ред.)

 

[41] Благослови (лат.)

 

[42] то есть того, кто проводил кровопускания (лат.)

 

[43] крестьянский надел.

 

[44] Молитва к Пресвятой Деве у католиков (Прим. ред.)

 

[45] военачальник ассирийского царя Навуходоносора, был убит Иудифью, спасшей таким образом свой город от гибели; об этом рассказывается в библейской книге «Иудифь». (Прим. ред.)

 

[46] Pour en finir avec le Moyen Age, ed. Du Seuil, 1977.

 

[47] Великая хартия вольностей, подписанная в 1215 году английским королем Иоанном Безземельным.

 

[48] В Средневековье коммуной называлась городская община.

 

[49] Гряди, Создатель (лат.).

 

[50] Королевские посланники (лат.)

 

[51] Исповедаюсь (лат.)

 

[52] пользование доходами с аббатства (Прим. ред.)

 

[53] Дискреторием называется место, где собирается монастырский совет. (Прим. ред.)

 

[54] люди, пожертвовавшие свое имущество монастырю и живущие в нем.

 

[55] Работать, трудиться (лат.); французское слово «labour» означает «пахота, вспашка». (Прим. ред.)

 

[56] Французское слово «paysan» – «крестьянин, селянин» того же корня, что и «paien» – язычник.

 

[57] Молись и трудись (лат.). Девиз основателя ордена бенедиктинцев св. Бенедикта Нурсийского.

 

[58] Растение семейства зонтичных. (Прим. ред.)

 

[59] То есть в конце XVIII века. Речь идет о французской революции 1789 года.

 

[60] Хотя эти данные выходят за пределы эпохи Средневековья, но мы тем не менее приведем их, чтобы показать, чем еще обязана монахам Европа: разведение картофеля кармелитами в Испании и картезианцами в Бельгии (аббатство Эйнзидельн вскоре стало центром по выращиванию картофеля); разведение вирджинской клубники, арахиса, фасоли, кофе (в Бразилии в 1774 году бельгийским монахом по имени Мольке; в Венесуэле в 1784 году – отцом Жозе Антонио Могедано); открытие в 1602 году сорта мандаринов клементина; новые цветы – бегония (1690), камелия (XVIII век), женьшень (1718). (Прим. авт.)

 

[61] Эйнзидлеровский окрас (нем.).

 

[62] Деталью литургического облачения священника является белая туника (alba tunica), поэтому любое богослужение совершается in albis. Богослужение по особо торжественным случаям совершается in praecipuis (лат. «исключительный, особый»).

 

[63] Скука, тягость (лат.)

 

[64] См.: Dr. J.‑P.Joly. Petite histoire des lunettes. – in: Revue des deux mondes, 1 avril 1954.

 

[65] инвалид, помещенный королем на прокорм в монастырь (Прим. ред.)

 

[66] Книга св. Иакова (лат.)

 

[67] По этому поводу Литтре цитирует забавную поговорку: «Испанец без иезуита – все равно что куропатка без апельсинов», которая объясняет другой оборот речи: «Хорошо поесть куропатку и без апельсинов», то есть надо «уметь довольствоваться чем‑то одним хорошим, не стремясь к излишествам». А так обычно иезуит и испанец составляют пару, как куропатка и апельсины… (Прим. авт.)

 

[68] «Моя хата с краю – ничего не знаю», – скажем мы. (Прим. ред.)

 

[69] Жак – разговорное «мужик», «дурачок», «простофиля». Мы говорим: «Гром не грянет, мужик не перекрестится»; французы же рекомендуют своему брату Жаку звонить вовремя. (Прим. ред.)

 

[70] городской советник, член магистрата городской управы.

 

[71] Адвокат дьявола (лат.)

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 149 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2446 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.