Пролетарское искусство — это искусство, которое охватывает трехмерную площадь творческого материала в соответственную классу ясную, точную синтетическую форму, проводит сквозь него линию устремлении к конечным целям пролетариата. Это искусство по самой своей природе — искусство большого полотна, большого стиля, — монументальное искусство.
Класс коллективного единодушия, всеобщего товарищества, рабочего содружества в труде, победе и поражении; класс единых интересов, чувств, переживаний, — от практических мелочей до взлетов к вершинам идеалов; класс — монолит, из которого история выгранила монумент Мемнона, возвещающий зарю нового дня; такой класс творит искусство только по своему образу и подобию. Его особенный язык, многозвучный, многокрасочный, многообразный, богатством своего словаря выявляя бытие от пласта темного био-зоологического существования до пласта сложнейших представлений и величественный идей, — способствует своей простотой, ясностью, точностью могуществу большого стиля.
XV. Заглушение сорной травы
Пролетарское творчество, освобождаясь от влияния упадочного искусства нашего времени, крепнет и все теснее связывается красными нитями с трудящимися и втягивает в сферу своего влияния не только пролетарские круги, но и примыкающие к революции мелкобуржуазные слои. Формы многих литературных течений уже испытывают на свое воздействие пролетарского искусства. Пробуют обрабатывать, наш материал нашими же методами. Эти опыты нередко приводят к положительным результатам. Но некоторые товарищи-публицисты из наших рядов, привыкшие дирижировать оглоблей, {166} часто по недосмотру вредят первым, но уже заглушающим сорную траву, всходам нового искусства.
XVI. Смычка
Мы открываем к нам доступ всем поэтам, писателям, художникам, музыкантам, кто тяготеет к пролетариату, его устремлениям и идеологии. Мы не боимся принимать их в свою среду и обработку. И в первую очередь — писателей из крестьянской среды. Ядро «Кузницы» крепко. «Кузница» углубляется и расширяется — молотов у диктатуры пролетариата хватит на всех.
XVII. Ударный отряд
Объединение рабочих писателей «Кузница» — есть единственное объединение, стоящее всецело на программе революционного авангарда рабочего класса и Р. К. П. В деле укрепления диктатуры пролетариата и осуществления рабоче-крестьянской демократии в путях к коммунистическому обществу, — оно осознает себя ударным отрядом, на передовых позициях идеологического фронта.
XVIII. О международной «Кузнице»
Группа «Кузница» в организационной и творческой работе сплачивает ряды рабочих писателей всей СССР и выковывает основное ядро единого пролетарского искусства в целях международного объединения кузнецов рабочего искусства всех стран.
XIX. Заключение
Буржуазное искусство выродилось во всеобщее уродство и бессильно коснуться рабочего класса, как рука трупа — пожать руку живому. Мы поднимаем тяжелый рабочий молот, {167} вбить последний гвоздь в крышку этой гробницы искусства.
Смена форм общества, меняет формы искусства. Мы провозглашаем искусство, как здоровый, согласованный с самим собой и окружающей социальной средой, организм. В нашем понимании художественное творчество — функция общественной идеологии, эмоциологии, классовой психики вообще. Пролетарское искусство, охватывая трехмерную площадь творческого материала в соответствующую классу ясную, точную, синтетическую форму, проводит сквозь него линию устремлении к конечным целям пролетариата. Труд и борьба за организацию коммунистического общества — первоосновы рабочего класса и первоосновы нашего творчества.
Бытие определяет форму и само показывается и определяется через нее. Содержание угадывает изобразительные средства и само разгадывается и изображается ими.
Стихии: 1) ритма, 2) композиции и 3) смысловая — должны быть единым органическим целым. 1) Картина, 2) пафос и 3) звукозвон произведения должны составлять единый органический образ. Стиль — это класс. Художник — функция этого класса и его творящий медиум, и творчество — поэзия — практика пролетариата.
Соединение рабочих писателей «Кузница» стоит на точке зрения РКП и осознает себя ударным отрядом на передовых позициях идеологического и художественного фронта.
Группа «Кузница» в своей творческой работе сплачивает Ряды рабочих-писателей всего СССР и выковывает ядро кузнецов пролетарского искусства всех стран.
