К началу XIX века новым явлением в экономическом развитии России было формирование капиталистических отношений. Помещичьи и крестьянские хозяйства все более теряли натуральный характер, втягивались в рыночные отношения. Крепостническое хозяйство неотвратимо шло к глубокому кризису. Но в отличие от Европы в России подавляющая часть населения занималась земледельческим трудом, находилась в феодальной зависимости от дворян - помещиков или государства. Промышленность была развита слабо и группировалась главным образом вокруг Москвы, Петербурга, а также на Урале.
В 30 - 40-е гг. XIX в. в России начинается промышленный переворот, возникают новые заводы и фабрики, постепенно, хотя и медленно, растет применение паровых машин. Получает распространение вольнонаемный труд.
Раньше всего паровые двигатели и механические станки стали вытеснять ручные станки и " вододействующие " механизмы мануфактурного периода в хлопчатобумажной промышленности. В 1846 г. в России было 700 тыс. веретен, приводившихся в действие паровыми двигателями. В 1859 г. таких веретен уже имелось 1600 тыс. Паровые двигатели внедрялись и в некоторые другие отрасли промышленности.
Возросла и производительность труда: в середине XIX в. один рабочий производил продукции в 3 раза больше, чем в начале столетия, а на долю машинного производства приходилось уже свыше 2/3 продукции крупной промышленности в стране. В то же время из-за медленных темпов развития промышленности отрыв от стран Запада возрастал. Если в XVIII в. Россия занимала первое место в мире как по выплавке чугуна (треть мирового производства), так и по его вывозу, то в начале XIX в. английская металлургия догнала российскую, а к 1860 г. превзошла ее почти в 12 раз. Обогнали Россию также США, Германия и другие страны. Россия по производству чугуна отошла на восьмое место. Еще более отставала она в области машиностроения, топливной промышленности, в развитии транспорта.
В дореформенной России основными видами транспорта были водный и гужевой. В начале XIX в. был проведен ряд новых каналов, соединивших Каму и Северную Двину, Днепр и Вислу, Западную Двину и Неман, Верхнюю Волгу и Балтийское море. Однако пропускная способность этих каналов была небольшая.
Во второй четверти XIX в. стало развиваться пароходное сообщение. В 1815 г. на р. Неве появился первый пароход " Елизавета ". В 1860 г. на Неве, Волге, Днепру и их притокам, а также по Каспийскому и Черному морям плавало 339 пароходов.
В первой половине XIX в. началось строительство шоссейных и железных дорог. Если к 1825 году было построено 367 верст шоссейных дорог, то к 1861 г. - 8515. Шоссе соединили Петербург с Варшавой, Москву с Петербургом, Варшавой, Ярославлем и Нижним Новгородом. Значительное количество шоссейных дорог было построено в Прибалтике. Однако протяженность шоссейных дорог для огромных пространств России была ничтожно мала.
Первая в России железная дорога была построена на одном из уральских заводов в 1834 г. крепостными механиками Е. и М. Черепановыми. В 1837 г. Петербург был соединен железной дорогой с Царским Селом, а в 1843-1851 гг. была построена Петербургско - Московская железная дорога, имевшая большое экономическое значение. Всего к 1861 г. в России насчитывалось около 1,5 тыс. верст железнодорожных линий, что было недостаточно для такой огромной страны.
Преобладающей отраслью экономики страны оставалось сельское хозяйство, развитие которого носило экстенсивный характер (за счет расширения площади посевов). С 1802 г. по 1860 г. площадь посевов выросла с 38 до 58 млн. десятин (на 53 %), а валовые сборы зерна - с 155 до 220 млн. четвертей (в одной четверти - 8-10 пудов). Прирост посевных площадей происходил, в основном, за счет осваиваемых районов Южной Украины, Бессарабии, Предкавказья и Среднего Поволжья. Важнейшей отраслью сельского хозяйства являлось животноводство. В целом по стране оно носило натуральный характер: скот разводился главным образом для " домашнего употребления". Товарное животноводство имело место в Ярославской, Тверской и Вологодской губерниях, в Прибалтике и в степной полосе России.
Низкий уровень сельского хозяйства в дореформенной России обуславливался в первую очередь тормозящим влиянием крепостного права.
