После Смуты Русь восстанавливалась долго. Лишь в середине XVII в. появились положительные тенденции в росте благосостояния страны. В результате распада Золотой Орды стало возможным вовлечение в хозяйственный процесс плодородных земель Черноземья и Среднего Поволжья. Высокая урожайность этих мест дает людям возможность собирать хлеб в достаточном количестве, нужном для пропитания. Растущие из года в год урожаи постепенно дают излишек хлеба, который уходит на продажу в другие, менее плодородные районы страны, позволяя населению тех мест переходить к другим занятиям, соответствующим местным природным условиям.
Торговля в то время велась в основном на ярмарках, некоторые из которых имели всероссийское значение (Макарьевская под Нижним Новгородом, Ирбитская на Южном Урале, Свенская около Брянска).
Развивается мануфактурное производство, где труд был разделен (пока что ручной). Мануфактуры в основном занимались металлообработкой, и в XVII в. их было всего не более тридцати.
В процессе налаживания жизни после Смутного времени дворянство все более выдвигается на передний план и представляет собой значительную силу. Государство продолжает в качестве платы раздачу земли служилым людям, а назад после их ухода со службы не отбирает. Поместья начинают переходить в порядке наследования, чем делаются похожими на вотчину. Но такой переход был скорее самоуправным, так как не подкреплялся соответствующими царскими указами. Однако в 1649 г., согласно Соборному Уложению, крестьяне навсегда прикреплялись к своей земле, а соответственно и к помещику. Юрьев день, по которому крестьяне могли покинуть господина, отменили навсегда. Крестьяне как могли сопротивлялись, многие из них спасались бегством на «черные» земли, расширяя тем самым границы государства, отодвигавшиеся все дальше и дальше от центра. Помещикам разрешалось производить сыск беглых и возвращать назад. Но пока закрепощение носило формальный характер и не приобрело тех колоссальных масштабов, каким оно стало позже.
Для поддержки купечества, особенно привилегированной его части – гостей, государство принимает Торговый устав (1653 г.). Он заменил существовавшие на то время мелкие торговые пошлины одной, размер которой определялся 5 % от цены продаваемого товара. С иностранных купцов взималось 8 %, а по Новоторговому уставу (1667 г.) уже 10 %.
Политическая жизнь XVII в. была отмечена становлением самодержавия. Процесс укрепления царской власти, начатый еще Иваном IV (Грозным), пришел к ослаблению и постепенному упразднению сословно-представительных органов. Земские соборы, к которым ранее неоднократно обращался после Смутного времени Михаил Романов, с 1653 г. перестают собираться совсем. Боярская дума разбавляется поддерживающими самодержавие думными дьяками и дворянами, составляющими до 30 % от общего числа. Такая мера позволила взять под царский контроль боярство. Последующая отмена местничества лишь подтверждает всевозрастающую царскую власть.
Разрастающиеся приказы становятся опорой царю. В последней четверти XVII в. в России существовало свыше 40 приказов. Для контроля над их деятельностью был учрежден Тайный приказ. Но полностью проследить деятельность других приказов он был не в состоянии, так как тех было слишком много.
В XVII в. ликвидируются местные выборные органы самоуправления. Их место занимают воеводы, назначаемые из центра и получающие кормление за счет местного населения. Во второй половине того же века появляются первые полки «нового строя», состоявшие из «охочих людей» (добровольцев), получавших за свою службу жалованье. На Волге строится первый русский морской корабль «Орел», ставший своего рода прообразом будущего русского морского флота.
Социальные движения
Середина - вторая половина XVII в. была наполнена социальными взрывами. Социальные движения этого времени свидетельствовали о том, что еще оставалась возможность развития сословно-представительной монархии, опирающейся
на земские учреждения. Однако тенденция к абсолютизму оказалась сильнее. Восстания XVII в. по своей организации
и структуре достаточно сложны: они включают и элементы вечевых порядков, и элементы городского и казацкого
самоуправления. Первым в этой цепочке явилось восстание в Москве в 1648 г., известное под названием Соляной бунт. Истоки его необходимо искать в финансовой реформе главы правительства боярина Б.И.Морозова, оказывавшего большое влияние на царя и, к тому же, породнившегося с ним путем брака с сестрой его супруги. Пустующую государственную казну он решил пополнить заменой прямых налогов (чрезвычайно разорительных) косвенными. В 1646 г. было решено обложить дополнительной пошлиной соль. Это вызвало резкое сокращение потребления соли и недовольство прежде всего рядового посадского населения. Тогда в 1647 г соляной налог был отменен, но образовавшуюся недоимку стали вновь взыскивать обычным путем - прямыми налогами. В городах это
особенно ударило по жителям "черных слобод", которые в отличие от "белослободчиков", освобожденных от платежей,
несли в полной мере государево тягло. "Чернослободчики" требовали ликвидации "белых слобод" и уравнения их
населения в правах и обязанностях со всем остальным посадом. Недовольство выражало и дворянство.
