1. Происхождение и расселение восточных славян.
2. Занятия, общественный строй, верования.
3. Образование Древнерусского государства.
Вопрос о происхождении славян дискуссионен в современной науке. Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь — «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай. Правда, В.О. Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне
попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине. Большинство современных ученых считает, что прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера). Академик Б.А. Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга).
По византийским источникам устанавливается, что к VI в. н.э.славяне занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы и делились на 3 группы: 1) склавины (жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Междуречье Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы). Всего авторы называют около 150 племен славян. В науке высказано мнение, что указанные три группы в своем развитии дали три ветви славянства: южную (склавины), западную (венеды) и восточную (анты).
Однако источники VI в. не содержат еще указаний на какие-то различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают единство языка, обычаев, законов. «Племена антов и славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам и своей любви к свободе», «издавна живут в народоправстве» (демократии), «отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами». У них много «разнообразного скота», они «возделывают хлебные злаки, особенно пшеницу и просо». В своем хозяйстве они использовали труд «рабов — военнопленных», но не держали их в бессрочном рабстве, а по истечении «некоторого времени отпускали за выкуп» или предлагали остаться у себя «на положении свободных или друзей» (мягкая форма патриархальной системы рабства). Наряду с народным собранием у славян были племенные вожди или князья. В VI в. племенная раздробленность у славян еще не была преодолена, но тенденция к объединению уже имелась. Этому способствовала обстановка эпохи (войны с Византией на протяжении всего VI в.; необходимость борьбы с кочевниками и варварами; в III в. по Европе смерчем проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в. произошло вторжение авар в Приднепровье и т.д.).
В этот период начинают создаваться союзы славянских племен. Эти союзы включали в себя 120–150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Грандиозную картину расселения славянских племен на великой Восточно-Европейской равнине дает Нестор в «Повести временных лет» (что подтверждено как археологическими, так и письменными источниками).На правобережье среднего течения Днепра жили поляне (с центром в Киеве). На берегах Сожа (Могилев) — радимичи; на Оке — вятичи (Калуга, Тула, Могилев + бассейн Москвы-реки). К северу и западу
от полян обитали древляне (Искоростень). В Прикарпатье жили белые хорваты; в бассейне рек Сулы, Десны (Чернигов, Полтава) — северяне. В районе озера Ильмень находились ильменские словене. В верховьях Волги, Двины, Днепра — кривичи (Смоленск) и т.д. В конце VI — начале VII вв. на Волыни, Побужье, Верхнем Поднестровье возникает политическое образование, которое историки называют «держава волынян» (с царем Маджаком). Известно о его связях, даже союзе с Византией. Уничтожили «державу волынян» авары (русские летописи называли их «обрами»).
Очевидно, подобное политическое образование имело место и в Среднем Поднепровье. Нестор приводит сказание о Кие, основателе Киева, который княжил «в роде своем», о его поездках в Византию.
Основным занятием славян являлось земледелие, ставшее уже повсеместно пашенным. К моменту образования государства на смену родовой общине пришла территориальная или соседская (община владела определенной территорией; ее земли делились на общественные и личные). Община (мир, вервь) играла большую роль в жизни русской деревни. Это объяснялось сложностью и объемом земледельческих работ (которые мог выполнить только большой коллектив); необходимостью следить за правильным распределением и использованием земли, коротким сроком сельскохозяйственных работ (он длился от 4&4,5 мес. близ Новгорода и Пскова до 5,5–6 мес. в районе Киева).
Славяне были язычниками (обожествляли силы природы, верили в добрых и злых духов). Главными богами славян были: Перун — бог войны, молнии и грома; Велес — покровитель скотоводства, торговли; Сварог — бог огня и т.д. Особо почитался бог Солнца (различные племена называли его по-разному: Хорос, Даждьбог, Ярило и т.д.). Арабские источники говорят об образовании в VIII в. на территории, занимаемой восточными славянами, трех политических центров: Куябы, Славии и Артсании (Артании). Куяба — политическое объединение южной группы восточнославянских племен во главе с полянами, с центром в Киеве. Славия — объединение северной группы восточных славян во главе с новгородскими словенами. Центр Артании (Артсании) вызывает споры у ученых (называются города Чернигов, Рязань и другие).
В начале IX в. усиливается дипломатическая и военная активность восточных славян. В самом начале IX в. они совершили походы на Сураж в Крыму; в 813 г. — на остров Эгину. В 839 г. русское посольство из Киева посетило императоров Византии и Германии. В 860 г. ладьи русов появились у стен Константинополя. Поход связан с именами киевских князей Аскольда и Дира. Этот факт говорит о наличии государственности у славян, живших в среднем Поднепровье. Многие ученые считают, что в то время Русь выступила на арену международной жизни в качестве государства.