Общие социально-экономические процессы происходили и в Башкирии, но загнивание и кризис феодально-крепостнического строя сказывались в меньшей степени, чем во внутренних, южных и западных районах России. В первой половине XIX в. наблюдался существенный прирост башкирского населения: 250 тыс. человек на рубеже XVIII и XIX вв., 507 тыс. - в 1851 г. Большое воздействие на развитие сельского хозяйства в Башкирии оказывало увеличение в I половине XIX в. плотности населения, происходившее за счет естественного прироста численности башкир, но главным образом - притока небашкирского населения из других регионов России. Оно вело к сокращению пастбищных угодий, к упадку скотоводческого хозяйства.
В целях борьбы с активным выступлением населения края против царизма и привлечения части населения к охране восточных границ России указом правительства от 10 апреля 1798 г. в Башкирии вводится кантонная система управления. В соответствии с этим указом башкиры и мишары были переведены в военное сословие. Было создано 11 башкирских, 5 мишарских кантонов, а также 5 кантонов оренбургских казаков. Кантоны не имели особых названий, их различали по порядковым номерам. Башкирские казаки охраняли восточные границы России, привлекались для участия в военных действиях, сооружении военных укреплений, участвовали в заготовке леса для казны, строили и ремонтировали административные здания в Уфе и Оренбурге, посылали транспортные команды в Казахстан.
В связи с переходом башкир в военно – казачье сословие принимались меры по переводу их к оседлости и земледелию. Принудительный перевод башкир к оседлости наиболее активно стал осуществляться с 30-х гг.XIX в.
Жителям кантонов раздавались семена и приказывалось “заниматься хлебопашеством “. По решению губернской администрации башкирские деревни перестраивались по русскому образцу.
В целом мероприятия царских властей по переводу полукочевых башкир к оседлости и земледелию, хотя и проводились административно-бюрократическими, порою очень грубыми методами, имели прогрессивное значение, способствуя распространению земледелия и оседлого быта.
В первой половине XIX в. промышленность Башкирии, как и Российской империи в целом, переживала глубокий кризис. Почти полностью прекратилось строительство новых предприятий, закрылся ряд старых заводов. Некоторое оживление в металлургии началось в конце 30-х и в 40-х годах. Тормозящая роль феодально-крепостнического строя сказывалось и на фабрично-заводской промышленности, лесных промыслах.
Продолжалась качественная перестройка многих компонентов общественного строя башкир в направлении их приближения к социальным организациям феодальной России. Основное содержание перестройки заключалось прежде всего в разложении традиционных (по форме родоплеменных) земельных вотчин на территориальные земельные общины сельского типа. Однако перестройка шла медленно, крайне противоречиво.
Организация кантонной службы башкир и кантонной системы управления ускорила эволюцию социально-классовой структуры башкирского общества: старая (по происхождению родоплеменная) аристократия башкирского общества изжила себя или частью была уничтожена. На смену ей пришла создаваемая и поддерживаемая царизмом социально-классовая группа, которая складывалась как из переориентировавшихся на царизм представителей старой аристократии, так и за счет новой бюрократии, кантонного офицерства, верного царизму, а также прослойки башкирских богатеев.
Из выходцев социальной верхушки, мусульманского духовенства начинает складываться немногочисленная башкирская интеллигенция (поэты, писатели), в мировоззрении которой, кроме идей просветительства, прослеживается тенденция к осмыслению социально - исторических судеб башкирского народа.
В первой половине XIX в. под влиянием передовой русской культуры продвинулась вперед и культура народов Башкирии. В крае функционировали общеобразовательные, военные, горнозаводские школы. В 1828 г. в Уфе была открыта гимназия с семилетним курсом обучения, где в 1846/47 учебном году обучалось 225 человек. В гимназии преподавались латинский, немецкий и французский языки, словесность, логика, математика, статистика, история, физика и др. Однако образование было доступно только представителям национальной феодальной верхушки.
Широкое развитие получило башкирское устное народное творчество, особенно его песенный жанр. Прогрессивные русские писатели создали немало произведений о Башкирии. В 30-х годах в Уфе начали ставить любительские спектакли, в 1841-1843 гг. выступила первая профессиональная труппа.
Таким образом, начавшийся промышленный переворот в России приводил к большим изменениям в структуре промышленности и ее техническом оснащении. Но в условиях нашей страны он затягивался на длительное время. Социально-экономические процессы в Башкирии, хотя и медленно, разлагали родоплеменные отношения, приближая общественный строй башкир к социальной организации страны. Эти процессы стали ускоряться с введением кантонной системы управления.