Тогда на следующий день горожане ворвались в Кремль и вновь попытались вручить царю челобитную. Морозов приказал стрельцам изгнать толпу, но они отказались. Начались погромы дворов бояр и других представителей знати. Восставшие потребовали выдачи особенно ненавистных - Морозова, окольничего Траханиотова, начальника Земского приказа Плещеева. Царю удалось спасти лишь Морозова, срочно выслав его в отдаленный монастырь. В ходе восстания сложился союз посадских людей, дворян и стрельцов. Они потребовали созыва Земского собора для рассмотрения их дел. По Уложению 1649 г., которое утвердил собранный Земский собор, предусматривалось так называемое посадское строение, упорядочившее организацию посада. Эхо московских событий прокатилось и по другим городам Российского государства; движущими силами выступали на севере посадские люди, а на юге - мелкий служилый люд. Посадское движение продолжалось в 1650 г. в Новгороде и Пскове. Поводом послужило резкое повышение цен на хлеб, вызванное поставками зерна Швеции в счет компенсации за людей, ушедших с захваченных ею территорий. В обоих городах было заменено административное управление. В Пскове, после отстранения от должности воеводы Собакина в марте 1650 г., власть от приказной избы перешла к органу земского самоуправления - "всегородной избе". В мае - августе к власти пришли представители демократических слоев посада во главе с хлебником Гаврилой Демидовым. Горожане завладели городскими ключами и печатью. В состав псковского правительства входили делегаты разных сословий, и том числе и дворяне. Окончательные решения принимал сход псковичей, созываемый звоном колокола. С организованностью и решимостью псковичей вынуждено было считаться московское правительство. Царские грамоты посылались "к всегородным земским старостам и стрельцам, и казакам, и посадцким и всяким жилецким людем". В конечном итоге, правительство приняло условия переговоров и сняло военную блокаду города. Прощение было дано всем участникам сопротивления, в том числе и пятерым "заводчикам". В марте - апреле 1650 г. восстание произошло в Новгороде. Его ход был во многом схож с событиями в Пскове. Здесь также власть оказалась в земской избе, однако не нашлось столь решительных и последовательных руководителей. Следующее выступление произошло в 1662 г. в Москве. Оно известно как Медный бунт. Восстание было связано с русско-польской войной, которая вызвала большие финансовые затруднения. В поисках выхода московское правительство взамен серебряной монеты стало чеканить равнозначную медную, которая со временем обесценилась, а налоги собирались по-прежнему серебром, в то время как жалование выплачивалось медью. Вследствие этого посадское население оказалось неплатежеспособным. В июле 1662 г. по набатному колоколу посадские люди, стрельцы и солдаты двинулись в резиденцию царя – село Коломенское и потребовали выдачи бояр и купцов, причастных к денежной реформе. Вступив с ними в переговоры, царь Алексей Михайлович одновременно вызвал верные ему стрелецкие полки, которые жестоко расправились с восставшими. Однако чеканка медных денег была прекращена.
Культура России в 17 веке
XVII в. - своеобразный период в истории русской культуры. Он завершает собой развитие культуры на протяжении предшествующих столетий. Такая переходность культуры в XVII в. обусловила, в свою очередь, весьма интересные тенденции в ней. Многие жанры продолжают существовать, но внутри них зреет новое содержание, взрывающее их изнутри. Идут процессы секуляризации, обмирщения культуры, ее гуманизация. Усиливается интерес к человеку, его жизни. Все это вырывается из тесных рамок средневекового канона, создавая порой кризисные явления, а порой приводя к невиданному взлету духа, и сейчас потрясающему наше воображение. Появляются первые сборники пословиц, многие из которых дожили до нашего времени. Широко распространены легенды, песни, сказания. Одним из любимых героев их становится Степан Разин, который наделяется богатырскими чертами и оказывается в одном кругу с былинными героями. Большее распространение получают рукописные книги, особенно сборники, в которых содержались различные материалы. С 1621 г. для царя стали изготавливаться рукописные «Куранты» - своеобразные газеты. Возрастание письменного делопроизводства привело к окончательной победе скорописи и новым попыткам организации производства бумаги в России. Наряду с рукописными книгами все более распространялись печатные. Активно работал Печатный двор, который выпускал и учебную литературу (например, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого). Одним из основных памятников общественно-политической мысли и литературы оставались по-прежнему летописи. В это время были созданы патриаршие своды, Бельский, Мазуринский летописцы, своды 1652,1686 гг. и многие, многие другие памятники летописания. Наряду с общерусскими появляются провинциальные, местные, фамильные и даже семейные летописные сочинения. В центре внимания писателей того времени все больше оказывались вопросы экономической жизни, политические проблемы. Новым явлением в литературе было распространение силлабического стихосложения, которое в свою очередь связано с барокко в русской литературе. Это, прежде всего, деятельность белорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого (С.