Есть сведения о договоре между Русью и Византией после этого похода и о принятии Аскольдом и его окружением, дружинниками христианства.
Русские летописцы начала XII в. включили в летопись легенду о призвании северными племенами восточных славян в качестве князя варяга Рюрика (с братьями или же с родственниками и дружинниками) в IX веке. Сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князей не вызывает сомнения (служба русским князьям считалась почетной и прибыльной). Допустимо, что и Рюрик был реальной исторической личностью. Одни историки даже считают его славянином; другие видят в нем Рюрика Фрисландского, совершавшего набеги на Западную Европу. Л.Н. Гумилев высказал точку зрения, что Рюрик (и племя русов, прибывшее с ним) — из Южной Германии. Дать точный ответ на вопрос невозможно из-за ограниченности источников. Но эти факты никак не могли повлиять на процесс создания Древнерусского государства — ускорить или замедлить его. Версия же об иноземном происхождении той или иной династии вообще типична для раннего средневековья (например, легенда о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства). О правлении Рюрика в Новгороде известно очень мало. Есть данные, что был он князем суровым, подавил в Новгороде восстание некоего Вадима. После смерти Рюрика в 879 г. в Новгороде власть перешла к вождю одного из варяжских отрядов — Олегу. В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, обманом убил киевских князей Аскольда и Дира (последних из рода Кия). Эта дата (882 г.) традиционно считается датой образования Древнерусского государства. Центром объединенного государства стал Киев.
Существует точка зрения, что поход Олега на Киев был первым актом в драматической вековой борьбе между прохристианскими и проязыческими силами на Руси (после крещения Аскольда и его сподвижников родоплеменная знать, жрецы обращаются за помощью к князьям — язычникам Новгорода). Сторонники этой точки зрения обращают внимание на то, что поход Олега на Киев в 882 г. менее всего был похож на завоевание (в источниках нет ни слова о вооруженных столкновениях по пути, все города по Днепру отворяли свои ворота).
ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ.
На Руси период феодальной раздробленности начинается с 30-х г.г.XII в. В 1132 г. умирает великий князь киевский Мстислав (1125–1132), сын Владимира Мономаха, под 1132 г. летописец записал: «И разъдрася вся русская земля…». На месте единого государства возникли суверенные княжества, по масштабам равные западно-европейским королевствам. Раньше других обособились Новгород и Полоцк; вслед за ними— Галич, Волынь и Чернигов и т.д. Продолжался период феодальной раздробленности на Руси до конца XV в. Внутри этого более чем трехвекового отрезка времени существовал четкий и тяжелый рубеж 1237#1240 гг., после которого монголо-татарское иго нарушило естественный ход русского исторического процесса, замедлило его. Каковы причины перехода к феодальной раздробленности? Как
оценить этот период?
Феодальная раздробленность стала новой формой государственности в условиях бурного роста производительных сил и в значительной степени была обусловлена этим процессом. Совершенствовались орудия труда (ученые насчитывают более 40 их видов толькоиз металла); утвердилось пашенное земледелие. Крупной экономической силой стали города (на Руси их было тогда около 300). Связи с рынкомотдельных феодальных вотчин и крестьянских общин были весьма слабыми. Они стремились максимально удовлетворить свои потребности засчет внутренних ресурсов. В условиях господства натурального хозяйства была возможность у каждого региона отделиться от центра и существовать как самостоятельная земля.Многотысячное местное боярство получило в последние годы существования Киевской Руси Пространную «Русскую Правду», определявшую нормы феодального права. Феодальная раздробленность явилась результатом историческойинтеграции. Шел рост феодализма вширь и укрепление его на местах (при господстве натурального хозяйства), оформлялись феодальные отношения (вассальные отношения, иммунитет, право наследования и др.).
Существовавший в Киевской Руси порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду (так называемое «лествичное право») порождал обстановку нестабильности, неуверенности. Переход князя по старшинству из одного города в другой сопровождался перемещением всего домениального аппарата. Для решения личных распрей князьями приглашались иноземцы (поляки, половцы и др.). Временное пребывание в той или иной земле князя и его бояр порождало усиленную, «торопливую» эксплуатацию крестьян и ремесленников. Нужны были новые формы политической организации государства с учетом сложившегося соотношения экономических и политических сил. Такой новой формой государственно-политической организации и стала феодальная раздробленность. В центрах каждого из
княжеств сложились свои, местные династии.
Обратим внимание и на отрицательные стороны эпохи феодальной раздробленности:
1. Явное ослабление общего военного потенциала, облегчающее иноземное завоевание с качественно иным противником.