Председатель «Кузницы»: Ив. Филипченко.
Заместитель: Н. Ляшко.
Секретарь Г. Санников.
Члены Правления: Г. Айкуни,
В. Кириллов.
«Правда», 1923, № 186.
{168} 5. Наказ делегату «КУЗНИЦЫ»,
входящему в Комиссию по вопросам пролетлитературы при Политбюро ЦК ВКП (б)
1. Признавая за художественным словом огромную общественную роль, «Кузница» полагает, что именно поэтому невозможно предоставить руководство литературной жизнью какой-либо литературной организации.
2. Общее руководство художественной литературой должно обеспечиваться пристальным вниманием партии, которая не может и не должна передоверять организацию и идеологическое воспитание художественных сил.
3. Искусство художника слова не должно отрываться от рабоче-крестьянских масс, но оно не может в то же время быть закованным в рамки единой художественной школы, единого художественного направления, а посему необходимо признать и всячески поощрять разнообразие художественных группировок, кружков, организаций и проч.
4. Литературные силы трудящихся могут только по двум поводам объединиться в единый фронт. Это — защита своих профессиональных нужд и борьба за выпрямление идеологии в творчестве советского писателя. По первому поводу писатель и особенно пролетарский, не в праве выходить из общих организационных форм, существующих в российском профдвижении. По второму поводу — идеологическая борьба — писателю нет нужды создавать свои особые кастовые организации, влекущие обычно к отрыву писателя-рабочего от рабочего класса, писателя-коммуниста — от партии.
5. Поле деятельности пролетарской литературы не мыслится вне общей для всей страны экономической и культурной конъюнктуры, с ее целями и задачами. Литературный фронт является частью общекультурного фронта СССР.
6. Согласно положениям, выраженным выше, «Кузница» свое отношение к выходцам из мелкобуржуазной среды, {169} к так называемым попутчикам, строила и строит в соответствии с общей политикой пролетариата на экономическом и культурном фронтах, полагая целесообразным использование и всяческое втягивание в советскую орбиту писателя инородного, подобно тому, как мы пользуем и вовлекаем в творчество рабочего класса всех специалистов.
7. Таким образом, не добиваясь для пролетписателя каких-либо исключительных привилегий, преждевременных и вредных в общих условиях СССР, «Кузница» тем не менее протестовала и будет протестовать против неразумного, ничем не вызываемого чрезмерного внимания к так наз. спецам от литературы (А. Толстой, Эренбург и т. п.) и старой интеллигенции (Пильняк, Никитин, Шкловский и т. д.), значение которых преувеличивается вследствие недостаточного знакомства с продукцией пролетписателей.
8. «Кузница» считает своевременным установить в мире советской литературы следующие положения: в центре — пролетарский писатель (как идеолог рабочего класса), вокруг — попутчики, последыши, выкидыши и т. д., и т. п. («в хорошем хозяйстве — все пригодится»). Обратное положение, — поддерживавшееся до последнего времени, между прочим, товарищем Воронским, т. е. в центре — попутчики, а вокруг да около — пролетписателъ, — должно быть решительно пересмотрено. Тем более, что рассматривать писателя-попутчика, как учителя пролетписателя, можно только при полном невежестве в области художественной литературы.
9. Однако, оказывая достаточное внимание пролетписателю и, в первую очередь, молодняку, необходимо в то же время бороться о разлагающим влиянием некоторых демагогических лозунгов: «долой буржуазных писателей, да здравствует свой пролетарский», «хоть сопливенький, да свой», «коль ты от станка, так все можешь» и т. п. «Кузница» полагала и полагает, {170} что везде и всюду, особенно же на литературном поприще, отрыв от производства должен быть оправдан качеством художественной продукции. Такой подход к начинающим оградит рабочий молодняк, тянущийся к писательству, от горького разочарования, деклассирования и подчас катастрофических развязок (пьянства, идейной махновщины, самоубийства и т. п.).
10. При наличии несомненного и быстрого культурного роста силы пролетписателя в настоящее время еще не таковы, чтобы закидать кого бы то ни было шапками. Однако, должное к ним внимание, в духе постановления XIII Партийного Съезда, и дальнейший упорный труд самих писателей позволят в ближайшие годы быть все меньше и меньше в зависимости от влияния буржуазных спецов и все настойчивее и крепче вовлекать в сферу рабочей идеологии молодых попутчиков из разночинья, которые в настоящее время находятся под разлагающим влиянием отдельных, хотя и авторитетных, но неумелых руководителей, способствующих развитию среди них индивидуалистических уклонов.
11. Пролетписателю должны быть обеспечены не только правильный сбыт удачной его продукции, но и вообще сносные условия для самого его труда (квартирный вопрос, отдых и лечение и т. п.).
12. Останавливаясь в заключение на общих литературных условиях, в которых приходится работать и бороться пролетписателю необходимо отметить следующие важнейшие моменты а) отсутствие здоровой культурной и идеологически выдержанной критики, б) консерватизм и невежество в руководящих редакционных и издательских органах и в) засилье в издательских аппаратах старых, заядлых спецов, лишенных знания современного рынка и совершенно не учитывающих потребностей нового читателя, что ведет к разрыву между массовыми читателем и пролетписателем.
{171} По уполномочию общего собрания
группы «Кузница» члены Комиссии:
Ф. Гладков, В. Бахметьев,
Г. Якубовский и Н. Ляшко.
«Рабочий журнал» № 3. Двухмесячник Кузницы. 1925 г.
6. Тезисы, предложенные т. В. Лебедевым-Полянским и принятые Советом «Кузницы»
1. Литература, как и всякое искусство, является не только средством познания жизни, но и средством ее организации.
2. Все прекрасно понимают, что художественная литература показывает, но не доказывает; необходимо все же, чтобы этот показ, как результат непосредственного восприятия действительности, был под контролем сознания, которое должно быть максимально организовано.
3. Литература должна быть глубоко правдивой. Жизненная правда творчества обусловливается классовой психоидеологией художника и познается в динамике жизни.
4. Литература должна быть актуальной, отображая в своем художественном анализе и синтезе не только явления прошлого, но и современности.
5. Поскольку мы стоим на пролетарской точке зрения и все явления рассматриваем в свете марксизма, художественная литература должна быть средством нашего социалистического строительства, в особенности в данный момент, когда с такой настойчивостью жизнь поставила вопросы культурной революции.
6. Современная художественная литература должна сосредоточить свое внимание на процессах, происходящих в городе — среди пролетариата, в деревне — среди крестьянства.
7. До сих пор художественная литература питается материалом периода военного коммунизма и восстановления народного хозяйства. Поскольку мы вошли в новый период, период {172} реконструкция хозяйства, в период индустриализации, художники, осознав и продумав новый курс жизни, должны избрать материал под новым углом зрения, не опуская, конечно, новых явлений.
8. Наше социалистическое строительство идет под руководством пролетариата. Но пролетариат осуществляет его в союзе с крестьянством. Известные противоречия между пролетариатом и крестьянством, вытекающие из их социальной природы, еще не устранены. Экономический и политический рост советского крестьянства выдвинул вопрос о коллективизации сельского хозяйства. Проблема, которая будет развертываться, усложняться и осуществляться долгие годы. Глаз художника должен быть направлен и в эту сторону, имеющую первостепенное значение.
9. Новое сознание, новая психология, новый человек должны быть показаны в своем становлении и укреплении в жизни как нечто ее органическое. Этот процесс протекает в борьбе с пережитками и остатками прошлого, очень труден в своем показе и последний совершенно немыслим вне классовой диалектики.
10. Новый человек современности рожден в огне Октябрьского переворота. Он проходит стадии своего общественного роста. Противопоставлять якобы психологически более сложного человека сегодняшнего дня человеку периода военного коммунизма нельзя. Сложность психики не говорит еще о ее новизне и должна рассматриваться в процессе общественного развития.
11. Проблема нового быта должна захватить все стороны жизни — как внутренние, так и внешние ее проявления. В первую очередь должны быть разработаны мотивы новых отношений людей в процессе столкновения социалистического строительства с нэпом, отношения мужчины и женщины, (конечно, не с физиологической стороны), отношения двух поколений.
{173} На фоне этих общественных явлений должны быть разработаны «мелочи» нового быта.
12. В процессе художественного оформления современная литература должна помнить, что читатель ее — широкая масса трудящихся. Литература должна быть глубоко реалистичной; элементы форм должны быть органически связаны с материалом содержания. Идеология отстает от экономики, форма идеологии отстает от ее содержания. Несмотря на это, современный художник должен поставить своей очередной задачей своего воспитания — перешагнуть через подражание Достоевскому, Блоку, Толстому. Жизнь уже намечает элементы новой формы.
13. Писатель, в особенности пролетарский, ни на минуту не должен забывать, что он является активным строителем социализма, и не только в нашей стране, но и во всем мире. Это накладывает на него величайшую ответственность, но это же дает и не меньшую награду.
«Читатель и писатель», № 17 28, апр. 1928 г.
Книга была уже вполне готова к печати, когда веженед. «Читатель и писатель», № 50 – 52 за 1928 г. была напечатана новая декларация всесоюзною общества пролетарских писателей «Кузница», принятая единогласно на собрании 4.XII.1928 г.
Твори!
От редакции
«Твори!» — так призываем мы. На такой призыв надо иметь право. Надо творить самим. И с этого начинать, — как бы ни были еще несовершенны молодые всходы. Вот почему наше первое принадлежит «Творимому».
Оно уже прокладывает себе дорогу. «Есть ли она?» — с сомнением спрашивают некоторые. Есть! — что бы ни говорили противники пролетарской культуры. У нее есть свой путь, хотя бы потому, что она уже идет. Знаем ли мы его? Мы его пока узнаем. «Творимое» ставит вехи, — можно их подсчитать, можно по ним найти указательную магнитную стрелку пролетарского дредноута. И если еще не ясны бури и штили его плавания, то воля рулевого не оставляет уже никаких сомнений. Ей принадлежит «Наш путь»: закрепление пройденного, осознание настоящего, зоркое провидение будущего.
Но не все «творимое» возможно дать в «Твори»! Мало того: спрашивается, как все это творится? Для ответа надо проникнуть в мастерскую «творимого». Пусть же читатель побывает «у нас». Он ощутит там не бульканье в реторте (так, ведь, клевещут на нас), а пульсацию жизни, так как наше {175} оружие выковывается в борьбе. Для борьбы, однако, надо знать врага, для победы надо его не бояться Наконец, надо использовать его преимущества. И еще, быть может, в стране врагов мы отыщем заблудших друзей. Кто знает? Поэтому и свет «чужого», преломленный сквозь призму критики, также прольется на эти страницы. Довольно ослеплял он ложным блеском своих хвалителей.
Мы жаждем своего, нового.
А между тем, затхлый воздух буржуазных наследий все еще заполняет дворцы пролетарской культуры, отравляя дыхание пролетариата. А ведь так хочется вздохнуть полной грудью. Но для этого нужен новый воздух. Где он? Мы его ищем. И не боимся насморка или кашля. Вот почему: да здравствует сквозняк, да здравствует самопроветривание! «Творимое» «у нас» лишь тогда не превратится в «чужое» и станет на «наш путь», когда здоровым и живительным током его овеет «вентиляция».
«ТВОРИ», Журнал студии Московского Пролеткульта, № 1, Декабрь 1920 г.
Рабочая весна
Из предисловия к сборнику «Рабочая весна»
Настал великий Октябрь, и рабочий класс с измученной от долгой империалистической войны солдатской массой, сбросил с себя ярмо капиталистического рабства.
Рабочие стали хозяевами страны и перед нами раскрылись заповедные двери храмов науки в искусства.
Проснулись, всколыхнулись силы, долго дремавшие в недрах гущи трудящихся… Широким потовом хлынули на «свет божий».
Полились и рабочие песни из уст новых певцов. Поэты эти — плоть от плоти, кровь от крови победоносно вышедшего на борьбу с буржуазией русского пролетариата. Они — детище революции. Революция вспоила и вскормила их…
По стопам Кириллова, Александровского, Гастева, Герасимова, Самобытника и др., славные имена которых ярко горели еще на заре великой русской революции, потянулись вереницы начинающих поэтов. Из их произведений и составлен настоящий сборник.
Имена этих начинающих поэтов по большей частью еще не говорят сами за себя. Стих часто не выдержав и недостаточно {177} отшлифован. Слух иногда режут шероховатости. Рифма хромает.
И не диво… Учиться им было негде и некогда. Все они почти — дети фабрики или деревни. С 12‑13 лет работали у станка или в мастерской. Долгая, утомительная работа ради куска хлеба.
А когда явилась возможность учиться, подоспела гражданская война, надо было с оружием в руках защищать завоевания рабочего класса.
Многие рабочие-поэты пролили кровь свою за общепролетарское дело. Многие из них вернулись с гражданской войны калеками, как например Красиков.
Красиков лишился обоих ног, но он не унывает: он полон чисто пролетарской жизнерадостности и живого юмора; он глубоко верит в светлое будущее.
Многие из поэтов нашего сборника и сейчас еще работают у станка или оторвались от него в самом недавнем прошлом — Для учения, партийной работы или службы в Красной Армии.
Ознакомьтесь бегло с социальным составом наших авторов и вам будет ясен характер их творчества.
Иван Доронин — дитя деревни и рабочий славного Тульского оружейного завода, оторванный от станка службой в Красной армии. Его стихи звенят как сталь, которую он только что ковал, и в творчестве его тесно переплетаются лихорадочно кипящая жизнь большого города с залитыми солнцем деревенскими полями. Он любит природу, но деревенская тишь его не удовлетворяет и он хотел бы оживить эти мертвые поля грохотом машин.
Николай Кузнецов — 18‑летний юноша, токарь, до последнего времени работавший на заводе «Мотор». Это — «потомственный почетный пролетарий». На фабрике родился {178} он, и он весь фабричный. Фабрика вспоила-вскормила его. Завод — излюбленная тема его ярких и свежих стихов.
Ксения Быкова — с малых лет изведавшая горечь жизни «у чужих» людей, эксплуатировавших во всю детский труд.
К. Быкова родилась в деревне, в крестьянской семье, но она сроднилась с городом, и властелином ее души является город.
Я здесь, я в поле родилась,
Но с жизнью города слилась,
Я пролетарка — всей душой —
говорит она.
Александр Андреев — сын садовника, рабочий сцены Большого театра.
Кондрашин — еле грамотный рабочий авторемонтного завода. Корявые, с трудом нацарапанные строчки его стихов почти немыслимо разобрать. Кондрашин не вышел еще из стадии подражания любимым поэтам, а потому в его стихах неустанно звучат кольцовские мотивы.
Было бы утомительно перечислять в отдельности всех авторов нашего сборника. Приведенных примеров достаточно, чтобы содействовать выяснению характера вошедших в сборник произведений.
Цель нашего сборника — дать широким массам рабочих фабрик, Заводов и мастерских ряд песен и рассказов, вылившихся из-под пера таких же пролетариев, как они сами, и отражающих собственное настроение этих масс и творческий трудовой процесс.
Надеемся, что цель эта будет достигнута.
Из сборн. «Рабочая Весна», 1922 г., изд. «Московский Рабочий», стр. 1 – 2.
Молодая гвардия
«Декларация»
Всем комсомольским поэтам и писателям.
Для широких масс рабочей и крестьянской молодежи РКСМ за 4 года стал не только организацией, приобщающей ее к общепролетарской борьбе, но в большей степени заменил ей школу и дом. С комсомольской учебой и союзной работой неразрывно переплелось и творчество молодых рабочих и крестьян от станка и плуга, прорастающих через комсомол в нарождающуюся пролетарскую литературу. У нас есть свои комсомольские поэты и писатели. Это не значит, что на всем, выходящим из-под пера их должен красоваться союзный штамп. Это значит только то, что их творчество развернулось в рядах комсомола, и что свой рост и самоусовершенствование они не мыслят в неорганизованной связи с объединенными в РКСМ массами рабоче-крестьянского юноши.
Группа комсомольских поэтов и писателей именно так и объясняет смысл своего возникновения. Своими задачами она ставит — объединение комсомольских поэтов и писателей, их совместную работу и товарищескую взаимокритику, организацию марксистской и литературной самообразовательной работы, налаживание постоянной связи с фабрично-заводскими, {180} в первую голову, ячейками РКСМ, а через них и со всей рабочей молодежью, организованное участие в комсомольской и коммунистической печати.
Но группа поставила себе задачей оказывать также товарищескую помощь сходным объединениям на местах и отдельным комсомольцам-литераторам на местах. Она обращается к ним с призывом установить постоянную связь, прислать свои печатные и рукописные произведения, отчеты о выступлениях и деятельности кружков. Связь, установленная между дентальной группой и харьковской, которая превратилась в отделение первой, показала, что подобное сотрудничество не только возможно, но и необходимо.
Группа КСМ поэтов и писателей — не литературная секта: мы не ограничиваем себя никакими догмами и не втискиваем себя ни в какие рамки.
Мы — комсомольцы.
Мы работаем, учимся творить, и творим в гуще заводской и фабричной молодежи. Вот что нас объединяет и дает спайку нашим рядам, вот для чего мы зовем вас связаться с нами.
Осень 1922 года
«Молодогвардеец», М., 1926 г. Сборник Трехлетия группы писателей «Молодая Гвардия».
{181} «Октябрь»
Идеологическая и художественная платформа группы пролетарских писателей «Октябрь» Принята по докладу тов. Сем. Родова: «Современный момент и задачи пролетарской литературы», в качестве платформы Московской Ассоциации Пролетарских писателей
§ 1
Эпоха социалистических революций, являющаяся переходом от классового к бесклассовому, коммунистическому обществу, началась Октябрьской революцией, установившей в России диктатуру пролетариата при системе Советов, что только и дает пролетариату возможность стать организатором и переустроителем общества во всех отношениях.
§ 2
Оформив в процессе классовой борьбы революционно-марксистское понимание в области экономики и политики, пролетариат в остальных областях еще не вполне освободился от многовекового идейного воздействия со стороны господствовавших классов. Ныне по окончании гражданской войны и в процессе углубления борьбы на экономическом фронте, выдвинулся фронт культурный, особенно важный в условиях НЭП’а и начавшегося идеологического наступления {182} буржуазии, в связи с чем перед пролетариатом встает, в качестве первоочередной, задача строительства своей классовой культуры, а, следовательно, и своей художественной литературы, как могучего средства глубокого воздействия на чувственные восприятия масс.
§ 3
Пролетарская литература, как движение, только в результате Октябрьской революции получила необходимые условия для своего выявления и развития. Однако, культурная отсталость русского пролетариата, вековой гнет буржуазной идеологии, упадочная полоса русской литературы последних лет и десятилетий перед революцией, — все это, вместе взятое, влияло, влияет и создает возможность дальнейшего влияния буржуазной литературы на пролетарское творчество. Кроме того, на нем не могло не сказаться и влияние идеалистической мелкобуржуазной революционности, обусловленное стоявшей перед российским пролетариатом параллельной задачи завершения буржуазно-демократической революции. В силу этих условий пролетарская литература до сих пор неизбежно носила и часто носит эклектический характер, как в области идеологии, так, следовательно, и в области формы.
§ 4
Между тем, с началом планомерного социалистического строительства во всех областях методами НЭП’а и с переходом РКП (б) от агитации к систематической и глубокой пропаганде в широких пролетарских массах, выявилась необходимость в пролетарскую литературу внести определенную систему.
{183} § 5
Исходя из всего вышеизложенного, группа пролетарских писателей «Октябрь», как часть пролетарского авангарда, проникнутая диалектически-материалистическим мировоззрением, стремится к созданию такой системы и считает достижение этого возможным лишь при условии создания единой художественной программы, идеологической и формальной, которая должна послужить основой дальнейшего развития пролетарской литературы.
Полагая, что такая программа окончательно оформится в процессе практической творческой работы и борьбы на идеологическом фронте, группа «Октябрь», при своем возникновении, в основу своей деятельности кладет следующие исходные положения:
§ 6
В классовом обществе художественная литература, наряду с остальным, служит задачам определенного класса и только через класс — всему человечеству; отсюда, пролетарской является такая литература, которая организует психику и сознание рабочего класса и широких трудовых масс в сторону конечных задач пролетариата, как переустроителя мира и создателя коммунистического общества.
§ 7
В процессе распространения и укрепления диктатуры пролетариата и приближения к коммунистическому обществу, пролетарская литература, оставаясь глубоко классовой, не только организует психику и сознание рабочего класса, но и все более влияет на остальные слои общества, этим самым выбивая последнюю почву из-под ног буржуазной литературы.
{184} § 8
Пролетарская литература противопоставляет себя буржуазной, как ее антипод. Буржуазная литература, обреченная вместе со своим классом, старается затушевать свою сущность отрывом от жизни, уходом в мистику, в область «чистого искусства», форму, как самоцель и т. д. Пролетарская литература, наоборот, кладет в основу творчества революционно-марксистское миропонимание и берет творческим материалом современную действительность, творцом которой является пролетариат, а также революционную романтику жизни и борьбы пролетариата в прошлом и его завоевания в перспективе грядущего.
§ 9
В связи с ростом общественного значения пролетарской литературы перед ней встает основная задача создания широких полотен, монументальных произведений с развернутым сюжетом, главным образом, из жизни пролетариата. Группа пролетарских писателей «Октябрь» считает возможным выполнение этих требований лишь при условии, когда на ряду с лирикой, господствовавшей последнее пятилетие, в пролетарской литературе, в основу будет положен эпический и драматический подход к творческому материалу. В соответствии с этим и форма произведений будет стремиться к наибольшей широте, простоте и экономии художественных средств.
§ 10
Группа «Октябрь» утверждает примат содержания. Само содержание пролетарского литературного произведения дает словесно-художественный материал и подсказывает форму. Содержание и форма — диалектические антитезы: содержание определяет форму и художественно оформляется через нее.
{185} § 11
Разнообразие форм классовой борьбы в переходный период требует от пролетарского писателя разработки самых различных тем, что ставит его перед необходимостью всестороннего использования художественных форм и приемов прозы и поэзии, созданных предыдущей историей литературы.
Поэтому группа не пойдет по пути увлечения какой-либо одной художественной формой и размежевания по формальному признаку, по которому до сих пор размежевывались буржуазные литературные школы, что по существу является перенесением идеализма и метафизики в процесс литературного творчества.
§ 12
Считаясь с тем, что литературные школы декаданса раздробили на составные элементы единые по существу художественные формы, созданные в эпохи исторического восхождения господствовавших классов, и продолжают это дробление до мельчайших частиц, выделяя какой-нибудь из этих элементов в самодовлеющий принцип, а также считаясь с фактом влияния этих школ на пролетарское творчество и с опасностью их дальнейшего влияния, группа «Октябрь» в принципе отвергает:
а) вырождение понятия творческого образа в «самодовлеющий раздробленный живописный орнамент» (имажинизм),
и стоит за единый цельный динамический образ, развивающийся на протяжении всего произведения, в зависимости от его общественно-необходимого содержания;
б) отвергает выделение слова-ритма, как такового, в самоцель, в результате чего художник часто уходит в область чисто словесных, не имеющих общественного смысла упражнений, выдавая их за настоящие художественные произведения (футуризм),
{186} и стоит за цельный ритм, организованно-развивающийся в зависимости от развития содержания художественного произведения в едином творческом образе;
в) а также отвергает фетиширование звука, возникшее в период упадка буржуазии и выросшее на почве нездоровой мистики (символизм),
и стоит за органическое слияние звуковой стороны художественного произведения с творческим образом и ритмом.
Только беря предмет художественного произведения в целом, в его конкретном значении и в процессе закономерного развития, можно достигнуть исторически наивысшего художественного синтеза.
§ 13
Таким образом, задачей группы является не культивирование форм, существующих в буржуазной литературе или эклектически привнесенных оттуда в пролетарскую, а разработка и выявление новых принципов и типов формы путем практического овладения старыми литературными формами и преобразования их новым классово-пролетарским содержанием, а также путем критического осмысливания богатого опыта прошлого и произведений пролетарской литературы, в результате чего должна создаться новая синтетическая форма пролетарской литературы.