Е. Петровского-Ситниановича), которого пригласили в Москву для обучения царских детей. Его произведения отличаются орнаментальностью, пышностью, отражая идею «пестроты» мира, переменчивость бытия. В 1678-1679 гг. появились два сборника его стихотворений - «Ветроград многоцветный» и «Рифмологион». Первое произведение - своего рода энциклопедия, в которой содержатся данные, почерпнутые из различных областей знания: истории, зоологии, ботаники, географии, минералогии и т.д. При этом достоверные сведения перемежаются мифологизированными представлениями автора. В русской архитектуре XVII в. также занимает особое место. С огромной силой проявилось стремление к отказу от вековых канонов, «обмирщению» искусства. Большую роль в развитии архитектуры в целом играло деревянное зодчество. Лома в городах строились, в основном, из дерева. Деревянное зодчество становилось все более разнообразным, усилилось стремление к декоративности, усложняются композиции, силуэты. Ярчайшим памятником деревянного зодчества был дворец в Коломенском, построенный в 1667-1678 гг. Дворец состоял из множества разных построек, связанных между собой переходами, и насчитывал 270 комнат с 3000 окон. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, «гульбищами», кокошниками, крылечками. В деревянном зодчестве в начале века преобладали простые по конструкции и внешнему оформлению постройки, но к концу столетия они становятся декоративными, многообъемными. Эта тенденция получает завершение в Церкви Преображения села Кижи (1714). Ближайшей предшественницей этого удивительного творения северных мастеров была Покровская церковь села Анхимово на реке Вытегре (1708). Эти церкви - «гимн луковичной главе» (М.А. Ильин). Рост каменного строительства был напрямую связан с усилением государственной власти. Еще в конце XVI в. возник Приказ каменных дел, сконцентрировавший лучшие силы в этой области. Усовершенствовались приемы каменного зодчества, значительно усложняются объемы построек. К основному массиву примыкают различные приделы и пристройки, получают распространение крытые паперти - галереи и т.д. Мастера начинают широко применять цветные изразцы, сложные кирпичные пояса и другие декоративные детали, из-за чего фасады построек приобретают необычайно нарядный, красочный вид. Одним из таких сооружений был Теремной дворец в Кремле, построенный в 1635-1636 гг. Баженом Огурцовым и Трефилом Шатуриным. Это трехэтажное на высоких подклетях здание, увенчанное высоким «теремком». Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов придавали дворцу просто сказочный вид. В церковной архитектуре развивается шатровый стиль. Наиболее известные постройки такого типа - «Дивная» церковь в Угличе и храм Покрова в Медведкове, возведенный в поместье Д. Пожарского. Своего рода эталоном храмового зодчества исследователи считают церковь Троицы в Никитниках, построенную в 1634 г. в Китай-городе на средства выходца из Ярославля, богатого купца Григория Никитникова. В первой половине века продолжали жить и развиваться строгановская и годуновская школы. В 1640-1650-х гг. наметилось слияние этих стилей, что отразилось в настенной живописи Ризоположенской церкви (1644), Успенского (1642-1648) и Архангельского (1652-1653) соборов Московского Кремля, церкви Николая Надеина в Ярославле (1640-1641), собора Савво-Сторожевского монастыря под Звенигородом (1650). Но в XVII в. зарождаются и новые тенденции, которые причудливо перемешиваются с прежними традициями. Все это порождает сложную исследовательскую проблему, чреватую разными, подчас противоположными, оценками. Высшая стадия развития живописи в это время - творчество С. Ушакова. Художник, работавший в Оружейной палате, стремился уже по-новому изображать человеческое лицо, пусть еще плоскостно, иконописно, но гораздо ближе к жизни. Знаменитым произведением Ушакова является его «Спас нерукотворный», а также икона на традиционный сюжет «Троицы». Ее не спутаешь с «Троицей» Андрея Рублева. На смену глубокой одухотворенности и возвышенности явилось тяжеловатое, «плотское» изображение фигур, появились всякого рода реалистические детали. Проявлением интереса к человеку, его психологии, внешнему виду стало и появление «парсунного» письма, портретных изображений. В первой половине века эти портреты выполнялись еще в иконописной традиции как, например, изображения Ивана Грозного и князя М.В. Скопина-Шуйского. Во второй половине столетия изображения стали приобретать более реалистический характер (изображения Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и др.). Этот век оказался переломным и для развития русской музыки. Церковная музыка становится более праздничной. Появляются «канты» - музыкальные произведения, которые исполнялись вне церкви; особое «партесное» пение для трех голосов. Возникает и новая, линейная запись нотного текста. Основой для развития музыки по-прежнему является русская народная песня - яркая, образная, богатая жанровым разнообразием и мелодичностью. Большой популярностью пользовался народный скомороший театр. Он часто преследовался властями, но народ любил театр Петрушки с его героями и уморительными остротами, часто направленными против тех же властей и людских пороков. Появляется и театр нового вида, созданный по инициативе А.С. Матвеева. Труппа театра была набрана из жителей Немецкой слободы. В 1672 г. состоялся первый спектакль в Преображенском. Правда, зрителями были только члены царской семьи и их приближенные. Ставились в основном переводные пьесы на библейские темы. Первая представленная пьеса - «Артаксерксово действо». |