2. Междоусобные войны. Но и в едином государстве (когда речь шла о борьбе за власть, за великокняжеский престол и т.д.) княжеские усобицы были порой более кровопролитными, чем в период феодальной раздробленности. Цель усобиц в эпоху раздробленности была уже иной, чем в единой государстве: не захват власти во всей стране, а укрепление своего княжества, расширение его границ за счет соседей.
3. Возрастающее дробление княжеских владений: в середине XII в. было 15 княжеств; в начале XIII в. (накануне нашествия Батыя) — около 50; а в XIV в. (когда уже начался объединительный процесс русских земель) количество великих и удельных княжеств достигало примерно 250. Причиной такого дробления был раздел владений князьями между своими сыновьями; в результате княжества мельчали, слабели, и итоги этого стихийного процесса рождали у современников иронические поговорки («В Ростовской земле — князь в каждом селе»; «В Ростовской земле у семи князей один воин» и т.д.). Татаро-монгольское нашествие 1237–1241 гг. застало Русь цветущей, богатой и культурной страной, но уже пораженной «ржавчиной» феодальной удельной раздробленности.
В каждом из выделившихся княжеств-земель на начальном этапе феодальной раздробленности происходили сходные процессы:
1. Рост дворянства («отроки», «детские» и т.п.), дворцовых слуг.
2. Укрепление позиций старого боярства.
3. Рост городов — сложного социального организма средневековья. Объединение ремесленников, купцов в городах в «братства»,«обчины», корпорации, близкие ремесленным цехам и купеческим гильдиям городов Западной Европы.
4. Развитие церкви как организации (епархии в XII в. территориально совпадали с границами княжеств).
5. Усиление противоречий между князьями (титул «великий князь» носили князья всех русских земель) и местным боярством, борьба между ними за влияние и власть.
В каждом княжестве, вследствие особенностей его исторического развития, складывалось свое соотношение сил; на поверхность выступало свое особенное сочетание перечисленных выше элементов.
Так, история Владимиро-Суздальской Руси характеризуется победой великокняжеской власти над земельной аристократией к концу XII в. Князья (Юрий Долгорукий, 1125–1157; Андрей Боголюбский, 1157–1174; Всеволод Большое Гнездо, 1176–1212) смогли подавить сепаратизм бояр, власть установилась в форме монархии.
Владимиро-Суздальское княжество. Древние земли кривичей,вятичей, мери, муромы, веси — междуречье Волги и Оки.К началу XIII в. — более 80 городов (Ростов, Суздаль, Муром, Рязань,Ярославль и др.). Отделилась земля от Киева в 1132–1135 гг.
Юрий Долгорукий (1125–(1132)–1157).Главные направления политики:
1) войны с Волжской Булгарией;
2) дипломатическое и военное давление на Великий Новгород;
3) войны за Киев. Последний раз Киевом овладел в 1154 г., в нем и умер (предполагают, что был отравлен). В его княжение — первое упоминание в летописи о Москве (4 апреля 1147 г.).
Андрей Боголюбский (1157–1174). В Суздальскую землю уехал при жизни отца в 1155 г. Столицей земли сделал молодой город Владимир на Клязьме. Основные направления внешней политики совпадают с направлениями политики отца (несколько иная лишь политика в отношении Киева — Киев занял в 1169 г., но вернулся в свое княжество). Известен как князь-созидатель (при нем возводятся Успенский собор во Владимире, комплекс Боголюбского замка, церковь Покрова на Нерли, «золотые ворота» во Владимире и др.). Вел ожесточенную борьбу с боярами за централизацию власти, проводил политику «окняжения» боярских вотчин. В борьбе с боярами опирался на церковь (ростовского епископа Федора) и горожан. Убит 29 июня 1174 г. в результате заговора бояр, во главе которого
стояли бояре Кучковичи (потомки Кучки Степана Ивановича — первого владельца Москвы).
Всеволод Большое Гнездо (1176–1212). Опираясь на города, дворянство, расправился с мятежными боярами. Влиял на политику Новгорода (князь и посадник там — его ставленники). Получил большой удел на Киевщине. Активно развивал торговые связи с Поволжьем, Кавказом и Хорезмом.
Владимиро-Суздальское княжество — историческое ядро будущего Московского государства, звено между домонгольским периодом русской истории и всей последующей историей Московской Руси.
Великий Новгород. В Новгороде (после восстания новгородцев 1136 г.) бояре смогли подчинить себе князей и установили боярскую феодальную республику. Новгород Великий — один из крупнейших городов средневековой Европы (территория республики — от Балтики до Ледовитого океана и Урала). Ремесленный и торговый центр (связи со Швецией, Данией, Византией, Ганзейским союзом немецких городов и т.д.). Окончательно независимым от Киева стал после бурных событий 1135–1136 гг. (их называют «новгородская революция») — восстание горожан, арест и изгнание князя Всеволода Мстиславовича. Высшим органом власти Новгородской феодальной республики было вече, в котором могли участвовать все свободные жители города. Вече решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц. Вече принимало или отклоняло решения, готовил же их Совет господ. Фактически хозяевами в городе были крупнейшие бояре Новгорода — 300 «золотых поясов». Боярство Новгорода — мощная корпоративная сила (боярином нельзя было стать, им можно было только родиться). Вече выбирало главу новгородской церкви — епископа (позже архиепископа). Он контролировал казну, внешние сношения Новгорода, торговые меры и вершил церковный суд, имел свой военный полк, возглавлял Совет господ, был крупнейшим землевладельцем Новгорода. Вече избирало посадника — главу правительства (суд и управление), тысяцкого (главу городского ополчения). Высшие должности замещались только боярами, иногда даже по наследству. Вече приглашало князя с дружиной как военачальника всех вооруженных сил в случае войны или похода, заключало с ним договор. Князьям и их дружинникам запрещалось приобретать земли на территории республики, вести торговлю. Новгородцы имели ограниченное самоуправление — «веча кончан» (город делился на 5 районов — «концов»: Славянский, Плотницкий, Неревский, Гончарский и Загородский) и «веча уличан» (улиц). Наиболее близкой аналогией Новгороду в Западной Европе являлась Флоренция. Самостоятельная история Новгорода Великого закончилась в XV в. (поход Ивана III в 1471 г., битва на р. Шелони; окончательно Новгород вошел в состав Московского государства в 1478 г.). В XIV в. феодальная республика сложилась и в Пскове.
В первые годы после отделения от Киева Галицкое и Волынское княжества существовали как самостоятельные. Подъем и расцвет Галицкой земли начался при Ярославе Осмомысле (1153–1187). Объединение Галича и Волыни произошло при волынском князе Романе Мстиславовиче (1170'1205) в 1199 г. В Галицко-Волынской земле наблюдалось крайне обостренное соперничество между князьями и местными боярами, существовало своеобразное «равновесие сил». Боярская оппозиция (постоянно опиравшаяся то на Венгрию, то на Польшу) не сумела превратить землю в боярскую республику, но существенно ослабила великокняжескую власть.
Галицко-Волынская земля — древние земли белых хорватов, тиверцев, уличей, дулебов. Много городов (Перемышль, Теребовль, Луцк, Червен, Львов и др.) Первоначально — место уделов сосланных и бежавших сюда князей XI — начала XII вв.
Владимир Володаревич (1141-1153) — первый князь Галича. Вел ожесточенную борьбу с центробежными силами (бояре, удельные князья).
Ярослав Осмомысл (1153-1187). Добился признания прав Галицкой земли на Подунавье, заключил союз с Венгрией, оказывал влияние на смену князей в Киеве, поддерживал связи с Византией, отражал набеги половцев. В 1199 г. Галицкое княжество присоединил к Волыни князь Роман Мстиславович. Вел борьбу за ограничение прав крупных светских и духовных феодалов. Земли побежденных противников раздавал дворянам. Скоро стал и соправителем своего тестя в Киеве. Автор системы особого политического устройства Руси (в том числе — выборов киевского князя князьями шести «старших» земель). В 1205 г. убит на охоте.
Апогея борьба феодальных группировок достигла во время княжения сына Романа — Даниила (1201–1264). На короткий срок в Галиче «вокняжался» даже боярин Владислав. Лишь в 1221 г. Даниил утвердился во Владимире#Волынском, а в 1234 г. — в Галиче. В XIV в. эти земли оказались в составе Польши (Галич) и Литвы (Волынь).
Киев. Особая ситуация сложилась в Киеве. С одной стороны, он стал первым среди равных. Вскоре некоторые русские земли догнали и даже опередили его в своем развитии. С другой стороны, Киев оставался «яблоком раздора» (шутили, что не было ни одного князя на Руси, не стремившегося «посидеть» в Киеве). Киев «отвоевывал», например, Юрий Долгорукий — владимиро-суздальский князь; в 1154 г. он добился киевского престола и просидел на нем до 1157 г. На Киев посылал полки и его сын— Андрей Боголюбский — и т.д. В таких условиях киевское боярство ввело любопытную систему «дуумвирата» (соправительства), которая продержалась всю вторую половину XII в. Смысл этой оригинальной меры заключался в следующем: одновременно в Киевскую землю приглашались представители двух враждующих ветвей (с ними заключался договор — «ряд»); тем самым устанавливалось относительное равновесие и отчасти устранялись
усобицы. Один из князей жил в Киеве, другой — в Белгороде (или Вышгороде). В военные походы они выступали совместно и дипломатическую переписку вели согласованно.
ЭПОХА "ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ"